Урок русского языка в 8 классе по теме "Функции инфинитива в предложении"
МОУ «Урусовская СОШ»
Урок русского языка в 8 классе
по теме «Функции инфинитива в предложении"
Учитель русского языка и литературы
Родькина Надежда Николаевна
Тема урока : Функции инфинитива в предложении.
Цели урока:
Обучающие: дать представление о роли инфинитива в процессе работы над предложением; учить определять инфинитив как член предложения, повторить словосочетание, однородные члены, готовить к ГИА
Развивающие: развивать критическое мышление, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, а наше общение будет полезным и интересным.
II. Орфоэпическая минутка.
Учитель: Начнем урок с орфографической минутки. На доске записаны слова:
Соб…рать, гуси...ый, суф..икс, обв..нять, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жаться, здра..ствуй.
Задание: 1)вставить пропущенные буквы, из них сложить слово.
2) запишите слово с чередующейся гласной
3) составьте со словом кожаный словосочетание, построенное на основе согласование, замените его синонимичным со связью управление
III. Стадия вызова.
Учитель: Скажите, какое слово получилось?
Учитель: На какие вопросы отвечает инфинитив? ( отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
Учитель: В 6 классе мы с вами изучали морфологические признаки инфинитива. В 8 классе мы изучаем синтаксис. Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать об инфинитиве? (Синтаксические функции инфинитива, или каким членом предложения может быть инфинитив.)
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока. (Синтаксические функции инфинитива.)
Учитель: Определите цель нашего урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Мы должны найти ответ на вопрос «Каким членом предложения может быть инфинитив?)
Прием «Бортовой журнал»
Учитель: Сегодня на уроке вы исследователи, а исследователи, как правило, ведут журналы наблюдений. Мы тоже с вами будем вести такой журнал. Давайте заполним левую колонку нашего журнала. Запишите свои предположения о синтаксической функции инфинитива.
Предположения |
Новая информация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Учащиеся заполняют журнал в парах, записывая свои предположения.)
Учитель: Предположения записаны. Что дальше? (Ученики высказывают свое мнение по поводу дальнейшей работы.)
Учитель: Я согласна с теми, кто считает, что предположения нужно проверить.
IV. Стадия осмысления.
Прием «Фишбоун».
Учитель: Сформулируйте главный вопрос нашего урока. (Каким членом предложения может быть инфинитив?)
Учитель: Запишем вопрос на доске – это голова рыбы.
Учитель: Дальше будем работать с предложениями, которые распечатаны на листочках. Сначала прочитаем все предложения. (Ученики по желанию читают предложения.)
Читать – значит применять в жизни прочитанное. (А. Дистервег.)
Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен, учат жить. (С.Смайлс.)
Хорошая книга – беседа с умным человеком. Читатель получает от неё
знания и обобщение действительности, способность понимать мир. (А. Толстой.)
Книги – наши последние друзья, которые нас не обманывают, всегда остаются с нами не попрекать нас своей старостью, а скрашивать её. (Э.Фагэ.)
Учитель: Какой мыслью объединены все предложения? (Книга играет большую роль в жизни человека.)
Учитель: Спасибо! Хочется, чтобы книги были вашими друзьями и постоянными спутниками.
Учитель: План работы с предложениями (он есть на доске) таков:
Прочитать предложение.
Записать предложение в тетрадь.
Подчеркнуть грамматическую основу.
Найти в предложении инфинитив.
Определить, каким членом предложения является инфинитив.
Учитель: Как определить, каким членом предложения является слово? (Нужно к этому слову задать вопрос от того слова, к которому оно относится, и по вопросу определить, какой это член предложения.)
( Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно.)
Учитель: Работа, я вижу, выполнена, начинаем совместную деятельность.
Каким членом предложения является инфинитив в первом высказывании?
(В этом предложении инфинитивом выражены главные члены – подлежащее и сказуемое. Поэтому в предложении есть тире.)
Учитель: Это вам было известно? (Да)
Учитель: Кто прокомментирует второе предложение? (Во втором высказывании инфинитив является дополнением, т.к. отвечает на вопрос чему?).
Учитель: Все так думают? (Несколько учеников считают, что инфинитив входит в состав глагольного сказуемого.)
Учитель: Кто объяснит товарищам, почему это дополнение? (Жить – это дополнение, потому что обозначает действие другого лица, если проще, то учат книги, а жить будете вы. Если бы инфинитив входил в состав сказуемого, то бы обозначал действие лица, названного подлежащим.)
Учитель: Очень хорошо!
Учитель: Чем является инфинитив в третьем предложении? (В третьем предложении инфинитив является определением, потому что отвечает на вопрос какую? Способность (какую?) понимать.)
Учитель: Все согласны с мнением товарища? (Согласны все.)
Учитель: Осталось ещё одно предложение. Какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив в нем? (В этом предложении инфинитив является обстоятельством, потому что отвечает на вопрос зачем? Это обстоятельство цели.)
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Учитель: Запишем вывод – это хвост рыбы.
Инфинитив может быть любым членом предложения.
Теперь вам необходимо поработать с текстом и выполнить следующие задания:
1. Укажите в третьем высказывании слово с безударной гласной
(способность)
2. Из записанных предложений найдите предложение с однородными дополнениями, подчеркните их
3. В последнем предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.
Работа с карточками. для девочек
Подчеркните инфинитив как член предложения
Какое же счастье
для человека, что
ему дана
возможность дружить
с книгой и
пользоваться ее
неиссякаемой
мудростью! Книги,
как ничто другое, могут предостеречь
мыслящих людей, молодое поколение,
помогут распознать зло, научат добру.
Саше
1.Я быстро стал спускаться с холма (составное глагольное сказуемое).
2.Надо уважать старость (составное глагольное сказуемое).
3.Бегать по эскалатору запрещается
V. Стадия рефлексии.
Учитель: Вернемся к началу урока. О чем вы должны были узнать на уроке? На какой вопрос искали ответ? (Ученики дают ответы.)
Учитель: А сейчас закончите заполнение правой колонки в своем журнале наблюдений. Запишите, что вы узнали нового, подтвердились ли ваши предположения. (Учащиеся записывают свои наблюдения, сопоставляют части журнала.
Учитель: Работа закончена. Кто хотел бы высказаться? (Ученики по желанию рассказывают о своих предположениях и открытиях.)
Приём «Синквейн».
Учитель: Заканчивая разговор об инфинитиве, предлагаю вам написать синквейн. На парте у вас есть памятки по его составлению. Вспомните. (Ученики быстро прочитывают памятку.)
Учитель: Составьте синквейн в паре с соседом. (Ученики работают 3 минуты).
Учитель: Кто желает представить свой синквейн классу? (Ученики по желанию читают синквейн, выбирается самый удачный.)
Пример синквейна.
Инфинитив
трудный, необходимый.
Дополняет, разъясняет, определяет.
Интересен инфинитив в предложении!
Речь.
Учитель: Наверное, данным синквейном можно закончить урок.
Как вы думаете, есть ещё у инфинитива секреты? (Ученики высказывают предположения.)
Учитель: Через несколько уроков мы будем изучать односоставные предложения, будет ещё одна встреча с инфинитивом и не менее интересная, чем сегодня.
Задание на дом: выписать из художественных произведений предложения
Использованная литература
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык: 8 класс». – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Егорова Н.В. , Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.
Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс»/О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Родькина Надежда Николаевна
→ rodkina7247 27.03.2014 5 4244 2210 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.