Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" для 6 класса
Урок-игра
«В гостях у ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО»
(Заключительное занятие по теме). 6 класс.
Учитель русского языка и литературы лицея № 4 г. Ейска Краснодарского края
Шатунова Лариса Юлиановна
Вступительное слово учителя,
Мы завершаем изучение темы «Имя прилагательное». И урок у нас сегодня будет необычный. Сегодня мы с вами играем в игру, которая родилась в стране Морфология.
- Вспомните, что изучает раздел науки о языке, который называется морфология?
Итак, каждый участник нашей игры сможет проверить свою смекалку, быстроту реакции, глубину знаний по теме «Имя прилагательное».
Открывается «Игровое поле» ( на доске изображены этапы игры в символах и рисунках).
- Наша
задача дойти от старта до финиша, выполняя
задания в каждом пункте нашей
игры.
НАЧИНАЕМ!
- В начале нашего пути ? . Это значит, что мы должны дать ответы на вопросы и справиться с заданиями.
Задание № 1
Представители каждого ряда заполняют опорные схемы на переносных досках ( или на интерактивной доске).
А мы тем временем посмотрим сцену из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой великовозрастный неуч Митрофанушка демонстрирует одному господину свои познания в грамматике.
Инсценировка.
Правдин.
- Что ты знаешь по грамматике?
Митрофан.
- Много. Существительна да прилагательна.
Правдин.
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан.
- Дверь, котора дверь?
Правдин.
- Котора дверь? Вот эта.
Митрофан.
- Эта? Прилагательна.
Правдин.
- Почему же?
Митрофан.
- Потому, что приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Правдин.
- Так потому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофан.
- И ведомо.
- Надеюсь, что никто из вас подобно Митрофану не рассуждает. И о прилагательном нам готов рассказать. . .
(представитель первого ряда озвучивает схему «Прилагательное»)
- А теперь каждый из вас может заработать баллы, выполнив следующие задания. Открывается доска.
Задание №1.
Отыщите прилагательные в ряду однокоренных слов, мотивируйте свой ответ.
зелень - зеленый - зеленеет
мороз - морозит - морозный
красота - красиво - красивый
Задание №2.
А вот слова удивительные: не то прилагательные, не то существительные!
К каким частям речи относятся одинаково звучащие слова в таких словосочетаниях:
весенняя посевная - посевная кампания
частное лицо - частное от деления двух чисел
передовая бригада - сражаться на передовой
- С заданиями мы справились и теперь можем продолжить движение по «Игровому полю.
- Вот на дороге цилиндр и молоток. Ясно! Мы попали на аукцион! Цилиндр надевают на голову, а молоточек помогает вести торг.
- Сейчас каждый из вас за правильный ответ может получить цветной жетон, который будет залогом хорошей оценки за урок. Цена жетона - пословицы, в которых употреблены прилагательные.
(К доске выходит ученик, надевает цилиндр, берет в руки игрушечный молоток и начинает вести «торг». Ученики приводят примеры пословиц с прилагательными, получают жетоны, право записи лучшей пословицы приобретает ученик, получивший наибольшее количество цветных жетонов).
Записывается пословица:
Хороша птица перьем, а человек хорош уменьем.
Класс получает задание: I ряд - обозначить грамматическую основу предложения, указать способ выражения главных членов.
II ряд - начертить схему предложения, дать его характеристику.
III ряд - разобрать по составу слово ХОРОШ, подобрать к нему синонимы, объяснить отсутствие Ь после шипящей.
- Наш молоточек может не только на аукционе работать, но и словотворчеством занимается.
При помощи перемещения ударения образуйте определения к данным существительным:
молоко парное копыто
кровать складная песня
каналы подводные лодки
- Дальше на нашем пути Дерево Знаний. Давайте попробуем его «плоды».
(К дереву, нарисованному на «Игровом поле», магнитами прикреплены карточки в виде плодов с записанными на них заданиями).
Задание №1
Рассказать о степенях сравнения прилагательных.
Задание №2
От данных прилагательных образовать прилагательное в сравнительной степени.
Обозначить морфему при помощи которой образована сравнительная степень:
сладкий (............) хороший (............)
дорогой (............) красивый (............)
жесткий (..............) плохой (..............)
Задание №3
Ответить на вопросы при помощи прилагательных.
- Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
- Какой болезнью на земле никто не болел? (морской)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
- К каким разрядам относятся эти прилагательные?
(Представитель второго ряда озвучивает схему «Разряды прилагательных»).
Задание №4
Определить разряды прилагательных, распределить их по трем колонкам
качественные относительные притяжательные
Золотое кольцо, золотой человек, заячьи уши, заячий характер, волчий аппетит, волчья стая.
- А дальше на нашем пути КАНАВА.
И преодолеть её нам поможет хорошее знание орфографического правила.
- О каком правиле орфографии напоминает это стихотворение?
Мой друг, к окошку подойди,
Коснись поверхности стеклянной,
Здесь оловянный шпингалет
И подоконник деревянный.
(Представитель третьего ряда озвучивает схему - нн - - н - в суффиксах прилагательных).
Задание №1
На интерактивную доску выведены слова, в которые необходимо вставить пропущенные буквы.
соломе... ый
деревя...ый
стари... ый
карти...ый
лу...ый
звери... ый
румя...ый
мыши…ый
маши…ый
осе...ий
кожа...ый
серебря... ый
гуси...ый
це...ый
водя…ой
ю…ый
сви…ой
стекля... ый
безветре...ый
гляня…ый
нефтя...ой
комар и... ый
оловя…ый
обеде... ый
обществе... ый
цели…ый
карма…ый
(После выполнения учащимися задания проводится проверка: выделяются слова с - НН - в суффиксе - получается оценка «5» за верно выполненное задание).
- Дальше на
нашем пути домик. На нем надпись
«Редакция».
Давайте заглянем туда!
В каждой редакции есть редактор, который отвечает за стиль статей, готовит авторские статьи и письма читателей к печати. Но он простудился и заболел.
Поработаем за него!
(На экран выводится текст заметки ученика шестого класса Коли Ошибкина.
На рыбалке.
Само больше я люблю заниматься рыбной ловлей. С Петькой мы часто соревнуемся, и секрет этого соревнования в следующем: кто проснется с петухами, тот занимает более выгоднейшее место для клева. Рыба там клюёт само лучше, и место для рыбалки там более удобнее по сравнению с другими. А как радуешься, когда вдруг на твоем крючке появляется самый красивейший лещ!
Задание:
Записать текст, исправив допущенные ошибки.
- В конце нашего пути мы оказались у входа в «Картинную галерею».
Прежде чем мы войдем туда, давайте вспомним, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.
(Звучат ответы учеников)
На доске - репродукция картины художника Васнецова «Аленушка»
Задание.
Вставить в текст на место пропусков прилагательные.
Знаешь ли ты эту (............) картину? В (..........) лесу замер (............) пруд.
(..........) осинки роняют листья в (.........)воду. Чуть касаются пруда (........) ветви ивы. У пруда на (...........) камне сидит (..........) Аленушка. Она думает о своем (.............) братце Иванушке.
(После выполнения задания прослушивается несколько работ, описание картины рецензируется учениками).
• Подведение итогов урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Мы прошли по трудному, но интересному пути. Народная мудрость гласит: «Корень учения горек, зато плоды его сладки». И я думаю, что сегодня каждый из вас это почувствовал. Почувствовал радость победы, когда смог найти правильный ответ на вопрос, правильно написал трудную орфограмму. Пусть же это прекрасное чувство - радость труда - будет с вами всегда, и тогда жизнь ваша будет наполнена смыслом и принесет пользу людям.
Учащимся объявляются оценки за работу на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шатунова Лариса Юлиановна
→ Larochka 27.03.2010 0 9911 1486 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.