Конспект урока русского языка "Фонетика. Звуки речи"; 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Звуки речи" разработан в соответствии с ФГОС.
Логика урока выстраивалась на основе следующих ключевых позиций.
Идея 1. Возможно ли общение без звуков?
Идея 2. Звуковое общение – еще не общение при помощи звуков речи.
Идея 3. Образование звуков речи – достаточно сложный процесс.
Критерий |
Деятельность учителя |
|
Учитель создает обучающимся условия для самостоятельного целеполагания и определения темы урока (ФГОС: регулятивные ууд)
Источником информации становятся личные наблюдения учеников фгос
В ходе урока обучающиеся выстраивают логические цепочки рассуждений, доказательства суждений П ууд
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками, она становится личностно-значимой для них |
- Добрый день, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. - У каждого на парте лежит рабочий лист, с которым мы будем сегодня работать (демонстрация рабочего листа). Подпишем его. - За работу на уроке вы будете получать специальные жетоны – буквы русского алфавита в старорусском стиле (демонстрация жетонов), в конце урока каждый из вас сможет по количеству жетонов получить отметку. Слайд 1 - Послушайте небольшое стихотворение и выскажите свои предположения, о чем оно. Ответ свой аргументируйте. Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. — Поигаем. что ли, в пятки? — Луссе в мясик на плоссядке! — Вот пвидумав! Под говою Вучше в вункипоигвать!.. «В пятки»? «В вунки»? Что такое?! Ничего не разобрать! - О чем стихотворение?
- В русском языке есть специальныйраздел языкознания, который изучает звуки речи. Как он называется? Молодцы. Слайд 2 На первой странице рабочего листа запишемтему нашего урока. Тема урока: «Фонетика. Звуки речи» - В начальной школе вы знакомились с этой областью знаний. Что вы знаете о фонетике и умеете делать в этой области? - Если тема урока вновь «Фонетика», то как вы думаете, какова цель урока. Что мы будем делать?
- Обратимся к нашему рабочему листу. Откроем его и на верху листа найдем определение понятия «Фонетика» и дополним его, вставляя пропущенные слова. |
|
|
Слайд 3 - Закройте глаза. (включает музыку улиц) Мы живем в мире звуков. Проснувшисьутром, слышим шипение масла на раскаленной сковороде, тиканье часов, пыхтение чайника на плите. Выходим из дома — и нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» - Откройте глаза. Каковы ваши действия? - Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? - В языке всё: части слов, слова, словосочетания, предложения — имеет звуковое выражение. Неслучайно в детском саду или школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами. Звуковую сторону речи изучает фонетика. |
|
|
-А можно ли обойтись без звуков речи? Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание №1. Открываем окошечко №1 с Чарли Чаплином. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Работаем в парах. На выполнении работы дается 30 секунд [Представьте, что в мире исчезли все звуки. Попробуйте, не используя звуки, рассказать своему соседу: 1 ученик – о своём хорошем самочувствии, 2 ученик – о своём желании есть. На выполнении работы дается 30 секунд]
- Кто хочет поделиться с классом? Задача класса - угадать, что показывает ваш одноклассник. - Вы хорошо поняли друг друга? - Замечательно. Усложним задание. У меня есть тайные карточки (демонстрация карточек). Кто хочет, попробовать, не используя звуки, рассказать классу о том, что здесь написано? - Молодцы. Садимся. Как вы думаете, почему возникли сложности? - Какой можно сделать вывод? Запишем его в рабочий лист. Проверяем - В процессе общения иногда используются жесты, мимика, различные сигналы, однако они очень ограничены в своих возможностях. А звуковая речь способна выразить всёразнообразие наших мыслей и чувств. |
|
|
- Добавим в нашу жизнь звуки (поет с закрытым ртом песню «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, и вода по асфальту рекой»). Что я только что пропел? Попробуем пропеть вместе со мной. Поем как обычно, только не открываем рот. - Молодцы. А теперь повернитесь к своему соседу и попробуйте таким же образом, не открывая рот, рассказать о своей любимой книге. На задание дается 30 секунд. По 15 секунд на каждого - Вы поняли, что сказал вам ваш сосед? Почему? - Песню мы с вами угадали, так как уже знали ее слова, а вот любимую книгу соседа распознать не смогли. - А вы хотите узнать, как образуются звуки речи? - А может быть, кто-то уже знает? - Да, отлично. Давайте упорядочим знания в этом вопросе. Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание №2. Открываем окошечко №2 с силуэтами детей. Перед нами речевой аппарат человека, при помощи которого образуются звуки речи. Но здесь не подписаны органы речи. Ваша задача подписать органы речи. Если затрудняетесь в выполнении задания, обратитесь к словам для справок. На выполнение дается 1 минута У ИД работает 1 человек Задание 2 Слова для справок: губы, зубы, язык, нёбо, голосовые связки - Проверяем. - Все эти органы речи много трудятся, чтобы звук появился на свет.(убрать экран) Мы познакомились с тем, как устроен речевой аппарат. Как вы думаете, почему, зная это, мы звуки слышим по-разному? Эксперимент - Чтобы в этом разобраться, проведем эксперимент. На примере игрушек мы сейчас посмотрим, как образуются звуки речи. - Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Выдает первую игрушки (петух) - Нажмем на первую игрушку. Что мы слышим? Выдает вторую игрушку (с пищалкой) - Нажмем на вторую игрушку. Что изменилось? -Так и в речевом аппарате человека. Роль пищалки в игрушке в речевом аппарате выполняют голосовые связки. - Произнесите звуки вместе со мной [а], [о], [у], [и], [э], [ы] . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду в ротовой полости? - Это звуки речи - гласные. При образовании гласных звуков поток воздуха не встречает на своем пути преграды в ротовой полости, и в напряжении находится весь речевой аппарат. Выдает вторую игрушку (с пищалкой) другому ученику - Нажмем на вторую игрушку так, чтобы на пути потока воздуха встретилась преграда. Что изменилось? Посмотрите на рисунок в нашем рабочем листе. Какие органы речи могут стать преградой? - Произнесите звуки вместе со мной.Какое препятствие встречает этот звук? [п], [д], [с]. - Это звуки речи - согласные. При образовании согласных звуков поток воздуха встречает преграду в ротовой полости, и напряжение наблюдается в том месте, где есть преграда. Отсюда и название – согласные. Приставка со- со значением совместимости Обратимся к рабочему листу. Запишем вывод: при помощи чего образуются звуки речи - Для того чтобы правильно и красиво говорить, необходимо разрабатывать речевой аппарат. И первое с чего мы начнем – сделаем зарядку для органов речи. Физкультминутка Встали. Разминаем голосовые связки. Нам нужно диафрагмальное дыхание, или, как его еще называют, дыхание животом. Правую руку положили на грудь, левую – на животик. Делаем носом вдох так, чтобы увеличился животик, надулся, как шарик. Выход – шарик сдувается. Грудь не шевелится. Подышали. Делаем движение головой. Перекатом от одного плеча к другому. Перед перекатом вдохнули и на выдохе произносим ХА, ХО, ХУ, ХИ. Спокойно подышали. Следующее упражнение. Делаем таким образом. Ручки в замочек взяли. Делаем вдох животиком. Поднимаем руки вверх и с наклоном произносим: КРАШ, КРОШ, КРУШ, КРИШ. Спокойно подышали. Садитесь Разминка нёба. Упражнение «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот. Кончик языка высоко поднять верх и поставить на бугорки за верхними зубами. Как парус. Удерживаем в таком положении 5 секунд Язык. Упражнение «Лошадка». Вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать языком (как цокают копытами лошадки) Зубы. Упражнение «Вкусный язык». Постепенно высовываем язык, как будто его пережевываем. Обратно прячем язык Губы. Упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы в трубочку. И начинаем вращать по часовой стрелке, потом против часовой Теперь вы можете делать эти упражнения дома |
|
|
Для того чтобы сформировался совершенный, практичный произносительный аппарат у человека, понадобились тысячелетия. Ведь и у многих животных есть легкие, язык, губы, зубы, но только человек приспособил их для производства речи, для формирования языка как средства человеческого общения. Слайд 5 Посмотрите небольшое видео (19 секунд) и подумайте, почему мы смотрим с вами этот фрагмент. - Для чего мы посмотрели это видео? - Что так и не смог произнести петух в этом эпизоде мультфильма? Слайд6 - А французам в его крике слышится «кокорико», англичанам - «кок‑а‑дудл‑ду», японцам – «кок-е-кок-ко» и т.д. - Откуда же такое странное несогласие? - Все эти звуки – «выдумка» человека. Это он «переложил» на свой язык нечленораздельное «кукареку». В самом деле петух вовсе не произносит звуки речи [к], [р], [о], [и], [у], [а]. Эти звуки свойственны человеческой речи, и он использовал их для того, чтобы показать, как он слышит пение петуха. Вот почему крики одних и тех же представителей животного мира нередко у разных народов передаются по-разному,— хотя во всех странах петухи, да и другие животныекричат одинаково... нечленораздельно. Итак: только человек может произносить членораздельные звуки, которые образуются в результате искусной работы речевого аппарата. |
|
|
Слайд 7 - Вернемся к нашему стихотворению. Послушаем его еще раз Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. — Поигаем. что ли, в пятки? — Луссе в мясик на плоссядке! — Вот пвидумав! Под говою Вучше в вункипоигвать!.. «В пятки»? «В вунки»? Что такое?! Ничего не разобрать! - Внимание на экран. Что перед нами? (клик) [м’има] [сада] - Что такое фонетическая транскрипция? - Какие символы здесь мы видим? Обратимся к нашему рабочему листу. Предлагаю выполнить задание №3. Предположим, кто-то услышал эту неправильную речь малышей и записал неправильное произношение слов в транскрипции. Ваша задача определить, какие звуки дети не выговаривают. Для это необходимо: 1. определить, какие слова здесь «зашифрованы» 2. записать транскрипцию слов верно Дано 3 варианта. Вы выбираете из них только один. 1 вариант – легкий. 2 вариант – непростой. 3 вариант – трудный. 1. [паигай’эм] [п’атк’и] 2. [лус'э] [ м’ас’ик] [плас’атк’э] 3. [пв’идумаф] [вучшэ] [паигват’] - Что бы вы посоветовали нашим героям? - Вспомните, какую цель мы сегодня на уроке поставили? Смогли ли мы достигнуть этой цели? У вас впереди еще не один урок по фонетике, на которых вы продолжите изучать звуки речи. |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вылегжанина Екатерина Викторовна
→ Публикатор 07.11.2017 0 7936 302 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.