Урок русского языка + презентация по теме "Путешествие на планету Русский язык" для 5 класса.
Урок учителя русского языка и литературы
Ждановой Екатерины Юрьевны.
«Путешествие на планету Русский язык».
Цель: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока.
Задачи:
образовательные: обобщить изученный материал по разделам русского языка (фонетика, морфемика, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике;
развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
Оргмомент.
Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы. Какие слова называются синонимами?
Так какие же синонимы вы придумали к слову необычный?
(Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, удивительный).
Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным и волшебным и отправимся в чудесное путешествие на планету Русский язык в страны, названия которых нам хорошо знакомы. Наша задача – беспрепятственно посетить эти страны, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.
Как вы думаете, какие страны есть на планете Русский язык? (Орфография, фонетика, морфемика, синтаксис, морфология, лексика).
Познакомимся с маршрутом нашего путешествия (на доске).
Во время нашего путешествия за правильные ответы вы будете получать звёздочки, которые в конце урока сможете обменять на оценки.
Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны отгадать девиз, под которым мы будем работать.
Работа в группах. Учащиеся собирают девиз из разрезанных заготовок.
После ответов учащихся девиз проявляется на экране:
Будем работать, засучив рукава, болеть душой за дело, держать слово, подходить к людям с открытой душой.
Как называются словосочетания, из которых состоит наш девиз?
(Фразеологизмы).
Молодцы! А теперь берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа и наш девиз.
Итак, мы с вами в стране, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для нас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим всё, что знаем о звуках. 2 ученика побудут моими помощниками и подчеркнут жёлтыми мелками жителей страны Фонетика.
(Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, гласный, и/ы после ц, суффикс, о/ё после шипящих, звук, фонетика, окончание, корни с чередованием, согласный, основа, сонорный).
А мы работаем с вами.
На какие 2 группы делятся звуки?
Гласные звуки-
Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие.
Всегда твердые - , всегда мягкие-, всегда глухие- , всегда звонкие (сонорные)-.
А как мы передаем звуками буквы е, ё, ю, я?
Какие фонетические законы нам известны?
Итак, мы вооружились знаниями по фонетике. Давайте не будем терять ни минуты и скорее приступим к выполнению заданий.
Перед вами на экране пословица.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы. А кто-нибудь может подобрать пословицу близкую по значению?
Перепишите пословицу в тетради. Внимание на экран! Подчеркните глухие согласные.
Какие глухие согласные из данных в пословице не имеют пары по звонкости? ([х],[ц])
Решите фонетические задачи.
К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться. Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала. (4 твердых согласных [б], [з], [н], [л] +2 глухих согласных [щ'] и [ц] – 4 глухих согласных [ф], [с],[к,],[ч] =2)
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: муж, торг, ноль, суд, ель. (шум, крот, лён, туз, лей)
Назовите общие звуки в словах свой и овсяный.(й)
Какие слова из списка имеют ровно 2 общих звука со словом сбор?
Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база. (рост и база)
Ребята, мы решили выполнили все задания жителей страны Фонетика и оказались в стране, где живут наши многоуважаемые приставки, блестящие корни, добрые и ласковые суффиксы, изменчивые окончания.
Давайте вспомним всё, что мы знаем о морфемах. А 2 ученика снова побудут моими помощниками и подчеркнут синими мелками жителей страны Морфемика. Что такое морфемы? На какие две группы делятся морфемы? Что составляет основу слова? Какие морфемы не входят в основу слова?
Жители страны Морфемика приготовили для нас задание расшифровать телеграмму. Готовы?
Задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова
Вы …
приставка как в слове прехорошенькая,
корень как в слове красавица,
суффикс как в слове вольный,
окончание как в слове счастливые,
корень как в слове ученый,
суффикс в слове смотреть,
суффикс как в слове водник,
окончание как в слове рыбаки.
корень как в слове поверье,
суффикс как в слове проходная,
окончание как в слове любимые,
корень как в слове подружка (ж//з),
окончание как в слове семья.
ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
Мы справились с заданием и оказались у входа в Подземелье злых ошибок, где нас поджидают самые ужасные ошибки, с которыми нам придется сразиться. А каким образом мы сразимся с ними?
(При помощи знаний правил русского языка).
Кто будет моим помощником? Необходимо повесить название орфограммы после того как её назовут. Готовы? Давайте вспомним, с какими орфограммами мы познакомились в 5-м классе?
(о/ё после шипящих, и/ы после ц, чередование гласных в корне слова, з/с на конце приставок, двойная согласная на стыке приставки и корня, правописание суффиксов существительных, приставки пре и при).
С такими знаниями нам ничего не страшно! Спускаемся в подземелье злых ошибок!
Перед вами текст с орфографическими ошибками. Ваша задача – переписать его без ошибок, обозначить морфемы, в которых допущены ошибки, подкрепить свои исправления правилами. На выполнение задания 10 минут.
Жила-была на неби малинькая звездочка. «Мама, когда я выросту?» - спрашивала она. Но мама не отвечала, а только прикосалась своим лучём к дочке. От прикасновения звездочка загаралась, но она не могла предполажить, что так звезды ростут.
Нибесная жительница любила расматривать мир людей. На расвете она преближалась к краю туче и сматрела на безконечные поля и леса. Земля наберала скорость и с тихим шёрохом вращалась.
Но иногда тяжолые свинцовые тучи закрывали землю. Налитали цыклоны. Звездочке очень хотелось зделать чтото хорошее для людей.
(Проверка фронтально. Учащиеся называют в какой морфеме допущена ошибка и озвучивают правило).
Жила-была на небе маленькая звездочка. «Мама, когда я вырасту?» - спрашивала она. Но мама не отвечала, а только прикасалась своим лучом к дочке. От прикосновения звездочка загоралась, но она не могла предположить, что так звезды растут.
Небесная жительница любила рассматривать мир людей. На рассвете она приближалась к краю тучи и смотрела на бесконечные поля и леса. Земля набирала скорость и с тихим шорохом вращалась.
Но иногда тяжёлые свинцовые тучи закрывали землю. Налетали циклоны. Звездочке очень хотелось сделать что-то хорошее для людей.
Придумайте и напишите продолжение истории в 3-5 предложениях.
Чтение наиболее удачных работ.
Итак, наше путешествие подходит к концу. Кто готов подвести итоги нашего путешествия, поделиться своими впечатлениями? Может быть кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего одноклассника?
Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение, в котором расскажите о зимнем небе, о том, что оно вам напоминает, какие чувства вызывает. Ваша задача использовать как можно больше слов с орфограммами, которые мы сегодня повторили.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жданова Екатерина Юрьевна
→ EkaterinaZhdanova 27.03.2010 9 30156 4623 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.