Конспект урока по литературе "Последнее слово о войне ещё не сказано" по рассказу Д. Гранина "Пациент"; 11 класс
Урок литературы. 11 класс.
Тема: Последнее слово о войне ещё не сказано.
Д. Гранин «Пациент»
Цели:
1. Через использование различных видов чтения:
выразительного, изучающего (максимально полный охват информации, осмысление ключевых слов, определение замысла автора, нахождение нового для читателя и т.п.), выборочного - ввести учащихся в художественный мир произведения (жанр малого объема - рассказ Д. Гранина «Пациент»).
2. Рассмотреть временную и пространственную организацию рассказа, особенности композиции, систему персонажей.
3. Подготовить учащихся к созданию собственного текста (сочинение - рецензия на рассказ Д. Гранина «Пациент»).
I. Вступительное слово учителя
Мы продолжаем изучать тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века». Тема урока «Последнее слово о войне ещё не сказано». Почему писатели и поэты обращаются к этой теме? Каждое новое поколение пытается осмыслить её, понять, эмоционально откликнуться. Что мы и делаем, читая произведения М. Шолохова, Б. Васильева, В. Быкова, Ю. Бондарева, К. Воробьёва. Сегодня попытаемся проникнуть в художественный мир произведения Д. Гранина «Пациент».
II. Выразительное чтение рассказа
III. Анализ произведения
Рассказ Д. Гранина прочитан. Как будто всё понятно. Тема – война. Всё обыденно – просто: умирает, уходит из жизни очередной фронтовик-ветеран. В его воспалённом сознании всё перемешалось: и прошлое, и настоящее. Кусочки сознания, обрывки жизни … Они, как мозаика, складываются в картинку. Или как в кино: меняются кадры, на первый взгляд, случайные, но потом предстаёт полное понимание и осознание авторского замысла. И мы постараемся понять, что нам хотел сказать автор.
Посмотрите на текст, какие ключевые слова вы бы выписали (воронка, связь прервалась, сестричка, йодистое дыхание боя, мундир сизого цвета). Эти слова подчеркните в тексте, они нам «пригодятся» при анализе.
Анализ временного пространства в рассказе.
- Сколько частей выделено в рассказе? (5).
- В какое время происходит действие? Как показано время? (абзац - кадр).
1 часть (1 абзац) |
1 кадр – настоящее:«Ночью он упал с кровати»
|
2 кадр – прошлое (он в воронке от снаряда)
|
|
2 часть (2 абзац) |
1 кадр – настоящее: «Ему было за семьдесят …» |
2 кадр – прошлое «Пашка орал на него, что нет связи»
|
|
3 часть (3 абзац) |
1 кадр – настоящее: «С трудом, кляня его, санитарки втащили на кровать …» |
2 кадр – прошлое: «А в медсанбате у него была Люда …» |
У меня сложился образ маятника: он качается из настоящего в прошлое и обратно.
4 часть (4 абзац) |
«Маятник» остановился, и оба времени текут параллельно. |
Настоящее (Павел Афанасьевич с визитом в больнице) и прошлое (в памяти героев) сосуществуют. Пациент как будто продолжает ранее начатый разговор:
- Зря ты упрятал Медведева в штрафбат.
- О чём ты? Какой Медведев?
В конце 4-й части (последний абзац) время перемешивается – какое-то единое время «Госпиталь горел». Это бред? Это воспоминание? (Метафорический образ смерти). «Йодистое» - привкус лекарства, перемешанного с кровью и потом, запах войны.
«Дыхание» война жива в сознании, в памяти.
«Утихающего боя» - бой утихает – уходит жизнь.
Первое значение – гарь, чёрный дым, грохот, крики. Всё зримо, осязаемо.
Второе значение – жизнь после войны была как бой.
5 часть (5 абзац) |
Каково время? (Опять течёт параллельно).
|
Пациент умирает, но с его смертью прошлое (война) не отступает. Для матери Тани молоденький лейтенант на фотографии – вечная, неутихающая боль («Мать ушла к себе в комнату, И Таня слышала, как она тихонько плачет») – постоянное присутствие того времени.
Время неотделимо от пространства. Назовите место действия.
Начало – кровать, воронка, фронт.
Точное место действия – под Мгой, Ленинградская область,
Палата – медсанбат,
Больница.
Вывод: пространство то сжимается до размеров больничной палаты, кровати, воронки от снаряда, то расширяется, географически точно указывая место действия: под Мгой, Ленинградская область,
Анализ названия рассказа.
- «Пациент». Название очень простое, обычное. Как ещё назвать больного?
Но у него нет имени (как нет имени и у матери Тани и молоденького лейтенанта на фотографии). Почему?
Страшное и суровое в своей правдивости обобщение: судьба этих героев – судьба целого поколения.
- Пациент (от латинского patientis) – «страдающий». Война повлияла на судьбу всех героев рассказа. Только ли пациента можно назвать страдающим?
Назвать можно всех:
- пациента, умирающего в больничной палате не в окружении близких (он одинок?),
- не нашедших себя в послевоенной жизни Саньки («спился») и Серёгу («Стал мафиози»),
- Костю Медведева (жив ли, ведь воевал в штрафбате?),
- медсестру Люду, дарившую любовь в чулане в конце коридора (мимолётное счастье),
- Мать Тани, плачущую над фотографией молодого лейтенанта (который, вероятно, остался навеки молодым),
- Пашку, Павла Афанасьевича, в биографии которого есть и героизм, и поступок, который, быть может, не даёт покоя его совести.
Лексико-семантический анализ.
Д. Гранин объективно и правдиво показывает войну.
На войне люди жили.
Найдите приметы жизни того времени (обыкновенной человеческой жизни):
1) мужская дружба («ребята»),
2) любовь («у него была Люда»),
3) кодекс чести (стреляться из-за того, что назвал трусом),
4) горечь от невозможности противостоять врагу в первые месяцы войны «немцы били из тяжёлых орудий», «но связь прервалась»),
5) безмятежное существование, приспособленчество тех, кто делал карьеру, не рискуя жизнью («никто не заботится», «штабные крысы… играют в карты»), суровая правда о репрессиях (как же иначе можно так быстро стать полковником?),
- С какой целью использует автор ненормативную, сниженную лексику?
Анализ композиции и героев произведения
Рассказ Д. Гранина относится к жанру произведений малого объёма, но мы можем выделить несколько сюжетных линий.
«Ребята» на войне.
Главный герой и сестричка Люда.
Пашка и Костя Медведев.
Мать Тани и лейтенант на фотографии,
Пациент и Пашка, Павел Афанасьевич.
Почему предложение Павла Афанасьевича игнорируется героем? Почему пациент воспринимает Павла Афанасьевича враждебно? (Поступок Пашки – оценка его поступка пациентом).
- Расскажите о Павле Афанасьевиче. (Самый деятельный из всех друзей, привыкший исполнять долг, не жалевший ни себя, ни других, движимый романтическим героизмом – моложе всех – «их полковник», значит, уважали. В мирной жизни сделавший политическую карьеру (первый зам или вице-), активен и деятелен (вряд ли в этой больнице он оказался только для того, чтобы посетить фронтового друга, от него ожидают каких-то выгод для больницы), и всё это в его власти (сделать и «двухкомнатную» палату, особое питание). Что это? Желание что-то сделать для бывшего однополчанина или стремление загладить вину, успокоить совесть?
Наша позиция? Имеем ли мы право судить? Оценить, кто герой, кто храбрец, кто карьерист? Объективно рассмотреть можем, а пристрастно оценить – имеем ли мы право?
- Какова же наша позиция? Наша роль как читателей?
Читатель может сострадать, сопереживать. «Страдающий» - это значит (корень!) понимать, принимать, помнить. Эту страницу не вычеркнешь из памяти, из жизни, из истории. Мы не имеем право судить тех, кто прошёл войну, но имеем право знать и обязаны помнить, чтобы связь времен и поколений не прерывалась.
IV. Обращаемся к цитате на доске:
«Осознавая свою собственную историю, человек понимает себя, свой характер, свою душу, и других, значит, тоже понимает лучше» (Д. Гранин).
V. Письменное задание: создать собственный текст – сочинение-рецензию на рассказ Д. Гранина «Пациент».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безукладникова Тамара Сергеевна
→ BTS 03.01.2015 4 3621 806 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.