Проект урока системно–деятельностного типа по ФГОС по теме «Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне». 11 класс
Проект урока системно – деятельностного типа по ФГОС по теме «Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне».
Педагог: Парфенова Е.В. МБОУ «Стуковская СОШ» Павловского района, Алтайского края.
Предмет: русский язык. Класс 11.
Тема: орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне.
Цель: создать условия для достижения образовательных результатов через изучение написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне.
Личностные результаты: ответственное отношение к учению, формирование целостного мировоззрения (языковой культуры), развитие коммуникативной культуры (через работу в группах).
Метапредметные результаты: умение определять цели, понятия, основы самооценки и самоконтроля, развитие логического мышления (через работу в группах, парах).
Предметные результаты: развитие орфографического навыка.
1.Опрос по домашнему заданию.
Цель: диагностировать затруднения по предыдущей теме урока «Орфоэпия», выявить ошибки, актуализировать полученные знания, умения, навыки.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Учитель записывает на доске группу слов. Например, Августовский,вЕсело, дОчиста, слИвовый, термИческий и др. |
Учащиеся правильно произносят данные слова, записанные на доске, подбирают к ним синонимы. Работают с лексическим значением слов: честолюбивый, тщеславный, тщедушный, тщетный. |
Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения материала: на доске есть памятка, за что ученик получает отметку «5», «4», «3» и т д.
2. Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку, мотивировать на изучение нового материала, с помощью игровой ситуации снять тревогу, опасение учащихся по поводу изучения нового материала.
Метод организации работы : игровая ситуация «Копилка опасений».
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1).Учитель раздаёт ученикам листки бумаги и просит их написать то, что их тревожит, что может помешать активному участию в занятии и т д. Учитель предупреждает, что он не будет читать эти записи, но они помогут избавиться на время от тревог, их можно будет после занятия забрать. Учитель поясняет, что тревога должна уменьшиться, если её перенести на лист бумаги. 2). Учитель объявляет тему урока «Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне». 3).Учитель раздаёт карточки с заданиями «Выберите правильный вариант проверочного слова» Ум(е, и)лительный А) милый; Б) мел. 2. Св(и, е)дание А) ведать; Б) видеть. 3. Усм(и,е)рять А) мера; Б) мир и др. |
Учащиеся записывают на листах свои страхи или волнения: «Смогу ли я справится с волнением?» «А вдруг я отвечу не так, как нужно?» и др.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся работают в микрогруппах по 2 – 3 человека, потом обмениваются карточками между группами, проверяя друг друга |
Некоторые учащиеся могут затрудниться с правильным ответом, тогда учитель просит их сформулировать цель урока. Что должны узнать? Чему должны научиться?
3. Изучение нового материала.
Цель: отработать навыки написания слов с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне. Учить различать эти орфограммы, сравнивать лексические значения омонимичных корней, применяя таблицу «Чередующиеся гласные в корне».
Задачи: формировать умения применять полученные знания на практике; развивать мышление, необходимое образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развивать умения и навыки, позволяющие адекватно понимать чужие и порождать собственные высказывания.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1). Лекция учителя. Цель: актуализировать знания учащихся о безударных и чередующихся гласных в корне. Учитель даёт теорию по теме урока: чередующиеся гласные в корне, проверяемые и непроверяемые гласные в корне, лексическое значение омонимичных корней. 2). Учитель предлагает тестовые задания.
3). Работа по учебнику А.И.Власенкова. Упр.105, 106 ( вставить пропущенную орфограмму, графически объяснить написание чередующейся гласной в корне, обозначить корень и суффикс). |
Запись лекции учителя.
Практическая работа с тестовыми заданиями. Цель: отработать орфографические умения, а также умение объяснять правописание слов в соответствии с изученными правилами об однокоренных словах, о чередующихся гласных в корне слова. Комментированное письмо (работа с упражнениями 105, 106). |
Оборудование к уроку: учитель заранее готовит раздаточный материал: корточки с тестовыми заданиями, таблицу «Чередующиеся гласные в корне» или выводит данную информацию на экран интерактивной доски Литература к уроку: Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Русский язык/ авт. – сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011 (задания А 13). ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ : учебно - методическое пособие/Т.Г.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учебн. Для 10- 11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова.- М.: Просвещение, 2009. Русский язык: 10 – 11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ/ Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2007. |
Примерные тестовые задания:
Задание 1
Укажите ряд, во всех словах которого есть проверяемые безударные гласные в корне.
старинный, заревел, отпирать, зеркальный
горизонт, выделять, словарный, развивать
грозовой, догонять, молчание, цепочка
вымостить, распахнуть, косить, касаться
Задание 2
Укажите ряд, во всех словах которого есть чередующиеся гласные в корне.
предполагать, сложный, касательный, загореть
зоревать, выскочу, росток, отмирать
косьба, творение, блистать, выберет
нагорный, расстелю, вытер, склонение
Задание 3
Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать а.
ср(а,о)внение, пром(а,о)кательный, пл(а,о)вучесть, подск(а,о)кать
ур(а,о)вень, обм(а,о)кнуть (перо), оз(а,о)рение, прор(а,о)стать
отр(а,о)сль, ск(а,о)чок, утв(а,о)рь, попл(а,о)вок
зар(а,о)сль, прик(а,о)саться, з(а,о)рница, ур(а,о)внение
Задание 4
Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать о.
покл(а,о)ниться, накл(а,о)нение, пол(а,о)г, выр(а,о)сток
пл(а,о)вец, г(а,о)реть, вым(а,о)кнуть, ср(а,о)внить
уг(а,о)релый, выр(а,о)сший, отр(а,о)сль, к(а,о)снуться
пор(а,о)сль, заг(а,о)релыйвыск(а,о)чить, з(а,о)ря
Задание 5
Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать е.
соб(е,и)рёшь, расст(е,и)лю, зам(е,и)рать, раст(е,и)реть
зап(е,и)реть, разд(е,и)рём, бл(е,и)стит, выч(е,и)сть
заб(е,и)ру, выж(е,и)чь, отт(е,и)реть, выж(е,и)мать
соч(е,и)тать, зан(е,и)мать, подп(е,и)реть, отм(е,и)реть
Задание 6
Зачеркните ненужные буквы. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать и.
нач(е,и)нать, дож(е,и)нать, выж(е,и)г, проб(е,и)раться
изб(е,и)рать, соч(е,и)тание, выд(е,и)рать, забл(е,и)стит
наж(е,и)мать, зан(е,и)мать, вн(е,и)мать, расст(е,и)лать
уб(е,и)рать, см(е,и)ртельный, выч(е,и)тать, сж(е,и)гать
Задание 7
Найдите и исправьте ошибочный вариант написания.
а) утварь б) скачу в) зарянка г) отрасль
а) зоревать б) росток в) полог г) скочок
а) сочетание б) смертельно в) внемательно г) подпереть
а) замирать б) блистать в) сочитать г) избиратель
Методы стимулирования: за безошибочное выполнение тестовых заданий отметка будет выставлена в журнал.
Проверка выполненных заданий (закрепление).
Цель: диагностика затруднений, их устранение (для учителя).
Цель: актуализация полученных знаний, умений, навыков (для учащихся).
Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения материала: на доске есть памятка, за что ученик получает отметку «5», «4», «3» и т д. Каждый учащийся сам оценивает свою работу по этим критериям.
Если учитель определяет, что часть учащихся не достаточно хорошо усвоила материал урока, он предлагает этим ученикам похожие задания (например, из сборника тестов Егораевой Т.Г.), а сильных учеников класса просит проверить правильность выполнения заданий.
Домашнее задание.
Цель: проверить степень усвоения материала урока учащимися (для учителя).
Цель: отработать полученные знания, умения, навыки на практике самостоятельно, выявить пробелы в знаниях, подготовить учителю вопросы (для учащихся).
Дом. Задание: по учебнику А.И.Власенкова. Упр.107, 108 (объясните графически следующие написания, подберите проверочные слова, не смешивайте корни с чередованием и корни с проверяемой гласной).
Из сборника тестов Егораевой Т.Г. Вариант 1 – 5 (задания А 13 – выполнить тестовые задания).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Парфенова Елена Васильевна
→ Elena_5 13.10.2014 0 4281 591 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.