Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными", 9 класс
Худяшова Надежда Григорьевна
Разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».
Анонс.
Урок предназначен для обучающихся профильного уровня. Организация самостоятельной деятельности учеников по освоению темы на уроке создает условия для получения новых знаний на основе имеющихся, при этом активно используются интерактивные средства.
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Цели:
Обучающая:
Подвести к пониманию признаков сложных предложений с придаточными определительными
Подвести к пониманию отличия придаточных определительных от придаточных местоименно-определительных.
Развивающая: Создать условия для получения новых знаний на основе имеющихся.
Воспитательная: Закреплять умение работать в группах.
Оборудование: ноутбуки, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: объяснение нового материала с элементами самостоятельной работы.
Форма урока: урок-исследование.
Форма обучения: аналитическая беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, индивидуальная работа.
Ход урока
I этап. Актуализация знаний. Аналитическая беседа.
Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
Отметьте общее в этих предложениях.
Укажите, чем они отличаются.
Задайте вопрос от главного предложения к придаточному, сделайте вывод.
Попробуйте поменять местами главное предложение и придаточное. Что из этого следует?
-С какой целью мы выполняли эту работу?
(Примечание: задание служит подготовкой к самостоятельной работе по усвоению нового материала).
II этап. Этап разрыва между знанием и незнанием.
Работа в группах. Каждой группе дана карточка с предложениями и перечнем заданий.
Грош цена человеку который не может сломить дурной привычки.
В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно.
Кто землю сам пахал тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки.
Временами дорога прорывалась через такую гущу осинника что надо было идти согнувшись.
А) Выполните следующие задания:
выделите грамматические основы, союзы (союзные слова);
обозначьте главное и придаточное предложения;
определите, к чему относится придаточное предложение; от каких слов в главном предложении ставится вопрос; какой вопрос;
как придаточное присоединяется к главному предложению;
укажите место придаточного предложения, можно ли его переставить;
какие слова в главном предложении помогают определить вид придаточного?
Б) Выполнение индивидуальных заданий (2ученика):
I ученик – Рассмотрите вне контекста слова который, где, куда, что и определите, с какими членами предложения они могут быть связаны. Можно ли по ним определить вид придаточного? Сделайте вывод о том, что является главным в определении вида придаточного предложения.
II ученик – Составьте таблицу для конспектирования нового материала, включив в неё основные положения сегодняшнего урока.
В) «Хочу попробовать свои силы». На компьютере один ученик выполняет самостоятельное задание по плану (предложения те же, что и в группах; когда будем проверять задания по группам, эту работу выведем на интерактивную доску и сразу проверим):
Выделите грамматические основы.
Найдите главное и придаточное предложения. Обозначьте их условными знаками ( [ ], ( ) ).
Укажите слово, от которого задавали вопрос (×).
Задайте вопрос и определите вид придаточного предложения (напишите в скобках).
Работа на ноутбуках. Через Интернет найдите теоретический материал по теме и подготовьте ответ. (Проверка осуществляется следующим образом: от каждой группы выступает один ученик, анализируя одно предложение по плану. Учащиеся заполняют таблицу. Индивидуальное задание проверяется по ходу выступления).
III этап – Постановка вопроса. В чём разница между придаточными из III предложения и остальными? Что является главным в определении вида придаточного? Работа с интерактивной доской: учащиеся заполняют сравнительную таблицу.
|
Вопрос |
К чему относится |
Как присоединяется |
Местоположение |
Определительное |
|
|
|
|
Местоименно-определительное |
|
|
|
|
Под таблицей: что, который, существительное, любое, куда, тот, где, кто, после существительного, какой?, местоимение, какой?, какие, всякий и т.д. По окончании данной работы указать на разные подходы лингвистов к названию придаточных.
(Примечание: II и III этапы урока ориентированы на учёт и реализацию индивидуальных способностей учащихся: самостоятельности, исследовательских умений, критического мышления).
IV этап – Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Среди предложений найдите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными. Укажите верный вариант. Назовите номер предложения с придаточным местоименно определительным.
Iвариант
Кто смел да стоек, тот семерых стоит.
Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать.
Мы знаем, какие страшные раны наносит война земле.
Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
А) 1,2; Б) 1; В) 1,3; Г)1,4;
II вариант
Если у тебя будет мужество, дело не будет тяжёлым.
Всякий, кто видел её в первый раз, испытывал изумление.
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.
Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания.
А) 3; Б) 3,4; В) 2,3,4; Г) 2,3;
III вариант
Не ищи правды в других, когда её нет в тебе.
И боль, что скворчонком стучала в виске, сжимает, сжимает.
Всё, что человек воздвигает вокруг себя и для себя, он строит для всего сущего вокруг.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
А) 1,2; Б) 2,3; В) 1,3; Г) 2;
IVвариант
Комната, куда меня привели, была похожа, скорее, на сарай.
И нищий наездник таится в ущелье, где Терек играет в свирепом веселье.
Кто словом скор, тот в деле не спор.
Через окно я видел, как большая серая птица села на ветку клёна.
А) 1,2,3; Б) 1,2; В) 2,3; Г) 1,2,4;
Самопроверка: Iв. – Г; 1; IIв. – В; 2; IIIв. – Б; 3; IVв. – А; 3;
(Примечание: Этот этап способствует развитию умения анализировать языковой материал и оценивать собственную деятельность).
Релаксация и подведение итогов урока. (Примечание: каждый ученик за урок может получить несколько оценок, т.к. на перемене учащиеся на «Листке выбора» пишут свои пожелания, например, не готова работать ни по одному этапу урока; спросите по новому материалу и т.д.)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худяшова Надежда Григорьевна
→ pankratova-n 20.10.2014 0 3504 659 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.