Слайд 1
Учимся писать сжатое
изложение
Куприн
(по очерку Б.Д.Челдышева
«В поисках пропавших рукописей»)
Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.
Цель:
Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.
Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.
Воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать любовь к родному языку;
Оборудование: карточки для рефлексии настроения и результативности, текст для работы над сжатым изложением, памятка «Как писать сжатое изложение»; план анализа текста.
План урока.
I. Рефлексия настроения.
II. Обсуждение темы занятия.
III. Актуализация знаний, умений, навыков.
IV. Практическая работа по группам.
V. Самостоятельная работа.
VI. Итог урока.
Ход урока:
I. Слово учителя: Доброе утро, ребята.
Сегодня я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показать изображение солнышка).
1. А какое настроение у вас ? (На столе у каждого ребёнка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучами и тучи). Покажите ваше настроение на начало урока.
2. Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сжатому изложению по тексту Челдышева «В поисках пропавших рукописей»
3. Итак, вспомните, пожалуйста, сколько способ сжатия текста существует в русском языке?
(три)
4. Назовите их. (слайд № 3)
( - исключение примеров, частностей, деталей ит.п.
- обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов и т.п.
- сочетание исключения и обобщения).
5. Как вы понимаете данное определение? (исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения).
(Дети дают свои ответы). В это время один работает со словарем Ожегова.
6. А какое определение способам сжатия текста дает словарь Ожегова? (слайд №4)
Работа со словарем:
Исключение - см. исключить: удалить из состава чего-нибудь.
Н-р, Исключить из списков.
Обобщение - см. обобщить: сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.
Н-р, Обобщить свои наблюдения.
Сочетание – соединение, расположение чего-нибудь, образующее единство, целое.
Н-р, Сочетание звуков.
7. Слово учителя: Итак, делаем вывод,
---что при исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности); затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
--- при обобщении материала вычленим единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
8. А от чего будет зависеть выбор определённого способа сжатия текста?
(От коммуникативной задачи, особенностей текста.)
Слово учителя: как вы понимаете значение слова коммуникативный?
Словарная работа: КоММуникативный - сообщение, общение.(слайд № 5 )
9. Каким требованиям должно отвечать сжатое изложение?
1) Сохранять последовательность в развитии событий;
2) Наличие предложений, выражающих мысль общую для каждой смысловой части;
3) Установление смысловой связи между предложениями;
4) Использование точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Слово учителя: сегодня вам предстоит выполнить сжатие текста, который называется Куприн (очерк Б.Д.Челдышева «В поисках пропавших рукописей»).
11) Кто такой Александр Иванович Куприн, что вы о нем слышали, может быть что-то
читали?
(Дата рождения: 1870 - 1938; Куприн следует традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, его интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Он развивает в своем творчестве тему «маленького человека», подчеркивая необыкновенность каждого.
По программе читали в 5 классе «Детский сад»; 6 класс «Тапёр»; 7 класс «Куст сирени»;
«Чудесный доктор» 5 класс.
Слово учителя : в 10 классе вы глубже познакомитесь с творчеством этого замечательного писателя.
- У вас у каждого лежит на столе текст. Давайте с ним познакомимся.
Первое прочтение текста.(Чтение учителем, дети следят по распечатанному варианту). Скажите,пожалуйста, с чего начинается анализ текста. (Сформулируйте тему и основную мысль текста). В помощь на столе каждого есть план анализа текста, на который можете опираться.
Беседа после первого прочтения текста:
1) Определите тему текста (о чем текст)?
( Разный Куприн)
2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст).
( Книги долго хранят информацию и не стареют)
3) Определите стиль текста (художественный) и тип речи (рассуждение).
4) В чём особенность построения текста – рассуждения?
В рассуждении – на первое место выносится тезис (основная мысль), затем высказываются доводы, факты в пользу основной мысли; в конце текста –итог
5) Разбейте текст на микротемы, каково их количество?
(четыре микротемы)
6) Практическая работа по группам. (Элемент комплексного анализа текста):
1) Объясните значение выражений :
1 и 2 группа - «един и многолик»
Единый, - ая, -ое, -ин 1. Один, общий, объединённый.
2. Один, только один.
Многолик, - много – первая часть сложных слов в значении много.
- лик - 1. Лицо человека, а также изображение лица на иконах.
2. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь.
3 и 4 группа - любопытный и любознательный:
Любопытный - 1. Отличающийся любопытством.
2. Интересный, возбуждающий любопытство.
Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
7) Задание с листа: объяснить знаки препинания в подчеркнутых предложениях.
8) Развиваем орфографическую зоркость: (слайд №6)
А) уличных – ЧК – ЧН;
Б) Рыбацкую – суффикс – к - образовано от основы, которая оканчивается на – к (рыбак);
В) Совмещалось – мЕсто;
Г) Мастер-ювелир – приложение и определяемое слово выражено нарицательным именем существительным.
Д) ИнтеЛЛигентного - словарное слово.
Учителю: смотри лист с текстом для анализа.
Слово учителя: Обратитесь к памятке «Как писать сжатое изложение». (слайд № 7)
Каково ваше следующее действие?
(Составление плана )
9) Задание по группам : 1 и 2 группа - составьте простой план текста; 3 и 4 группа составляют цитатный план.
План (простой) (слайд № 8)
1. Куприн - писатель и Куприн - рабочий.
2. Любопытный и любознательный.
3. Потребность в знакомстве с простыми людьми.
4. Кропотливый труд литератора.
План (цитатный) (слайд № 9 )
«Един и многолик»
«Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем»
«Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом»
«Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы»
II. Второе прочтение текста.
Слово учителя:
1. Отметьте в нём главную информацию и подробности в каждой части.
Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
Идёт работа по слайдам № 10, 11, 12, 13.
Слайд № 10: (1 микротема)
своеобразным и неповторимым – исключить детали, главное в – един
один – землемер, другой – грузчик
третий учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре –
искл. конкретных примеров (профессии)
И много, много других – искл. повтор одного слова.
В одном лице - исключить деталь (писатель Куприн)
Слайд № 11 (2 микротема)
Все вопросы (1 абзац) - обобщение частных вопросов.
Все было значительно проще – искл.
Ведь профессия оставляет на человеке… - перечисление конкретных подробностей, которые можно исключить.
В чем заключена главная мысль этой микротемы? (любопытный и любознательный)
Слайд № 12 (3 микротема)
Любопытно, что Куприна меньше всего тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда – искл. подробности.
Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны…
…становилось для Куприна … энергично приступал к ней. – искл. подробностей
Или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз. – искл. подробности
Слайд № 13 (4 микротема)
Иногда Куприн прерывал вдруг работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова – искл. подробности.
Меткое слово, услышанное случайно
Афоризм, художественная деталь… кусочков разговора - искл. нескольких однородных деталей.
… и дальше - искл. подробности.
Как вы считаете, удалось ли нам сжать содержание? (да). Давайте познакомимся с новым текстом.
4. Чтение сжатого варианта (слайд № 14)
5. Получился ли текст? (Предложения связаны по смыслу, микротемы тоже ).
6.Назовите средства связи частей текста.
1мт+2мт - личное местоимение (морфологическое средство); Куприн - он
2мт + 3 мт – однокоренные слова (лексическое средство); люди - людом
3мт + 4 мт - личное местоимение (морфологическое средство); писатель - он
1мт +4мт – повтор ключевого слова (лексическое средство) писатель Куприн – писатель
7.Сохранились ли первоначальные особенности текста?
(Да.Стилевая принадлежность, тип речи)
V. Самостоятельная работа по тексту №42 из сборника изложений. (или Д/З)
Группы работают с одним текстом, затем обсуждение вариантов сжатия.
Самопроверка (слайд № 15).
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок учителем по группам, внутри группы ведущим - консультантом.
Рефлексия настроения.
Автор: Петрова Наталья Валерьевна
→ natal22509 12.02.2010 6 9264 3157 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.