МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ
РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ № 10
х.
КУЛИКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ
РАЙОН
Разработка
урока русского языка на тему
«Алфавит.
Гласные и согласные звуки»
для
5 класса
Выполнила:
Анисимова
Татьяна Александровна,
учитель
русского языка и литературы
высшей
квалификационной категории
2014
г.
Тема
урока:
Алфавит. Гласные и согласные звуки.
Класс:
5
Цели
урока:
1)
повторить и углубить знания учащихся
по данной теме;
2) учить применять
полученные знания на практике;
3)
развивать учебные умения и навыки
(монологическая речь; выразительное
чтение)
4) воспитывать интерес к
истории родного языка.
Оборудование
урока:
1)
мультимедийная
презентация;
2)таблица «Алфавит
русского языка»;
2) памятка «Что значит
выразительно читать»;
3) тесты
(раздаточный материал)
Ход
урока
Оргмомент.
Запись
темы урока. Учитель объявляет тему и
цели урока. Слайд
№1
-
Сегодня мы будем изучать тему «Алфавит».
Эта тема вам знакома из курса начальной
школы. Мы повторим алфавит, узнаем его
историю, поговорим о том, для чего нужно
знание алфавита, поучимся применять
наши знания на практике. Вспомним
отличительные особенности гласных и
согласных звуков. Сегодня каждый из
Вас, ребята, будет маленькой звёздочкой
и в течение урока должен ЗАЖЕЧЬСЯ,
2.
Проверка домашнего задания:
- 2 ученика на доске выполняют
синтаксический разбор предложений:
Каждый
человек рождён для того, чтобы приносить
пользу Родине.
Я
люблю свой родной край и горжусь им.
Учитель
«делит» детей на «визуалов» и «аудиалов».
«Визуалам» даёт карточку с заданием.
3.
Объяснение нового материала.
Дети
делятся на группы по Зодиакальным
Созвездиям.
Словарно
– орфографическая работа.
Запись
слов с объяснением значения каждого.
Выходят по очереди представители каждого
Зодиакального Созвездия.
Трудолюбивый,
дисциплинированный, ответственный,
бескорыстный, добродушный, гостеприимный,
радушный…
Учитель:
-Вы,
ребята, должны стремиться обладать
такими качествами характера. Расположите
данные слова по алфавиту. Сколько в них
гласных и сколько согласных звуков?
Слайд
№2
-Алфавит
– альфа+ вита (греч) – название первых
букв греческого алфавита.
Азбука –
аз+ буки – название первых букв кириллицы.
Алфавит – это совокупность букв,
расположенных в определённом порядке.
2.
История русского алфавита
-
Сообщения учащихся - представителей
Зодиакальных Знаков.
1
ученик:
«более тысячи лет назад славянские
книжники братья Константин (в монашестве
Кирилл) и Мефодий стали авторами первого
славянского алфавита. В наше время
десятая часть всех существующих языков
– семьдесят! – имеет письменность на
основе кириллицы».
2
ученик:
«В 863 году просвещённые братья Константин
и Мефодий прибыли из Византии в земли
славян. Оба хорошо знали славянский
язык, владели даром убеждения. Основной
их задачей была проповедь христианства.
Легенда говорит о том, что Константин
сперва не хотел брать на себя эту миссию.
Он считал, что без письменности
христианское просвещение невозможно».
3
ученик:
«И тогда византийский царь Михаил
поручил братьям составить грамоту
славянам. Так братья – проповедники
стали и учителями. В первой славянской
азбуке оказалось 40 букв. Называлась она
«Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики
Константина и Мефодия изобрели вторую
и главную славянскую азбуку – кириллицу,
названную в честь Константина – Кирилла.
Каждой букве было дано название: аз,
буки, веди, глаголь, добро…
Кроме
того, буквами можно было обозначать и
числа: «аз»-1, «веди»-2, «глаголь»-3…Создатели
азбуки старались сделать буквы простыми,
чёткими, лёгкими в написании. До сих пор
кириллица считается одной из самых
удобных систем письма. А имена Кирилла
и Мефодия «первоучителей славянских»,
стали символом духовного подвига.
В
мае 1992г. в центре Москвы, на Славянской
площади установлен памятник братьям –
просветителям».
Учитель
:
«Давайте
рассмотрим «Кириллицу». Некоторые буквы
Кирилл позаимствовал из греческого
алфавита, некоторые изобрёл сам.
Получилась удобная азбука, которой мы
пользуемся до сих пор. Конечно, кое-что
изменилось: несколько букв было утрачено
за ненадобностью, многие стали проще в
написании.
Реформу русской азбуки
осуществил в 1708 г. Пётр I .
К этому
времени некоторые буквы устарели: «нос
большой» и «нос малый», «омега», «ух».
Они существовали в алфавите только лишь
по традиции, а на деле без них прекрасно
можно было бы обойтись.
В 1918г. была
ещё одна реформа: «ушли» из русского
алфавита устаревшие «ять», «фита»,
«ижица». Надобность в них отпала, потому
что те же звуки с успехом обозначались
буквами е, ф, и. И вот тогда-то у нас
осталось 33 буковки.
По этой азбуке
учились наши предки.
Чтение
стихотворения Н. Кончаловской
«Как
церковный грамотей в старину учил детей»
1930г.
В
старину учились дети,-
Их учил
церковный дьяк.-
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как
Аз да Буки,
В –как Веди, Г- Глагол.
И
учитель для науки
По субботам их
порол.
<….>
Трудно грамота
давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться
ничему.
Обучались лишь мальчишки
Дьяк с указкою в руке
Нараспев
читал им книжки
На церковном языке.
3.
Работа с таблицей «Алфавит»
-
Прочитайте алфавит, следя за правильным
названием букв.
- Для чего нужно
хорошо знать алфавит?
(По алфавиту
расположены слова в словарях, книги на
полках в библиотеке, составляются списки
и т.д.)
-Чем
отличаются гласные от согласных звуков?
Слайд №3
4. Сказка
«Кому живется лучше?»
Как-то встретились
в фонетическом царстве-государстве два
звука и разговорились.
– Здравствуй,
друг! Давай знакомиться! Я согласный
звук. А ты кто?
– А я гласный. Как
ты поживаешь?
Согласный
отвечает:
– Плохо! Мне все
мешают. На своем жизненном пути я встречаю
одни преграды. Чтобы вырваться на волю,
мне приходится преодолевать баррикады,
которые устраивают мне зубы, губы и
язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что
уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный
восклицает:
– Прекрасно! На
своем пути я не встречаю никаких преград.
Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно!
Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен
далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!».
С моей помощью люди аукаются в лесу,
когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый,
наверное?
Согласный
с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос
у меня тихий, слабый, слышен плохо.
Кричать я вообще не умею. А иногда голос
вообще пропадает, из горла вырывается
только свист, шипение и шум. Самое больное
место у меня – это то, что я не могу петь.
Я не музыкален. А ты?
Гласный
восторженно:
– Я очень люблю
петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые
песни, например, колыбельные, люди
выводят иногда только на одном гласном.
Вот так:
– Я и песня
нерасторжимы.
Слайд №4
Согласный:
– Какой ты счастливый
и какой я несчастный! Я ничего не умею!
Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите,
прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Закрепление
изученного:
Кто главнее?
Как вы думаете,
какие звуки (буквы) важнее – гласные
или согласные?
Проведем эксперимент. Возьмем любые
четыре слова. Уберем из них все согласные
буквы. Что у нас получится?
-
- и - а
-
а - а - - а -
|
-
- о - а
-
- - а - и - а
|
Можно ли догадаться,
какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем
те же самые слова, но оставим в них только
согласные: Слайд №5
к
н - г -
к
- р - нд - ш
|
шк
- л -
стр
- н - ц -
|
А теперь догадались?
Наверняка. Так кто же главнее – гласные
или согласные? Подумайте и объясните,
почему вы так считаете?
(Ответ.
Более важными для понимания речи являются
согласные, так как они дают большую
информацию о слове.)
2. Отгадай
мультфильмы
Слайд №6
Отгадайте названия
мультфильмов, в которых оставлены только
согласные буквы
Р - с - л - чк -
Кр - с - в - ц -
- ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп
- ш - т н - п - м - щь
К - н - к - л - в
Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д - !
Смогли бы вы
прочитать эти названия, если бы они
состояли из одних гласных?
3. Фронтальный
опрос учащихся - каждое «Зодиакальное
Созвездие»:
-
В
алфавитном порядке расположены сведения
в справочниках. Представьте себе, что
вы хотите получить сведения о разных
странах и приобрели справочник «Страны
мира». Пользуясь алфавитом, ответьте
на вопросы:
- Где вы будете искать
Австрию, в начале или в конце справочника?
- А Швецию? А Бельгию? А Югославию?
-
О какой стране говорится раньше: О Польше
или о Греции? О Румынии или о Чехословакии?
Об Индии или об Эвкадоре?
-
По алфавиту составляются самые разные
списки, в том числе список ваших фамилий
в классном журнале. Составьте
список своего «Зодиакального Созвездия».
Если фамилии начинаются с одинаковой
буквы, необходимо учитывать вторую,
третью и т.д. буквы.
4.
Выполнение теста.
- В каком ряду фамилии расположены
строго в алфавитном порядке?
Слайд №7-8
I
вариант:
1. Соколова, Степанов, Федотов,
Цыганков.
2. Соколова, Степанов,
Цыганков, Федотов.
3. Степанов,
Соколова, Федотов, Цыганков.
4.
Соколова, Федотов, Цыганков, Степанов.
II
вариант:
1.Михалков, Миронов, Линьков,
Лановой.
2. Линьков, Лановой, Михалков,
Миронов.
3. Лановой, Линьков, миронов,
Михалков.
4. Лановой, Миронов, Линьков,
Михалков.
Тест
можно проверить на уроке.
5.
Итоги урока
Слайд №9
-
Итак, что такое алфавит?
- Для чего
мы должны его хорошо знать? Где нам
пригодятся наши знания?
6.
Выставление оценок с комментариями
учителя. Каждому ученику учитель дарит
маленькую звёздочку со словами
благодарности.
7.
Домашнее
задание:
Слайд №10
Написать
творческую работу – сочинение-миниатюру
о любых буквах алфавита.