Конспект урока на тему «Инфинитив. Правописание мягкого знака в конце инфинитива. Употребление инфинитива в речи»; 5 класс


Стадникова Лариса Борисовна, Учитель русского языка и литературы, МОБУ "Новоладожская СОШ № 1"


Эпиграф

«Назначение глагола – выражать само действие, ход мыслей» (Колесов В.)


Цели урока:

1. Сформировать умение определять инфинитив.

2. Закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива.

3. Повторить раздел «Лексика и фразеология».

4. Закрепить умение употреблять инфинитив в речи.

Ход урока.

Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны выполнить следующее задание:

Задание для первого варианта.

  1. Выпишите из предложения подлежащее: С обрыва открывается чудесный вид;

  2. К полученному слову добавьте безударную гласную сказуемого: Зимой светает поздно;

  3. Допишите окончание глагола петь;

  4. Возьмите приставку от сказуемого: Зимний лес удивляет своей красотой.

Задание для второго варианта.

Выделите следующие морфемы:

  1. приставку в слове написать;

  2. корень в слове переход;

  3. суффикс в слове клеить;

  4. окончание в слове веселить.

Вопросы:

Какие слова у вас получились? (увидеть и находить);

На какие вопросы отвечают записанные слова? (Что делать? Что сделать?)

Как называются такие слова? (Глагол неопределенной формы, или инфинитив). Почему глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? имеют такое название?

Тема нашего урока:

«Инфинитив. Правописание мягкого знака в конце инфинитива. Употребление инфинитива в речи».

Все, что мы сейчас узнаем об инфинитиве, заполним в сводную таблицу (заполняется таблица в течение урока)

Введение нового материала.

  1. Работа на основе наблюдений. На доске:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник» (Крылов. «Щука и кот»)

«Стал Вольга тут покрикивати, колпаком стал Вольга помахивати» (в былине).

- Обратите внимание на глаголы, назовите их. Что особенного вы отметили?

- Почему у этих глаголов необычное окончание?

Слово учителя

Историческая справка

Инфинитив некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивался на – чи: печи, речи, беречи и др. по своему происхождению –чи также восходит к – ти.

- покрикивати, помахивати

- мягкий или твердый согласный звук в окончании? (мягкий)

В связи с исчезновением конечного безударного – и – образовались современные формы типа покрикивать, помахивать, печь, беречь.

Мягкость согласного на письме обозначает мягкий знак.

Обратим внимание, что под ударением – и – в инфинитиве сохраняется.

Нести, плести, везти, идти.

У ряда глаголов, у которых инфинитив оканчивается на ти, происходит…

Посмотрите, что происходит? грести – гребут; плести – плетут.

Выводы: Происходит чередование согласных.

Изучение основного теоретического материала (стр.202)

Вопросы:

Как называют начальную форму глагола?

Почему глаголы так называют?

На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

Какой знак пишется после букв Т и Ч?

Сохраняется ли перед СЯ мягкий знак?

В каких еще случаях в глаголах пишем мягкий знак? (на доске слова благодаришь, печалишься).

Слово учителя

А теперь я проверю, как вы усвоили теоретический материал.

1 задание.

Словарный диктант. Определить способ образования глаголов, выделив морфему. Объяснить написание.

Недовыполнить, сберечь, учишься, увлекаешься, опечалиться, ахать, пресечь, потрудиться, тренироваться, синеть, благодарить. (Один ученик у доски)

2 задание.

Запишите пословицы, объясните правописание не с глаголами. Какие глаголы использованы в пословицах?

1. Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. 2. Видит око, да зуб (не)ймет. 3. Потчевать велено, а (не)волить грех. 4. Лежа хлеба (не) добудешь.5. Лучше (не)досолить, чем пересолить. . (Один ученик у доски).

Выводы: инфинитив часто употребляется в поговорках, не с глаголами пишем раздельно. Исключение: неволит, неймет; приставку недо пишем слитно, т. к. она обозначает действие, выполненное не в полной мере.

3 задание

Поставьте данные глаголы в инфинитиве (неопределенной форме):

Сбережет – сберечь, поможет – помочь, стрижет – стричь, рассечет – рассечь, зажжет – зажечь, испечет – испечь. (Один ученик у доски).

Выделите окончания

Выводы: В глаголах с основой на шипящий пишем мягкий знак. Окончание в таких глаголах нулевое.


4 задание

Замените пословицы и выражения глаголами в неопределенной форме и наоборот. Какое значение имеет суффикс нича? Приведите свои примеры.

Сматывать удочки – удирать; бить баклуши – бездельничать; найти общий язык – договориться; держать язык за зубами – молчать; близко – рукой подать; мешать – путаться под ногами. (Запись на доске).

5 задание.

Определите, толкование каких слов я сейчас приведу, заменяя их инфинитивом.

Ускоренное движение с помощью ног – бежать, бегать;

Движение с помощью ног – идти, ходить;

Движение с помощью любого наземного транспортного средства – ехать, ездить;

Перемещение субъекта с помощью транспорта – везти, возить;

Приведение в движение округлого объекта – катить, катать.

После глаголов движения нам тоже надо поразмяться.

Физкультминутка: ДЕВОЧКАМ И МАЛЬЧИКАМ ТИХО-ТИХО ВСТАТЬ, ДЕВОЧКАМ И МАЛЬЧИКАМ РУКИ ВВЕРХ ПОДНЯТЬ, НА ЦЫПОЧКИ ВСТАТЬ, ПОТЯНУТЬСЯ, РУКИ ОПУСТИТЬ И ДРУГ К ДРУГУ ПОВЕРНУТЬСЯ. ДЕВОЧКАМ И МАЛЬЧИКАМ ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНУТЬСЯ, ДЕВОЧКАМ И МАЛЬЧИКАМ ДРУГ ДРУГУ РУКИ ДАТЬ И ПО-ДРУЖЕСКИ ПОЖАТЬ. ДЕВОЧКАМ И МАЛЬЧИКАМ У ПАРТЫ ТИХО ВСТАТЬ, ТИХО-ТИХО СЕСТЬ.

6 задание

От каких частей речи можно образовать глаголы?

Назовите основные способы образования.

Образуйте от существительных инфинитивы. От каких слов их нельзя образовать? Составьте с полученными словами предложения предложения.

Золото, серебро, бронза, хрусталь

7 задание

Передайте смысл следующих словообразовательных пар.

Опрокинуть – опрокинуться; красить – краситься; одевать – одеваться. (устно)

8 задание

По каким признакам вы распределите данные слова?

Распределите их так, как считаете нужным.

Сушь, уберечь, разжечь, товарищ, мелочь, помочь, клещ, сторож, (играть) туш, хвощ. (Исаков Павел, Костылева Маша выполняют упр. № 604).

9 задание

Диктант

Его можно ненавидеть, презирать, бояться, хотя он никогда не кричал. Он любит сидеть на кухне. Он стремительнее гончего автомобиля. Он не пахнет, а мы начинаем травить его химикатами. Полюбить их нельзя, но примириться можно.

Задание.

О ком или о чем идет речь в этом тексте? Выпишите глаголы в неопределенной форме.

Назначение глагола – выражать само действие, ход мыслей.

Скажите, где мы можем видеть объявления, предупреждения, в которых употреблена неопределенная форма глагола, инфинитив?

Предполагаемый ответ: в транспорте, в музее, на пляже, в зоопарке.

«Не курить», «Экспонаты руками не трогать», «За буйки не заплывать», «Зверей не кормить», «С водителем не разговаривать».

Выводы

Используя таблицу, расскажите, что вы узнали об инфинитиве?

Домашнее задание: п. 77. № упр. 606.

Инфинитив

(неопределенная форма глагола, начальная форма)

Вопросы:

На какие вопросы отвечают?



Окончания?



Морфологические признаки?



Область применения





























Сушь, уберечь, разжечь, товарищ, мелочь, помочь, клещ, сторож, (играть) туш, хвощ.




Опрокинуть – опрокинуться; красить – краситься;

одевать – одеваться.

7



Полный текст материала Конспект урока на тему «Инфинитив. Правописание мягкого знака в конце инфинитива. Употребление инфинитива в речи»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стадникова Лариса Борисовна  Хомутова
25.03.2014 0 8655 1316

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК