Конспект урока по литературе "В жизни всегда есть место подвигу"; 8 класс
Амелина Маргарита Николаевна
Открытый урок « В жизни всегда есть место подвигу»
по книге Б.Васильева « В списках не значился»
Эпиграф: «Крепость не пала, она просто истекла кровью. Я её последняя капля.
«…не так уж важно, где лежат сыновья, важно только то,
что они погибли».
Оборудование: стенд « Никто не забыт, ничто не забыто».
Записи песен военных лет, фильм « Я русский солдат», свечи, военные реликвии.
Ход урока
Слово учителя: У еврейского поэта Игоря Губермана есть такие иронические строки:
Любую можно кашу мировую
Затеять с молодёжью горлопанской,
Которая Вторую мировую
Уже немного путает с Троянской.
Нам, взрослым, детям и внукам тех, кто защищал нашу Родину в 1941 -1945 гг, хочется быть уверенным, что в нашей памяти и в памяти наших детей и внуков эта война останется вечной и живой раной.
« О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была и с какой тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила нам война. Какие разрушения она принесла, оставив раны в душах людей и на теле Земли. В таком вопросе, как этот, не может быть забвения» ( К. Симонов)
Однако нынешних детей уже мало трогают кровавые и героические страницы нашей страны. они живут в мире, где мерилом человеческого достоинства стали сила и деньги. Смотрят фильмы, насаждающие ненависть и насилие. Теряют исторические корни вместе с ними и уважение к тем, кто спас мир от фашизма. Именно для молодых, не видевших и не знавших войны писали и пишут писатели –фронтовики: В.Быков, Б Васильев, К. Воробьёв, К.Симонов.
Когда умирает человек, во всём мире убавляется тепла. Когда уходят из жизни много людей –миллионы, как это было в годы Великой Отечественной войны, становится очень холодно. Может быть, поэтому зимы 1941 -1945 гг. были очень суровыми, по –настоящему лютыми.
Но когда мы вспоминаем о погибших в ту страшную войну, принимаем беду и боль тех лет в своём сердце, мы совершаем единственно важную для человека сохранить это тепло в мире.(Зажигается свеча).
Слово учителя: Ребята, в канун 9 Мая мы обращаемся к произведению Б.Васильева « В списках не значился» .Эта книга рассказывает об одной из легенд, рождённой в годы войны. Эта легенда о защитнике Брестской крепости.
Что вы знаете о Брестской крепости?
Информация для учителя.
В майские дни в скверике у большого театра собираются ветераны великой Отечественной войны. Но нет среди них ветеранов 16 –го, 17 –го, 18 –го отдельных пулемётно – артиллерийских батальонов. все онни полегли в бетонных брестских дотах, они воевали недолго –всего лишь первые две недели. Они первыми 22 июня в 4 утра приняли удар. Фашисты подготовились к войне: они воевали 2 года и завоевали пол –Европы: Польшу за 35 дней, Данию -за 1 день, Голландию –за 6 дней. Россию по плану «Барбаросса» планировали захватить за 5 месяцев.
Звучит песня « Все ещё живы» в исполнении И .Кобзона.
22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых и раненых, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти. Война оставила след в каждой семье.27 миллионов сыновей и дочерей, не досчитался русский народ, 6 миллионов –еврейский народ. Разрушено 1710 городов, 70 000 селений.
Так началось предательское нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, так началась Великая Отечественная война.
Звучит мелодия « Священная война».
Первым героическим дням войны посвящена повесть Б.Васильева « В списках не значился». Брестская крепость первая приняла удар. Защитники крепости обороняли её до последнего дыхания, до последней капли крови. На стенах Брестской крепости кровью написаны слова» « Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»
А теперь давайте мысленно перенесёмся в Брестскую крепость. Она была построена по приказу Николая I в 1842 году по обе стороны от реки Буг.А в ночь с 21 июня на 22 июня, в ночь, изменившую судьбу страны, Брестская крепость спала спокойным и мирным сном, когда фашисты форсировали реку Буг и закрепились на Центральном острове в Цитадели.
Но вдруг совершенно неожиданный и ошеломляющий удар обрушился на противника. В первый день противнику не только удалось овладеть крепостью, как он рассчитывал, но его штурмовые отряды были наполовину уничтожены. А фронт отодвигался к Минску, и наши войска несли потери, А Брестская крепость продолжала сражаться. Крепость горела, даже кирпич плавился, не хватало продовольствия и воды, так как враги закрепились на берегу Буга и Муховца, не было медикаментов, но люди продолжали сражаться. Чтобы облегчить свою участь, бойцы ели сырой песок, пили свою кровь из ран, но жажда доводила порой до помешательства. Да, их силы были на исходе. защитники крепости с трудом держали в руках оружие, с трудом передвигались. и только неистовая, сжигающая сердце ненависть к врагу, поддерживала их в этой борьбе. Шли только первые недели великой, страшной по количеству жертв и разрушений войне, а впереди ещё было 1400 дней и ночей. А впереди ещё была битва за Москву, Курск, Сталинград, освобождение Европы, взятие Берлина, но именно здесь, в стенах старинной русской крепости были заложены основы нашей великой Победы. Ещё не было Хатыни. ещё не погиб в Белоруссии каждый четвёртый житель. Но этот каждый четвёртый стрелял, и эта земля стала для фашистов адом, и преддверием этого ада была Брестская крепость. Гитлеровцы в своих донесениях признавали мужество защитников Брестской крепости:
« Русские в Брестской крепости дрались исключительно упорно, они показали превосходную выучку пехоты и доказали это своим сопротивлением.»
Таково было признание врагов.
Стихотворение « Брестская крепость»
Слово о Борисе Васильеве:
Борис Львович васильев знает о войне не понаслышке. Он прошёл суровыми дорогами войны, оказался на фронте совсем молодым, чуть помоложе своего героя Коли Плужникова. Борис Васильев среди могучей когорты писателей военного поколения –один из самых ярких, честных, любимых.Он никогда не рвался ни в какие президиумы, ни разу не был замечен в жадной толпе у трона, в этом году его не стало.
Он много писал о войне, и это не случайно. Не только потому, что сам фронтовик. Он происходил из русской офицерской семьи, его предок генерал Алексеев был одним из героев Бородинского сражения. Его перу принадлежат любимые всеми книги: « А зори здесь тихие», « Завтра была война», « В списках не значился». Его книги – это трагическая летопись времени и поколений, на плечи которых выпали тяжёлые испытания.
Беседа по повести « В списках не значился»
Как Николай Плужников попал в Брестскую крепость?
Что вы знаете о семье Николая Плужникова?
Почему Николай Плужников задержался в Бресте?
Знакомство с еврейским музыкантом Рувимом Свицким, человеком « с золотыми пальцами, золотыми ушами и золотым сердцем». Свицкий играл для Коли Плужникова, потому что тот сумел оценить его музыку. По дороге Рувен Свицкий,провожая Колю к своему родственнику, который сможет отвести того в Брестскую крепость, сказал такие слова:
«Говорят, что мы, евреи, -музыкальный народ. Да, мы такой народ; станешь музыкантом ,если сотни лет прислушиваешься, по какой улице топают солдатские сапоги и не ваша дочь зовёт на помощь в соседском переулке. Нет, я не хочу гневить Бога: кажется, нам повезло. кажется дождички пошли по четвергам и евреи почувствовали себя людьми. Ах, как прекрасно чувствовать себя людьми! а еврейские спины никак не хотят разгибаться, а еврейские глаза никак не хотят хохотать –ужасно! Ужасно, когда маленькие дети рождаются с печальными глазами. Помните, я играл вам Мендельсона? Он говорит как раз об этом: о детских глазах, в которых всегда печаль. это нельзя рассказать словами, это можно объяснить только скрипкой…»
Путь еврейского народа –это путь страданий и терпения, это путь постоянной борьбы за жизнь всего народа. Думал ли Рувен Свицкий, что эти слова станут пророческими и его народ ждёт страшное горе, после которого ещё долго еврейские дети будут рождаться с печальными глазами.
Историческая справка: В Бресте создано Гетто 16 декабря 1941 года, всего в Белоруссии создано 250 гетто, где у евреев отняли все права, отняли свободу. Шестого октября 1942 года люди из Брестского гетто были вывезены в урочище Бронной горы, что в Берёзовском районе и были расстреляны, 18 декабря 1942 года Брестское гетто было ликвидировано. До войны в Бресте жили 25 тысяч евреев, после войны осталось всего 19 человек, шесть из них семья Мокоренко. « Земля еврейских могил» -так называют Брест белорусы. До сих пор находят братские могилы, где лежат расстрелянные мирные евреи, но многие могилы ещё не найдены, а там тысячи и тысячи невинных жертв фашизма.
Вопросы по повести « В списках не значился»
Почему Николай вместо казармы попал на склад?
Почему Николай Плужников в списках на значился?
Цитата: « Вздрогнули стены каземата, с потолка посыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов». Федорчук вскочил и закричал, что взорван склад боепитания. « Война!» -крикнул старшина Степан Матвеевич. Коля кинулся наверх, старшина пытался его остановить. Это было 22 июня 1941 года, четыре часа пятнадцать минут по московскому времени»,
Показ фрагмента фильма « Великая Отечественная война»
Беседа по 2 части.
расскажите о первом бое Николая Плужникова.
« Ворвавшись в костёл, « хрипя и яростно матерясь, душили, рвали зубами, выдавливали глаза, раздирали рты, кромсали ножами,били лопатами, кирпичами, прикладами. Плужников видел только широко оскаленные рты и слышал только протяжный звериный рёв». Так автор описывает весь ужас боя.
Почему гарнизону так и никто не пришёл на помощь?
«из 84 полка никакой помощи не будет», они верили ,что наши прорвуться: « Так кончился первый день войны, и он не знал, скорчившись на грязном полу костёла, и не мог знать, что будет впереди… И бойцы вповалку спавшие рядом и дежурившие у входа, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому их них.Они жили единою жизнью, но смерть у каждого была своя».
Один раз только Николай Плужников «забылся», поставив спасение жизни выше всего, когда он испытал жуткий страх, спасая Сальникова.
3.Как Николай Плужников переборол страх?
Пережив за один день несколько атак, бомбёжки, обстрел, он уже не чувствовал ни страха, ни времени. И ничего в нём не было: ни жалости, ни сочувствия, кроме тупой безнадёжной усталости.
Когда Николай Плужников «забылся», нарушил свой долг, трусливо сбежал с позиции, бросил бойцов, поступил не как офицер, поддался панике и бежал?
Почему старший лейтенант всё –таки дал Николаю искупить свою вину?
Почему Плужников принял решение не уходить из костёла?
«Мне дали приказ держаться, а приказ бежать мне никто не давал»
Вывод: мы видим, как мужает в бою Николай Плужников и вчерашний курсант превращается в настоящего боевого офицера. Разговор с Денщиком.
Немцы предлагали защитникам крепости сдаться. Чем ответили защитники на это предложение? ( «они пели « Интернационал», и это был ответ на все немецкие предложения, они молча слушали русские песни и тихий плач умирающих детей»)
Почему же защитники крепости всё же приняли решение отправить в плен детей и женщин?
«дети не могли идти, и женщины несли их, бережно обходя неубранные трупы и вглядываясь в каждый, потому что он мог быть их мужем, отцом или братом. У крепость замерла у бойниц, не стесняясь слёз..»
Когда Николай Плужников навещает раненого Денщика, он передаёт фельдшеру приказ об отходе.
Почему фельдшер не спешит выполнять приказ?
« А их что кирпичами завалим. Я сам страшнее приказ дал. Вот если каждый солдат, сам себе приказ даст и выполнит его –сдохнет немец. Сдохнет. И война сдохнет. Кончится война…»
Почему Плужников верил, что свои придут , и врёт своему другу Денщику о наших ястребах, которые кружили над крепостью?
«.. не было никаких самолётов, никто не готовил прорыва, никто не знал, что на крайнем западе страны, далеко в немецком тылу, живой человеческой кровью истекает старая крепость и умирают не срамя».
Вывод: именно вера в победу, в свою страну давала силы защитникам крепости.
Почему Сальников постоянно спасает Николая Плужникова?
Почему он чувствует себя виноватым перед Сальниковым не по разуму, а по совести? Как Николай Плужников попал на склад, в котором он встретил начало войны?
Почему тётя Христя и Мирра не хотят сдаваться немцам в плен, как это сделали другие женщины?
Почему Николай Плужников так и не смог выстрелить в себя?
( Помешала Мирра, она не дала ему разувериться в своих силах, он был для неё воплощением Красной Армии, её надеждой и спасителем).Он решил продолжить войну.
Прав ли Федорчук, говоря: « Ну зачем это? Постреляли, побегали – а зачем? Что, война от этого скорее закончится? Мы скорее кончимся, а не война. Война, она в свой час завершится, а вот мы…»
Почему Федорчук решил сдаться в плен? Почему Плужников его убил?
«он шёл в плен так спокойно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжёлой и нудной работы. Всё его существо выражало готовность служить немцам»
Мог бы Волков стать настоящим бойцом, как Сальников?
Почему Прижнюк выдал Плужникова, когда тот хотел передать пистолкт длоя Сальникова?
Почему Николай Плужников не растрелял немца, который мог их выдать?
«он в нём не видел врага, видел просто рабочего человека, и ему помешала Мирра»
Вывод: В эпоху обесчеловечивания, пройдя сквозь ад боёв, потерю друзей, Николай остался Человеком.
Оправдано ли милосердие Николая и Мирры?
Кто виноват в смерти тёти Христи?
Как погибла Мирра?
Как погиб Николай Плужников?
Было 12 апреля, Николаю исполнилось 20 лет, но за эти 10 месяцев он постарел на всю жизнь.
Зачитать портрет Николая Плужникова.
«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь смотрел на солнце ослепшими глазами .И из этих немигающих глаз неудержимо текли слёзы».
Вывод: Николай Плужников прожил 10 месяцев целую жизнь. Это уже не легко краснеющий мальчик, каким мы видим его в начале повести,а воин, защитник, смертью смерть поправ. Он выше смерти. Он был последним защитником крепости. Благодаря таким беззаветно преданным Родине бойцам, мы победили в этой страшной войне.
и спустя 69 лет мы не в праве забывать тех, кто отдал свои жизни, ради жизни на Земле.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте,люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней,
Хранят об этой муке.
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
нам напоминают о павших –обелиски, братские могилы тех, кто не вернулся из боя.
Но в последнее время всё чаще и чаще напоминает о себе фашизм. Посмотрите на этот стенд.
Сотни тысяч замученных в концлагерях и гетто – это обыкновенный фашизм. тысячи расстрелянных военнопленных –это обыкновенный фашизм, глумление над памятником Советского Солдата, расстрелянного на Тенисмяге –это тоже обыкновенный фашизм, сожжённые в Одессе –это тоже фашизм, сотни озверевших подростков, убивающих и калечащих людей за то, что они принадлежат другой нации и имеют другие взгляды –это тоже фашизм.
И мы не должны забывать войны, чтобы фашизм никогда не повторился.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Амелина Маргарита Николаевна
→ amelinamesivta 06.11.2014 1 2848 758 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.