Мастер-класс по теме: "Православная тематика в светском искусстве. Иван Шмёлев «Богомолье» («Царский золотой») для 5 класса
Мастер- класс
Цель: привлечь внимание к проблеме православных традиций в светском искусстве;
Апробировать урок, разработанным в технологии эффективных уроков.
Тема : Православная тематика в светском искусстве. Иван Шмёлев «Богомолье» («Царский золотой»).
Цель:
Познакомить с одной из глав повести Ивана Шмелёва «Лето господне».
Помочь «увидеть» духовный мир мальчика Вани, который совершает важный в своей жизни шаг - он отправляется к одной из главных православных святынь – Троице-Сергиевой лавре.
Помочь «увидеть» православную Русь из сердечной глубины верующего ребёнка.
«Показать», как формируется мировоззренческий, духовный мир малышей.
Совершенствование навыков анализа художественного произведения.
Это особенно ценно, поскольку все вместе попытаются понять (постичь) глубину православной веры мальчика Вани, его духовную суть, постижение мира.
«Богомолье» - путь автора
в «далёкое святое», в детство,
в православную Россию. Оно
выражает самое естество России –
и пространственное, и духовное...
Это её путь к Богу. И в этом
открывается ее святость».
И.Ильин
Оборудование:
портрет Ивана Шмелёва, карта Московской области, откуда начинается путь к Троице-Сергиевой лавре, где находятся мощи преподобного Сергия Радонежнского – одной из главных православных святынь, творение Андрея Рублева – Троица.
Тип урока –урок-погружение.
Ход урока.
Задача:
отправимся к путешествие вместе с мальчиком Ваней; переживём вместе с ним очень важные, значимые события. В святые православные места пойдет пятилетний мальчик Ваня со своим «дядькой» и духовным наставником Горкиным.
Круг первый.
Назовите главных героев повествования (Ваня, Горкин, отец) .
Как складываются отношения между мальчиком и взрослыми?
( Отец и Горкин – два самых близких человека, они олицетворяют для малыша мир – Дом, который основывается на любви, радости, православной вере.
Где происходит действие?
Старая Москва конца XIX века. Москва-православная, храмовая , «златоглавая»
Дом-там царят любовь , радость , вера
Лавра-там находятся православные святы.
Круг второй.
О каком событии рассказывается в этой главе? (Горкин мечтает побывать в Лавре, помолиться «по обещанию»). Это очень важный шаг для Горкина: помолиться, возможно, напоследок, «да и Мартын , помирая – просил».
Как готовится Горкин к этому событию (к путешествию?) (серъёзно, обстоятельно)
Обязательно идти пешком, «это не пустяки, к Преподобному сходить помолиться».
Дано обещание (обет).
Собирается основательно: «рубахи (одна простая, другая причащальная, сухарики – с чайком попить, пососать – дорога-то дальняя; лимончик, ножичек, поминанье (книжечка, с вытесненным на ней золотым крестиком, варенье – подарок Сане Юрцову: он послушанье несёт при монастыре». Итак, «самое душевное дело на Богомолье сходить».
Ваня, проникнувшись важностью происходящего события, тоже мечтатет отправиться вместе с Горкиным на Богомолье, в Лавру. Но мечтам его пока не суждено сбыться...Отец вначале отказывает ему. Горкин, чтобы утешить своего любимца, рассказывает ему историю, свидетелем которой был сам.
Это история мастера Мартына, получившего золотой за подлинное мастерство. Мастерство на Руси всегда ценилось – благословлялось свыше. Перед важным делом, как строительство Храма Христа Спасителя, благословлялось умение работать.
Таким образом , постижение Руси ( благодаря Горкину, мальчик становится участником важного события – строительства Храма Христа Спасителя)- это постижение Руси – пространственное, временное, территориальное.
Обращаем внимание на фотографии: Храм Христа Спасителя, исторические личности.
Повесть «Богомолье» была написана в 1930-1931 годы в Париже.
Шмелёв вспоминал о том времени, о встречах с поэтом Константином Бальмонтом: «И мы беседуем, читаем, он – новые сонеты, песни...» всё та же полнозвучность, яркость, но...звуки грустны , взволнованно- грустны ,тихость в них молитвы. Я – «Богомолье»: приоткрываю детство, вызываю. Мы забывались, вместе шли...в Далёкое, святое, дорогое...»
Шмелёв разбил свою повесть на 12 глав – каждая этап (шаг) пути к Троице-Сергиевой Лавре, где находится одна из главных православных святынь – мощи преподобного Сергия Радонежского. Собор Святой Троицы, где находятся мощи, расписан Андреем Рублёвым, там было и главное его творение – икона Троицы.
Круг третий
В центре повести – пятилетний мальчик Ваня. Шмелёв «показывает» нам православную Русь из сердечной глубины верующего ребёнка.
- Как воспринимает детская душа предстоящее событие – Богомолье? Некое обновление, что-то очень важное, значимое, новое. Новый мир будет, новая душа начнётся, наполненная божественной значимостью.
Понаблюдаем, как происходит воспитание души мальчика.
- Как воспринимает мальчик известие о том, что Горкин отправляется на Богомолье? («Горько-горько оттого, что его с собой не берут) – слёзы.
- История о мастеровом Мартыне – слёзы (другие) «жалко Мартына, что он помер...так жалко». Что того золотого не узнаю, и что Горкин один уходит...»
- Слёзы, когда отец разрешает Горкину отправиться на Богомолье
- Слёзы радости – разрешили!
Душа мальчика ранима и октрыта, она готова (она умеет) переживать, радоваться, страдать, сопереживать. Как важно мальчику постичь важную Истину – к обретению новой души надо идти постепенно, через страдания, трудности-в этом постижение православного мира.
Заканчивается день – долгий, сложный, эмоциональный, засыхают слезы на глазах Вани, он засыпает в ожидании новых событий. Эта глава с точки зрения композиции является зачином (началом действия), а с точки зрения постижения жизни – началом долгого пути, пути в мир православных традиций, новых встреч, укрепления веры.
Круг четвертый
Православные традиции:
-глубокая православная вера;
- получение благословения перед каким-либо начинанием;
- это уникальный православный мир.
Список используемой литературы
Вишняк М. И. С. Шмелев // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. М., 1994.
Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы. В 3 т. Франкфурт-на-Майне, 1981 — 1982. Т. 2.
Ильин И. А. Одинокий художник: Статьи. Речи. Лекции. М., 1993.
Ильин И. А. Собр. соч. В Ют. М., 1993—1999.
Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Париж, 1984.
Шмелев И. С. Собр. соч. В 8 т. М., 1998-2000.
Морозова Ирина Вячеславовна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №1 г.Юрьев-Польского.
Учитель русского языка и литературы.
Высшая квалификационная категория.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морозова Ирина Вячеславовна
→ IrinaMoro 16.02.2010 1 4091 710 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.