Технологическая карта урока литературы «Жемчужины народной речи»; 6 класс


Технологическая карта урока литературы в 6 классе

учителя русского языка и литературы Мавриной О.Г на тему: «Жемчужины народной речи».

Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

Воспитательная  - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и чувашского народа, толерантное отношение друг к другу. 

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что загадки, скороговорки, пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной, художественной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – самостоятельно формулировать проблему (тему), планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями.

Коммуникативные:  работают в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы, выражают собственное мнения и позицию, учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству, приходят к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: урок-игра.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия


Мотивация познавательной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Оргмомент.

Психологический настрой детей на урок.



Постановка цели и задач урока.

Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

В ситуации со шкатулкой организовывает погружение в проблему. Подводит учащихся к формулированию проблемы, цели и задач.


Дети отгадывают содержание шкатулки, озвучивают проблему, цель урока.



формулирование познавательной цели


оформлять свои мысли в устной форме

Актуализация знаний, организация познавательной деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Предлагает разделить класс на 3 группы и распределить роли.












Предлагает работу с «Бестолковым словарем», где все определения жанров УНТ перепутаны.

Делятся на группы, распределяют роли:

Список ролей:

  1. «Командир» (выслушивает мнение всех, выбирает вариант ответа, выбирает каждый раз нового человека из группы «Знатоки», который озвучит ответ от имени всех).

  2. «Писатель»(сочиняет).

  3. «Оратор» (произносит что-либо).

  4. «Художник» (рисует).

  5. «Мастер» (вырезает, клеит).

  6. «Ювелир» (собирает бусы).

  7. «Знатоки» (думают, предлагают варианты ответа).

Работают со словарем, дают четкие определения понятиям.


Осознанное распределение ролей Проговаривание последовательности своих действий

определение основной информации, извлечение информации

извлечение необходимой информации;

установление причинно-следственных связей;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

осознание ответственности за общее дело;

выполнение действий по алгоритму.

Работа в группах с пословицами разных тематических групп.

Цель: умение учиться работать в группе

волевая саморегуляция в ситуации затруднения;


Обобщение и систематизация знаний с творческим подходом

Комментирует задания:

1.«Придумай загадку»

2.«Что нарисовано?»

3.«Объясни»

4. «Напиши мини-сочинение и нарисуй»

5. «Найди по смыслу».

6. «Составь поговорку».

7. «Сочини скороговорку».

8. «Нарисуй скороговорку».




Выполняют задание в группах:

1.Создают загадку по основному признаку про солнце.

2. Отгадывают по рисунку пословицу «Готовь сани летом, а телегу зимой».

3. Объясняют прямое и переносное значение пословиц: Лес рубят — щепки летят. Не зная броду, не суйся в воду. Цыплят по осени считают

4. Пишут мини-сочинение пословице и рисуют: Кончил дело - гуляй смело», семь раз отмерь, а один раз отрежь», «поспешишь – людей насмешишь».

5. Находят по смыслу пословицы разных народов.

6. Составляют поговорки.

7. Сочиняют скороговорку.

8. Объясняют значение

сопоставление и преобразование информации из одной формы в другую:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

установление причинно-следственных связей;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

Применение знаний и умений в жизни

Предлагает на основе созданных на уроке творческих работ оформить литературную газету (на ватмане из рисунков, сочинений, загадок, скороговорок). Завершить работу дома – сделать электронную газету для учащихся младших классов к уроку, внеклассному мероприятию.

Создают литературную газету из творческих заданий.

преобразование информации из одной формы в другую

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;


Подведение итогов. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия.


Предлагает продолжить предложение в связи со своими мыслями и чувствами.

Ребята, как работалось в группах? Оцените работу каждого в группе по ролям.

Подведем итоги игры между группами. У кого бусы длиннее?


Учащиеся друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял(а) задания…

- я понял (а), что…

- теперь я могу…

- я почувствовал (а), что…

- я приобрел (а)…

- я научился (ась) …

- у меня получилось …

- я смог (ла)…

- я попробую…

- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось

понимание текстов, извлечение необходимой информации;

контроль, коррекция, оценка;

умение делать выбор и обосновывать его.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

планирование учебного сотрудничества.

Оценки за урок.


Соревновательный характер урока-игры позволяет наградить грамотами:

- Грамота знатокам народной речи 1 степени.

- Грамота знатокам народной речи 2 степени.

- Грамота знатокам народной речи 3 степени.

Получают грамоты.

построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

Домашнее задание.


Дает домашнее задание, комментирует его выполнение (Сделать электронную газету, в группах распределив роли).

Записывают домашнее задание в дневник.

планирование учебного сотрудничества, преобразование информации из одной формы в другую



Полный текст материала Технологическая карта урока литературы «Жемчужины народной речи»; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маврина Ольга Григорьевна  mavrinaolga14
21.04.2018 0 2793 117

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК