Разработка урока русского языка на тему "Путешествие по Морфемике"; 5 класс
Анализ урока
Урок прошел действительно для ребят необычно, увлекательно.
Поставленные цели выполнены:
изученный материал обобщен: закреплено знание морфем, правописание приставок, суффиксов, корней, окончаний; развивалась речь учащихся; затронуты вопросы на опережение – знакомство с формообразующими и словообразующими морфемами;
развивалось не только мышление, но и воображение;
наблюдалось умение работать в группе, выслушивать мнение товарища, вырабатывать совместное решение, терпимость и уважительность друг к другу.
Готовность к уроку была на должном уровне: помещение класса проветрено, карточки – для каждой группы, использовались слайды для наглядности.
Форма урока выбрана игровая: урок – путешествие, что повышает интерес к предмету и мотивирует учащихся на дальнейшее его изучение. Наблюдалась четкая последовательность этапов урока, темп - согласно физиологическим особенностям школьников данного возраста.
Материал подобран правильно, в соответствии с содержанием и трудностями для учащихся, направлен на связь с литературой и с жизнью.
На уроке использовались различные виды работ:
групповая, индивидуальная
составление слов, предложений
письмо
беседа
разгадывание шарад
Ученикам урок понравился, но не всегда была сосредоточенность и устойчивость внимания, т.к. наблюдалась соревновательность, которая вызывала шум, и учителю приходилось успокаивать некоторых учащихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ГОРОДА СВЕТЛОГОРСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Русский язык
Разработка урока русского языка на тему
«Путешествие по Морфемике» для учащихся 5-х классов
Работу выполнила
Смирнова Римма Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Светлогорск
2014 год
Урок «Путешествие по «Морфемике» (5 класс)
(урок – обобщение)
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Цель: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
Задачи:
образовательная: обобщить изученный материал;
развивающая: развивать логическое мышление;
воспитательная: учить выслушивать мнение окружающих, быть терпимым, прививать любовь к родному языку, развивать творческие способности.
Ход урока:
- Урок у нас с вами сегодня необычный. Как вы думаете, почему?
А попробуйте подобрать синонимы к слову «необычный». Слайд 1
(особый, удивительный, фантастический, волшебный)
- да, удивительный, т.к. это урок – путешествие.
- Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, классная работа, тему урока.
– прежде, чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам интересную игру, но для этого мы должны с вами образовать 4 группы, повернитесь, пожалуйста, друг к другу.
Я раздам вам карточки – морфемы, из которых вы должны поморфемно составить слова, каждая группа представит свое, и мы получим стихотворение
(раздаю 1 группа – сло-во дел-ит-ся на част-и,
2 группа – ах как-ое это счасть-е
3 группа – мож-ет кажд-ый грам-от-ей
4 группа – дел-а-ть слов-о из част-ей) Слайд 2. (со знаками препинания)
Такое стихотворение – эпиграф у нас получилось. Запишите его.
Из морфем образовали слово, из слов составили предложение.
Назовите грамматическую основу 1 предложения.
- Давайте уже начнем наше путешествие.
Морфемика – это……
- Какие морфемы вы знаете? Записываю, как дети называют, но корень ставлю первым.
- приставка, суффикс, корень, окончание (отмечаю на доске)
Ккакие слова зашифрованы у меня на слайде? Чего не хватает в них?
Слайд 3
_шумный, _петь, _дельник, _ведчик, __трепенуться
Записывают, комментируя орфограмму, произнося слова.
- Кто такой бездельник? Хорошо или плохо? Подберите антоним.
- Расскажите же, когда пишем з/с на конце приставки?
(перед звонкими согласными – з, перед глухими – с)
А теперь я буду читать предложение, а вы его закончите и нужное слово запишите:
Самолетом правит… (летчик),
Трактор водит… (тракторист),
В жаркой кузнице - …(кузнец),
За прилавком - … (продавец),
Кто все знает…(молодец)!
- какие слова получились? (спрашивать по ходу), а что помогло вам образовать эти слова?
- суффиксы
- назовите их.
Слайд 4
Посмотрите внимательно на записанные слова, в первом столбике, какая морфема помогла образовать слово?
Во втором столбике, какая морфема помогла образовать слово?
Значит, приставка и суффикс словообразующие морфемы.
А можно ли по вот этим схемам определить часть речи слова?
______ут (ют), _______ая, _______е, _________и(ы)
Восстановите эти строки и скажите, зачем окончание?
Однажды в студеный зимний пора,
Я из лес вышел, был сильный мороз
Окончание – формообразующая часть слова.
На слайде даны слова, что вы о низ можете сказать?
Мороз морозить заморозить заморозки
Однокоренные слова.
В некотором царстве, некотором государстве жил - был Мороз.
Продолжите сказку дома, используя данные однокоренные слова.
Вам пришла телеграмма, помогите ее расшифровать:
Зачитываю, ученики поочередно записывают на доске отгаданные части слов.
Приставка, как в слове прехорошенькая
Корень, как в слове красавица
Суффикс, как в слове вольный
Окончание, как в слове счастливые
Корень, как в слове ученый
Суффикс, как в слове смотреть
Суффикс, как в слове подводник
Корень, как в слове подружка
Окончание, как в слове семья
Слайд 3. Вы прекрасные ученики и друзья!
- Так мы с вами прогулялись по стране «Морфемике», какой же вывод можно сделать?
Каждая морфема нужна и важна в языке.
Или «ресурсный круг», или рисунки. Я попрошу рассказать, понравился ли урок, какие именно моменты урока запомнились и почему.
Спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Римма Александровна
→ нет8487 10.01.2015 4 7642 799 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы