Конспект урока русского языка "Односоставные предложения"; 8 класс
Конспект урока по русскому языку
8 класс
Учитель - Сидорович Людмила Алексеевна
Тема: Односоставное предложение (обобщение)
Форма урока – деловая игра
Цели урока:
проверить знания учащихся темы «Односоставное предложение» (предметный результат)
развивать умение пользоваться односоставными предложениями в своей речи (метапредметный результат)
3) подготовиться к сочинению (метапредметный результат)
Задача: развивать умение работать в группе.
Оформление доски:
Темы сочинения:
1.Родной край осенью.
2.День в школе.
3.Я выбираю…
4. Мало ли что можно делать в лесу (на реке, дома и т. д.)
Ход урока.
I.Постановка задачи: класс разбивается на 8 групп по 3 человека, каждая группа выбирает капитана. В игре принимают участие все, капитаны учитывают ответы.
Постановка цели: подготовиться к сочинению, в котором надо употребить односоставные предложения.
II.Разминка.(Познавательные УУД)
Отгадать метаграмму. ( Метаграмма – это загадка, в которой путём замены одной буквы другою можно получить новое слово)
С «с» на дереве расту,
С «ж» по дереву ползу. ( Сук – жук)
С «к» в полях меня найдёте,
С «г» романсы запоёте,
С «в» в косички заплетёте. (колос – голос – волос)
-Какие предложения вошли в эти метаграммы? ( Определённо - личные и обобщённо – личные)
- Как вы это определили?
III.Выбор карточки с заданием (каждая команда берёт 1 карточку) (Познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД)
Задания для команд:
1карточка.
Разделить предложения на двусоставные и односоставные, доказать.
1)Пахло милым тлением осени (Л.Славин).
2)В лесу держался запах прелой травы (В.Солоухин).
3) Зелёная площадка, толпящийся народ (Л.Ошанин).
4)Ветка зелёная, пахучая.
(1и 3 – односоставное, 2 и 4 – двусоставное)
2 карточка.
Найти определённо – личные предложения, доказать.
1)Можно сесть на берег реки и сидеть неподвижно.
2)Рыбу обычно прикармливают.
3)Брошу в море сети частые, белый парус подыму (В.Брюсов).
4) Прихожу из школы и сразу – за компьютер.
(3 и 4 – определённо – личные)
3 карточка.
Как отличить неопределённо – личное предложение от определённо – личных?
1) В счастье не возносись, в беде не унывай.(Пословица)
2)На собрании говорили о предстоящем экзамене.
3)Меня приняли в секцию лёгкой атлетики.
4)Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.(Пословица)
4 карточка.
Как вы думаете?
1) Какое слово надо опустить, чтобы предложение превратилось в безличное?
Дело не обходится без вопросов и ответов.
2)Что такое безличное предложение?
5 карточка.
Чем интересен отрывок из стихотворения Афанасия Фета «Вечер»?
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
6 карточка.
Какие известные вам стихотворения начинаются с назывных предложений?
Что такое назывное предложение?(Мороз и солнце! День чудесный! – «Зимнее утро» А.С. Пушкина; Тучки небесные, вечные странники – «Тучи» М.Ю.Лермонтова; Славная осень – «Железная дорога» Н.Некрасова)
7 карточка.
Выберите назывные предложения.
Светает. Рассвело. Жарко. Новое время. Принесли почту. Поедем в горы. Увлекательная поездка. Урок русского языка.
8 карточка.
Как вы думаете?
Какие члены предложения пропущены в следующем предложении: «Я никогда никому ничего, но если я что-нибудь такое, то что же тут такого?»
Как называются такие предложения? (Неполные)
IV.Работа с текстами (лежат на партах)
1. Выбор
У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям.
Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?
Вопросы - громады и вопросы - карлики. Вопросы - океаны и вопросы - капли. (Р. Рождественский)
2.В лесу
Совсем не верилось, что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель.
Погода установилась такая, что к вечеру опускался на траву лёгкий морозец. В небе, подсвеченном ясной и чистой луной, полупрозрачно и золотисто мерцали звёзды.(По В.Солоухину)
1.Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль.
2. На эту же тему составьте предложение. (По 1 от каждой группы)
V. Подведение итога: (Регулятивные УУД)
- Над какими предложениями мы работали? Что повторили?
- Какие темы сочинения помогли вам выбрать?
- Какие отметки вы поставили своим товарищам за ответы?
VI. Домашнее задание : написать сочинение – миниатюру, использовав односоставные предложения (где необходимо).
Использованная литература
Дидактический материал к учебнику русского языка. Пособие для учителя Составитель В.П. Озёрская. - М.Просвещение, 1984.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидорович Людмила Алексеевна
→ Публикатор 05.12.2017 0 4430 139 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.