Урок русского языка "Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение."


Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.

Цель:

Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.

Воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать любовь к родному языку;



Оборудование: карточки для рефлексии настроения и результативности, текст для работы над сжатым изложением, памятка «Как писать сжатое изложение»; план анализа текста.

План урока.

I. Рефлексия настроения.

II. Обсуждение темы занятия.

III. Актуализация знаний, умений, навыков.

IV. Практическая работа по группам.

V. Самостоятельная работа.

VI. Итог урока.



Ход урока:

I. Слово учителя: Доброе утро, ребята.

Сегодня я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показать изображение солнышка).

1. А какое настроение у вас ? (На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучами и тучи). Покажите ваше настроение на начало урока.

2. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сжатому изложению по тексту Челдышева «В поисках пропавших рукописей»

3. Итак, вспомните, пожалуйста, сколько способ сжатия текста существует в русском языке?

(три)

4. Назовите их. (слайд № 3)

( - исключение примеров, частностей, деталей ит.п.

- обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п.

- сочетание исключения и обобщения).

5. Как вы понимаете данное определение? (исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения).

(Дети дают свои ответы). В это время один работает со словарем Ожегова.

6. А какое определение способам сжатия текста дает словарь Ожегова? (слайд №4)

Работа со словарем:

Исключение - см. исключить: удалить из состава чего-нибудь.

Н-р, Исключить из списков.

Обобщение - см. обобщить: сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

Н-р, Обобщить свои наблюдения.

Сочетание – соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое.

Н-р, Сочетание звуков.

7. Слово учителя: Итак, делаем вывод,

---что при исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности); затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

--- при обобщении материала вычленим единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

8. А от чего будет зависеть выбор определённого способа сжатия текста?

(От коммуникативной задачи, особенностей текста.)

Слово учителя: как вы понимаете значение слова коммуникативный?

Словарная работа: КоММуникативный - сообщение, общение.(слайд № 5 )

9. Каким требованиям должно отвечать сжатое изложение?

1) Сохранять последовательность в развитии событий;

2) Наличие предложений, выражающих мысль общую для каждой смысловой части;

3) Установление смысловой связи между предложениями;

4) Использование точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Слово учителя: сегодня вам предстоит выполнить сжатие текста, который называется Куприн (очерк Б.Д.Челдышева «В поисках пропавших рукописей»).

11) Кто такой Александр Иванович Куприн, что вы о нем слышали, может быть что-то

читали?

(Дата рождения: 1870 - 1938; Куприн следует традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, его интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Он развивает в своем творчестве тему «маленького человека», подчеркивая необыкновенность каждого.

По программе читали в 5 классе «Детский сад»; 6 класс «Тапёр»; 7 класс «Куст сирени»;

«Чудесный доктор» 5 класс.

Слово учителя : в 10 классе вы глубже познакомитесь с творчеством этого замечательного писателя.

- У вас у каждого лежит на столе текст. Давайте с ним познакомимся.

Первое прочтение текста.(Чтение учителем, дети следят по распечатанному варианту). Скажите,пожалуйста, с чего начинается анализ текста. (Сформулируйте тему и основную мысль текста). В помощь на столе каждого есть план анализа текста, на который можете опираться.

Беседа после первого прочтения текста:

1) Определите тему текста (о чем текст)?

( Разный Куприн)

2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст).

( Книги долго хранят информацию и не стареют)

3) Определите стиль текста (художественный) и тип речи (рассуждение).

4) В чём особенность построения текста – рассуждения?

В рассуждении – на первое место выносится тезис (основная мысль), затем высказываются доводы, факты в пользу основной мысли; в конце текста –итог

5) Разбейте текст на микротемы, каково их количество?

(четыре микротемы)

6) Практическая работа по группам. (Элемент комплексного анализа текста):

1) Объясните значение выражений :

1 и 2 группа - «един и многолик»

Единый, - ая, -ое, -ин 1. Один, общий, объединённый.

2. Один, только один.

Многолик, - много – первая часть сложных слов в значении много.

- лик - 1. Лицо человека, а также изображение лица на иконах.

2. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь.

3 и 4 группа - любопытный и любознательный:

Любопытный - 1. Отличающийся любопытством.

2. Интересный, возбуждающий любопытство.

Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

7) Задание с листа: объяснить знаки препинания в подчеркнутых предложениях.

8) Развиваем орфографическую зоркость: (слайд №6)

А) уличных – ЧК – ЧН;

Б) Рыбацкую – суффикс – к - образовано от основы, которая оканчивается на – к (рыбак);

В) Совмещалось – мЕсто;

Г) Мастер-ювелир – приложение и определяемое слово выражено нарицательным именем существительным.

Д) ИнтеЛЛигентного - словарное слово.

Учителю: смотри лист с текстом для анализа.

Слово учителя: Обратитесь к памятке «Как писать сжатое изложение». (слайд № 7)

Каково ваше следующее действие?

(Составление плана )

9) Задание по группам : 1 и 2 группа - составьте простой план текста; 3 и 4 группа составляют цитатный план.

План (простой) (слайд № 8)

1. Куприн - писатель и Куприн - рабочий.

2. Любопытный и любознательный.

3. Потребность в знакомстве с простыми людьми.

4. Кропотливый труд литератора.



План (цитатный) (слайд № 9 )

  1. «Един и многолик»

  2. «Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем»

  3. «Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом»

  4. «Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы»

II. Второе прочтение текста.

Слово учителя:

1. Отметьте в нём главную информацию и подробности в каждой части.

  1. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).

Идёт работа по слайдам № 10, 11, 12, 13.

Слайд № 10: (1 микротема)

  1. своеобразным и неповторимым – исключить детали, главное в – един

  2. один – землемер, другой – грузчик

  3. третий учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре

искл. конкретных примеров (профессии)

  1. И много, много других – искл. повтор одного слова.

  2. В одном лице - исключить деталь (писатель Куприн)



Слайд № 11 (2 микротема)



  1. Все вопросы (1 абзац) - обобщение частных вопросов.

  2. Все было значительно проще – искл.

  3. Ведь профессия оставляет на человеке… - перечисление конкретных подробностей, которые можно исключить.

В чем заключена главная мысль этой микротемы? (любопытный и любознательный)



Слайд № 12 (3 микротема)

  1. Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда – искл. подробности.

  2. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны…

  3. становилось для Куприна … энергично приступал к ней. – искл. подробностей

  4. Или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз. – искл. подробности

Слайд № 13 (4 микротема)

  1. Иногда Куприн прерывал вдруг работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова – искл. подробности.

  2. Меткое слово, услышанное случайно

  3. Афоризм, художественная деталь… кусочков разговора - искл. нескольких однородных деталей.

  4. и дальше - искл. подробности.

  1. Как вы считаете, удалось ли нам сжать содержание? (да). Давайте познакомимся с новым текстом.

4. Чтение сжатого варианта (слайд № 14)

5. Получился ли текст? (Предложения связаны по смыслу, микротемы тоже ).

6.Назовите средства связи частей текста.

1мт+2мт - личное местоимение (морфологическое средство); Куприн - он

2мт + 3 мт – однокоренные слова (лексическое средство); люди - людом

3мт + 4 мт - личное местоимение (морфологическое средство); писатель - он

1мт +4мт – повтор ключевого слова (лексическое средство) писатель Куприн – писатель

7.Сохранились ли первоначальные особенности текста?

(Да.Стилевая принадлежность, тип речи)

V. Самостоятельная работа по тексту №42 из сборника изложений. (или Д/З)

Группы работают с одним текстом, затем обсуждение вариантов сжатия.

Самопроверка (слайд № 15).

VI. Подведение итогов.

Выставление оценок учителем по группам, внутри группы ведущим - консультантом.

Рефлексия настроения.



















Слайд 1
Учимся писать сжатое изложение Куприн (по очерку Б.Д.Челдышева «В поисках пропавших рукописей»)
Слайд 2
Слайд 3
Способы сжатия текста • Исключение примеров, частностей, деталей и т.п. • Обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п. • Сочетание исключения и обобщения
Слайд 4
Словарь Ожегова Исключение – удалить из состава чего-нибудь. Например: исключить из списков. Обобщение – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь. Например: обобщить свои наблюдения. Сочетание – соединение, расположение чегонибудь, образующее единство, целое. Например, сочетание звуков.
Слайд 5
Коммуникативный – сообщение, общение.
Слайд 6
Развиваем орфографическую зоркость • • • • • А) совмещалось – мЕсто; Б) уличные – ЧК – ЧН; В) рыбацкую – суф.-к- от основы на –к; Г) интеЛЛигентного – слов. слово. Д) мастер-ювелир – определяемое слово и приложение выражены нарицательными сущ.;
Слайд 7
Как писать сжатое изложение • • • • • • • • • • • 1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства. 2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача. 3. Выделить в тексте все части. 4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? 5. Составить план сжатого изложения. 6. В каждой части отметить главное, т.е. то, без чего он был бы лишен смысла. 7. Отметить то, что можно объединить. 8. Подобрать обобщающие слова и предложения (с их помощью переданы главные мысли микротемы). 9. Изложить сжато каждую часть. 10. Подумать, как связать части между собой. 11. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано?
Слайд 8
План 1. Куприн – писатель и Куприн – рабочий. 2. Любопытный и любознательный. 3. Потребность в знакомстве с родными людьми. 4. Кропотливый труд литератора.
Слайд 9
Цитатный план 1. «Един и многолик». 2. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. 3. Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. 4. Он трудился как мастер - ювелир, отчеканивая фразы.
Слайд 10
РАБОТАЕМ С ПЕРВОЙ МИКРОТЕМОЙ Он был « един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. одном лице - Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.
Слайд 11
РАБОТАЕМ СО ВТОРОЙ МИКРОТЕМОЙ Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремёсла и «отображать» потом жизнь Всё былоеё значительно во всём многообразии?! Он был очень любопытным и проще. человеком. Его любопытстволюбознательным вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём . Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придаёт ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, - говорил Куприн, - встречались люди с самыми неожиданными биографиями – фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой». Когда Александр Иванович решил поступить в рыбацкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса. Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал,
Слайд 12
РАБОТАЕМ С ТРЕТЬЕЙ МИКРОТЕМОЙ Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
Слайд 13
РАБОТАЕМ С ЧЕТВЁРТОЙ МИКРОТЕМОЙ Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» Он слова. трудился как мастерювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь – всё записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и всё может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.
Слайд 14
Куприн (окончательный вариант) Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были еще Куприны разных профессий. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. Он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди. Куприн был убежден: ничто не дает такой богатый материал как близкое знакомство с простым людом. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного» человека. Он трудился как мастер – ювелир, отчеканивая фразы. Писатель все дальше и дальше от нас в историю. Не стареют лишь его книги.
Слайд 15
Скромный благодетель Рахманинов давал крупные пожертвования на инвалидов, голодающих в России, посылал своим друзьям в Петербург и Москву. Каждый год он устраивал благотворительный концерт в честь русских студентов. Об этих его делах знали все – не могли не знать. Рахманинов, всегда собиравший полные залы, боялся, что на благотворительные концерты может никто не прийти. Он, не любивший появляться в прессе и фотографироваться, говорил, что надо дать какое-нибудь объявление в газете, а иногда с ребячьей жалостливостью предлагал напечатать с ним интервью. Когда ему возражали, что на его концерте и так будет аншлаг, он говорил, что не уверен в этом, ведь такая большая конкуренция.
Слайд 16

Полный текст материала Урок русского языка "Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Наталья Валерьевна  natal22509
12.02.2010 6 9131 3157

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК