Материалы для изучения произведений, содержащих сюжет-архетип о блудном сыне
Материалы посвящены анализу произведений русской литературы XIX –XXI веков, объединенных евангельским сюжетом (притчей о блудном сыне). В начале работы были выделены смысловые части притчи, затем проведен анализ ее реализации в четырех произведениях: «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Телеграмма» К.Паустовского и «Приживалка» М.Трауб. Это позволило отметить переклички текстов, разделенных почти двумя веками, на уровне мотивов, пространственных доминант, созвучия образов. Данный материал, будет интересен учителям при подготовке к урокам по проанализированным произведениям, выпускникам при подготовке к итоговому сочинению.
С давних лет Библия стала ключевым текстом для русской культуры, одним из ее назначений является объяснение идей, формирующих мировоззрение человека, пропаганда законов жизни, составляющих основу нравственности. Именно поэтому с принятием христианства в русской литературе существовали традиции обращения к текстам Священного Писания.
У слова «притча» следующее определение: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. «В русской Библии слово «притча» соответствует двум греческим словам «παροιμία» и «παραβολή», различным по смыслу. Παροιμία — это краткое изречение, выражающее правило жизни, умозрительную истину либо наблюдение за ходом человеческой жизни (…) Слово «παροιμία» переводится буквально как «припутное», то есть указатель жизненного пути…Παραβολή — это целый рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, но иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно огрубевшим людям. Такими притчами изобилует Евангелие».
Притча о блудном сыне самая популярная в мировой культуре. Этот текст кажется инвариантным, так как с лёгкостью переносится в любое время и впитывает новые смыслы. Об этом написана статья М.Горелика «Притчи о блудном сыне», который предлагает создать энциклопедию по использованию притчи в мировой литературе. Фрагменты этого фундаментального труда опубликованы в «Иерусалимском журнале» №47 от 2013 года.
Притча о блудном сыне входит в синоптическое Евангелие от Луки. Как и любая другая притча, она имеет несколько смысловых уровней:
- высший смысл обретения Бога внутри себя, то есть поиски и понимание истины;
- всечеловеческий смысл духовного единения двух поколений, понимания единства жизненных взглядов.
Мы предлагаем рассматривать литературные версии притчи сквозь призму второго уровня.
Юрий Лотман в свое время писал: «Сюжет-архетип о блудном сыне суть канонический культурный текст (содержит поведенческий канон). Заключенную в нем морфологию канон передает и одновременно рождает новую, то есть выполняет функцию “узелка, завязанного на память”». Именно поэтому эта притча значима не только для религиозной культуры, но и для светской. Тема блудного сына активно использовалась в живописи: Босх, Рембранд, Доре – это только известные художники, обращавшиеся к этому мотиву. Не обошли вниманием этот сквозной сюжет и мастера слова. Особенно часты были обращения к ней в древнерусской литературе. Даже в «Слове о полку Игореве…» литературоведы (Гаспаров Б.М.) нашли связь с сюжетной моделью данной притчи. А использование ее в литературе XVII-XXIвека неисчислимо.
Это связано с огромным потенциалом вариативности, заключенным в каноническом сюжете, и со способностью авторского сознания моделировать собственные сюжеты, сохраняя главный мотив «отцы - дети». «Сюжетообразующий мотив притчи – мотив «отцы – дети» – разворачивает разные смысловые пласты, порождает и передает в динамике времени конфликтность взаимоотношений поколений, коррелирует с мотивом о блудном сыне».
Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы, на занятиях элективных курсов. Виды работы с таблицами могут быть разными: самостоятельная и коллективная работы в классе, индивидуальная работа в качестве домашнего задания.
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с повестью Пушкина «Станционный смотритель»
Дуня
Смысловые части притчи |
«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11); |
«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12); |
Отец разделил детям имение и младший «пошел в дальнюю дорогу» (Лк.15:12-13); |
«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16); |
Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20); |
Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21); |
Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23); |
Воскресение сына (Лк.15:24); |
Зависть старшего сына (Лк.15:29-30); |
Слово отца (Лк.15:31-32) |
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с повестью Пушкина «Станционный смотритель»
Самсон Вырин
Смысловые части притчи |
Доказательство использования притчи в тексте |
«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11); |
|
«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12); |
|
Отец разделил детям имение и младший «пошел в дальнюю дорогу» (Лк.15:12-13); |
|
«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16); |
|
Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20); |
|
Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21); |
|
Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23); |
|
Воскресение сына (Лк.15:24); |
|
Зависть старшего сына (Лк.15:29-30); |
|
Слово отца (Лк.15:31-32) |
|
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с романом Тургенева «Отцы и дети»
Аркадий Кирсанов
Смысловые части притчи |
Доказательство использования притчи в тексте |
«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11); |
|
«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12); |
|
Отец разделил детям имение и младший «пошел в дальнюю дорогу» (Лк.15:12-13); |
|
«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16); |
|
Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20); |
|
Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21); |
|
Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23); |
|
Воскресение сына (Лк.15:24); |
|
Зависть старшего сына (Лк.15:29-30); |
|
Слово отца (Лк.15:31-32) |
|
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с романом Тургенева «Отцы и дети»
Евгений Базаров
Смысловые части притчи |
Доказательство использования притчи в тексте |
«…у некого человека было два сына» (Лк.15:11); |
|
«Младший сын попросил часть наследства» (Лк.15:12); |
|
Отец разделил детям имение и младший «пошел в дальнюю дорогу» (Лк.15:12-13); |
|
«…расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13-16); |
|
Возвращение к отцу, осознание греха (Лк.15:18-20); |
|
Радость и любовь отца. Покаяние сына (Лк.15:20-21); |
|
Возвращение сыну статуса достойного человека через внутренние атрибуты: одежда, обувь, перстень (Лк.15:23); |
|
Воскресение сына (Лк.15:24); |
|
Зависть старшего сына (Лк.15:29-30); |
|
Слово отца (Лк.15:31-32) |
|
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с рассказом Паустовского «Телеграмма»
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с рассказом Маши Трауб «Приживалка»
Люся
Найдите в прочитанном тексте доказательства использования притчи. Заполните вторую часть таблицы. Обратите внимание, что некоторые части таблицы останутся пустыми, оформите записи в виде цитат.
Связь притчи с рассказом Маши Трауб «Приживалка»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киреева Юлия Алексеевна
→ Публикатор 01.11.2017 1 3523 116 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы