Разработка урока по русскому языку по теме "Сложносочинённое предложение"; 9 класс
БЕРЕЗОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Русский язык
Итоговый урок по теме «Сложносочинённое предложение»
Интеллектуально-творческая игра
«От экологии биологической – к экологии моральной»
9 класс
Работу подготовила
Сенчук Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Березовской общеобразовательной школы
Раздольненского районного совета
Республики Крым
с.Березовка, 2014 г.
Итоговый урок по теме «Сложносочинённое предложение»
Интеллектуально-творческая игра
«От экологии биологической – к экологии моральной»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложносочиненном предложении; закрепить умение находить сложносочинённые предложения в текстах, уместно использовать в речи, отличать от простых предложений с однородными членами, правильно интонировать предложения и ставить разделительные знаки; развивать устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, память, творческое воображение; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и чувство личной ответственности за будущее планеты.
Оборудование: репродукции пейзажных картин русских художников, словари, презентации.
Эпиграфы:
Всё в этом мире теснейше взаимосвязано: обижаешь безответную природу, а губишь свою бессмертную душу.
В.Ткаченко
В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или моральная.
Д.Лихачёв
Ход урока
Лексико-орфоэпическая, лексико-орфографическая работа (запись эпиграфов урока и их обсуждение)
Кто такой Дмитрий Сергеевич Лихачёв?
Объясните лексическое значение слова “экология”, сочетаний “экология биологическая”, “экология культурная”.
С помощью словаря выясняем, что экология (от греч. – дом, жилище, местопребывание) – наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой и образуемых ими сообществ. В XXI веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.
Экология биологическая – охрана природы, экология культурная – «охрана» морали, соблюдение человеком нравственных законов.
Объясните разделительные знаки в эпиграфе. Обоснуйте постановку двоеточия, запятых. (Обсуждение второго эпиграфа (см. в начале)
Объявление темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности (см. начало конспекта)
Как вы поняли, на нашем уроке мы будем рассматривать не только вопросы, связанные с изучением русского языка, но и биологические, а шире – общечеловеческие.
Мы с вами заранее договорились разделить класс на две команды – «экологов» и «моралистов». Каждая команда выбрала капитана, подготовила домашнее задание.
Жюри (учитель-словесник, учитель-биолог, библиотекарь) будет объявлять результаты каждого конкурса. Победит та команда, которая получит больше баллов, а лучший игрок каждой команды получит звание – «лидер».
Повторение изученного.
1 конкурс «Вместо приветствия команд» (учащиеся читают отрывки из стихотворений на экологическую тему).
Задание соперникам: найти в отрывках стихотворений примеры звукописи, назвать художественные средства выразительности.
«Экологи»
Неужто завтра замрут моря?
Умолкнут птицы, застынут сосны?
Уже не сможет взойти заря,
И спросит небо: неужто поздно?
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В.Берестов
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.Тютчев
«Моралисты»
Людей моря обычно восхищают
Зелёной изумрудной чистотой,
Но сотни рек сегодня загрязняют
Их самый верхний солнценосный слой.
Ты не вини большие реки в мути,
Они лишь сбор мельчайших ручейков,
И в этой обобщенной морем сути
Родной речушки слышу тихий зов.
Она зовёт: «Очисти мне истоки…»
А кто же души будет очищать?
Как мы отмоем пошлость и жестокость,
Ведь как-то нужно чистым морю стать.
Э.Огнецвет
2 конкурс „Домашнее задание” (команды выступают с устными сообщениями об использовании и функциях сложносочинённых предложений:
- в художественном и публицистическом стилях;
- в научном и официально-деловом стилях).
3 конкурс „Аудирование” (члены команд слушают текст, определяют его тему, формулируют основную мысль, дают название, называют стиль, готовят по два вопроса команде соперника. Работа проходит в группах, задание выполняется письменно в одном экземпляре каждой командой и сдаётся жюри, затем несколько вопросов по тексту задаёт учитель. За конкурс выводится каждой команде общая оценка с учётом всех заданий).
Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а об её спасении. Не стану повторять известные истины о приближающейся катастрофе, мы их не только знаем, а чувствуем их кожей, как при приближении к огню. Говорить сегодня об экологии в десять раз легче и в двадцать раз труднее, чем девять лет назад. Легче сегодня говорить об экологии потому, что не надо никого убеждать в присутствии, так сказать, проблемы. Она вопиет на каждом шагу случаями массовых отравлений, непрекращающимся обеднением флоры и фауны…
Но сегодня и труднее говорить об экологии, потому что происходит постепенное привыкание к опасности…
Сегодня не надо гадать «чей стон раздаётся над великой русской рекой»! То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидростанций, распухшая от водохранилищ, с убывающим год от года знаменитым рыбным богатством. Глядя на Волгу, особенно хорошо понимаешь цену нашей цивилизации – тех благ, которыми человека заманили, как неразумное дитя, заменив ему радость бытия радостью эгоистических побед и достижений. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже душа, даже будущее; всё больше горечь, как пепел заводских труб, гнетёт нам сердце.
В.Распутин
4 конкурс - конкурс капитанов «Экологическая тревога» (капитаны готовятся к нему в то время, когда команды выполняют 3 задание и заранее, до урока)
Составьте связное высказывание в публицистическом стиле речи на тему «Экологическая тревога». Расскажите об экологических проблемах нашего района (города). Не забудьте и об «экологии души».
Начните с непосредственного обращения к товарищам, объясните, почему на экологические проблемы необходимо обратить внимание, почему надо сделать то-то. Высказывание следует закончить призывами к реализации ваших предложений. В конкурсе капитанов разрешается использование подготовленных дома презентаций на тему «Экологическая тревога».
5 конкурс «Кто быстрее» (по два участника от команды выходят к доске, один заполняет таблицу, другой подбирает предложения о природе. Члены команд на месте выполняют ту же работу и при необходимости помогают своим друзьям).
Выражаемое смысловое значение |
Союзы, служащие для выражения этих значений |
Примеры предложений |
1.Одновременность 2.Последовательность 3.Противопоставление 4. Возможность одного явления из названных 5. Чередование явлений |
|
|
6 конкурс «Дуэль эрудитов» (члены команд «Экологи» и «Моралисты» по очереди задают вопросы по теме «Сложносочинённое предложение»).
Какие предложения называются сложносочинёнными?
Закончить предложение: Сочинительные союзы делятся на три группы…
Какие смысловые значения можно выразить в форме сложносочинённого предложения с соединительными союзами (разделительными, противительными)?
Когда простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, не разделяются запятыми?
При каком условии между простыми предложениями в составе сложносочинённого ставится тире? и др.
Тренировочные упражнения на осмысление знаний, умений и навыков
7 конкурс «Грамотеи» (учащиеся пишут диктант, затем помощники-консультанты проверяют работы. За каждую выполненную работу команда получает соответствующее количество баллов).
Диктант
Прислушайтесь к весеннему лесу, и вы услышите звуки необычные и разнообразные. Вот с изящной, склонившейся ветки берёзы спадает прозрачная капля, а там раздаётся какой-то звон. То ли дятел пускает весёлую барабанную дробь, то ли шумят молодые клёны. От пенька к пеньку перебегает хлопотливая мышь. Ни один звук не выдал её, ни одна веточка не хрустнула под её ногами. Гудит, ударяется о берёзу, сбивается с пути и грузно падает тяжёлый черный жук. Весело журчит ручеёк, да тянет свою нудную непрерывную песню комар.
Только в глухую полночь звуки замирают. Однако на рассвете вы снова услышите, как начинается прекрасная музыка жизни. При восходе солнца её звуки нарастают. Вся природа радостно оживает. Давайте будем беречь прекрасный мир природы!
8 конкурс «Мгновенные метаморфозы» (не переписывая предложений, составить на доске схемы первого и второго предложений, заменить эти предложения синонимичными простыми или сложноподчинёнными).
9 конкурс «Логика» (разделить сплошной текст, записанный на доске, и расставить знаки препинания. Два ученика работают у доски, остальные – в тетрадях).
Задание для «экологов»:
Уприродыестьсвоякультураахаосвовсенесвойствененейнаоборотхаосеслион
тольковообщесуществуетэтопротивоестественноесостояние
У природы есть своя культура, а хаос вовсе не свойственен ей. Наоборот, хаос (если он только вообще существует) – это противоестественное состояние.
Д.Лихачёв
Задание для «моралистов»:
Природаматьпротягиваеттеберукичеловекбудьжеейсыномспасиеёспасаяприродутыспасаешьсвоёбудущееипотомкинебудутпроклинатьтебя.
Природа – мать протягивает тебе руки, человек. Будь же ей сыном, спаси её. Спасая природу, ты спасаешь своё будущее, и потомки не будут проклинать тебя.
Задания по развитию связной речи, культуре речи, стилистике
10 конкурс «Посоревнуемся с поэтом» (продолжить поэтические строки или сочинить собственное стихотворение на экологическую тему)
Пусть на земле не умирают реки,
………………………………….беда.
.………………………………навеки
………………………………………
Образец стихотворения-продолжения команды «Экологи»:
Пусть на земле не умирают реки,
И стороной пусть обойдет реку беда.
Пусть чистой будет в них вода навеки,
А наша совесть будет чистой, как слеза.
Образец стихотворения-продолжения команды «Моралисты»:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть всех людей не трогает беда.
С природой братьями останемся навеки,
Виват вам, солнце, воздух и вода!
11 конкурс «Творчество» (написать сочинение -миниатюру о любимом уголке природы, используя хотя бы одно сложносочинённое предложение).
12 конкурс «Экологический диалог» (составить диалог на тему «Экология биологическая» или «Экология моральная» (по жребию).
Задания 10, 11, 12 конкурсов ученики выполняют одновременно.
Подведение итогов. Определение победителя и лидеров команд.
Заключительное слово.
Учитель биологии. Человек и природа – неотделимы друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. Рушатся связи человека не только с природой, но и с себе подобными. Люди должны помнить, что они в ответе перед теми, кто жил на этой земле, а ещё больше – перед теми, кто будет жить после них.
Давайте бороться за экологию природы и экологию культуры!
Учитель русского языка. Калеча красоту природы, мы и себя, и наших потомков обкрадываем. Если бы всегда, все и каждый относились к природе внимательно и серьёзно, с пониманием её места и значения в нашей жизни, мы бы, может, многих бед бы избежали. Кто, к примеру, поручится, что всплеск жестокости, накипь зла в иной пустой незрячей душонке не начались с бессмысленно разорённого птичьего гнезда или безобразного кострища в лесу, осквернившего его царственную красу?
Публицист В.Ткаченко отметил: «Всё в этом мире теснейше взаимосвязано: обижаешь безответную природу, а губишь свою бессмертную душу».
Давайте же беречь свои души и родную природу.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Сохранить природу – сохранить человечество» или «За природу в ответе - каждый».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сенчук Вера Николаевна
→ Larionova3792 07.11.2014 0 2995 736 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.