Технологическая карта урока литературы «Жемчужины народной речи»; 6 класс
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
учителя русского языка и литературы Мавриной О.Г на тему: «Жемчужины народной речи».
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
Задачи:
образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
Воспитательная - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и чувашского народа, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что загадки, скороговорки, пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной, художественной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – самостоятельно формулировать проблему (тему), планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями.
Коммуникативные: работают в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы, выражают собственное мнения и позицию, учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству, приходят к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: урок-игра.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия
|
Мотивация познавательной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». |
|||
Оргмомент. |
Психологический настрой детей на урок. |
|
|
Постановка цели и задач урока. Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи |
В ситуации со шкатулкой организовывает погружение в проблему. Подводит учащихся к формулированию проблемы, цели и задач.
|
Дети отгадывают содержание шкатулки, озвучивают проблему, цель урока.
|
формулирование познавательной цели
оформлять свои мысли в устной форме |
Актуализация знаний, организация познавательной деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
|||
|
Предлагает разделить класс на 3 группы и распределить роли.
Предлагает работу с «Бестолковым словарем», где все определения жанров УНТ перепутаны. |
Делятся на группы, распределяют роли: Список ролей: «Командир» (выслушивает мнение всех, выбирает вариант ответа, выбирает каждый раз нового человека из группы «Знатоки», который озвучит ответ от имени всех). «Писатель»(сочиняет). «Оратор» (произносит что-либо). «Художник» (рисует). «Мастер» (вырезает, клеит). «Ювелир» (собирает бусы). «Знатоки» (думают, предлагают варианты ответа). Работают со словарем, дают четкие определения понятиям.
|
Осознанное распределение ролей Проговаривание последовательности своих действий определение основной информации, извлечение информации извлечение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; осознание ответственности за общее дело; выполнение действий по алгоритму. |
Работа в группах с пословицами разных тематических групп. Цель: умение учиться работать в группе волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
|
|||
Обобщение и систематизация знаний с творческим подходом |
Комментирует задания: 1.«Придумай загадку» 2.«Что нарисовано?» 3.«Объясни» 4. «Напиши мини-сочинение и нарисуй» 5. «Найди по смыслу». 6. «Составь поговорку». 7. «Сочини скороговорку». 8. «Нарисуй скороговорку».
|
Выполняют задание в группах: 1.Создают загадку по основному признаку про солнце. 2. Отгадывают по рисунку пословицу «Готовь сани летом, а телегу зимой». 3. Объясняют прямое и переносное значение пословиц: Лес рубят — щепки летят. Не зная броду, не суйся в воду. Цыплят по осени считают 4. Пишут мини-сочинение пословице и рисуют: Кончил дело - гуляй смело», семь раз отмерь, а один раз отрежь», «поспешишь – людей насмешишь». 5. Находят по смыслу пословицы разных народов. 6. Составляют поговорки. 7. Сочиняют скороговорку. 8. Объясняют значение |
сопоставление и преобразование информации из одной формы в другую: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; установление причинно-следственных связей; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; |
Применение знаний и умений в жизни |
Предлагает на основе созданных на уроке творческих работ оформить литературную газету (на ватмане из рисунков, сочинений, загадок, скороговорок). Завершить работу дома – сделать электронную газету для учащихся младших классов к уроку, внеклассному мероприятию. |
Создают литературную газету из творческих заданий. |
преобразование информации из одной формы в другую формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
|
Подведение итогов. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
|||
Рефлексия.
|
Предлагает продолжить предложение в связи со своими мыслями и чувствами. Ребята, как работалось в группах? Оцените работу каждого в группе по ролям. Подведем итоги игры между группами. У кого бусы длиннее?
|
Учащиеся друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: - сегодня я узнал (а)… - было интересно… - было трудно… - я выполнял(а) задания… - я понял (а), что… - теперь я могу… - я почувствовал (а), что… - я приобрел (а)… - я научился (ась) … - у меня получилось … - я смог (ла)… - я попробую… - меня удивило… - урок дал мне для жизни… - мне захотелось… |
понимание текстов, извлечение необходимой информации; контроль, коррекция, оценка; умение делать выбор и обосновывать его. контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества. |
Оценки за урок.
|
Соревновательный характер урока-игры позволяет наградить грамотами: - Грамота знатокам народной речи 1 степени. - Грамота знатокам народной речи 2 степени. - Грамота знатокам народной речи 3 степени. |
Получают грамоты. |
построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
Домашнее задание.
|
Дает домашнее задание, комментирует его выполнение (Сделать электронную газету, в группах распределив роли). |
Записывают домашнее задание в дневник. |
планирование учебного сотрудничества, преобразование информации из одной формы в другую
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маврина Ольга Григорьевна
→ mavrinaolga14 21.04.2018 0 2793 117 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.