Среднесрочное планирование к урокам литературы в 9 классе


Среднесрочное планирование серии четырех последовательных уроков по произведению А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Предмет

Русская литература в 9 Бклассе.

Тема урока:

История создания романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Цель:

- Активизация мыслительной деятельности учащихся для восприятия атмосферы романа,  

  приближения к пониманию эпохи, описанной в романе.

- Обучение самостоятельному извлечению данных из разных источников.

- Воспитание социальных и мотивационных аспектов саморегулирования.

Задачи:

- Для дифференциации обучения  использовать прием «толстых» и «тонких» вопросов при проверке 

    домашнего задания .

- Создать условия для самостоятельного извлечения и изучения материала урока.

- Для развития саморегуляции организовать самостоятельную выработку правил работы в группах.

- Развивать диалогическую речь, умение работать в группах

-Учить делать схематический конспект для разумного использования  времени.

- Поддерживая желание учащихся презентовать материал урока, развивать лидерские качества, ораторское                                         

мастерство.

Ожидаемый результат:

Проанализировав информацию об истории создания романа, учащиеся приблизятся к пониманию ее идейно-тематического своеобразия. Также на данном уроке учащиеся приобретут навыки работы в группе, начнут «обучаться тому, как обучаться», «обучаться через диалог», приобретут навыки планирования  своего обучения, развивать лидерские качества, умение грамотно и последовательно защищать свои позиции.

Ключевые идеи:

Активизация  мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие навыков нахождения  причинно-следственных связей, развитие глубокого понимания изучаемого материала, осознанного подхода к чтению произведения, умения применять знания и умения, полученные на уроке, в жизненной практике.

Задания:

Ответьте на « толстые» и «тонкие» вопросы (на выбор).

Используя возможности ИКТ, найдите данные об истории создания романа.

Выработайте правила  работы в группах.

Обменяйтесь знаниями внутри группы об истории создания романа.

 Сгруппируйте интересные факты, составьте схематичный конспект.

 Подготовьте презентацию.

 Подготовьте рефлексию по данным вопросам.

 Напишите слово дня.

Источники:

1)А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Москва «Художественная литература» 1978

2)Интернет ресурсы.

3)Методы развития критического мышления. 3 неделя.3 день.

4) Юрий Тыньянов.Собрание сочинений.т.2.стр187.М.-Л.,1964.

Записи учителя по занятию: В начале урока учитель позитивно настраивает учащихся, стремясь снять напряженную обстановку, возникшую в результате появления на уроке видеокамеры,фотоаппарата. Озвучивает тему и проблему урока. Знакомит учащихся с планом урока. Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, извлекают интернет ресурсы. Работают в группах. Готовят презентацию.

Организационный момент.Учитель напоминает о погожей осенней погоде, о любви, сопровождающей каждого молодого человека. О том, что в романе «Евгений Онегин» говорится о любви. Дает краткий комментарий к  работам, выполненным на предыдущем уроке. Озвучивает тему и проблему урока.(Вопросы для рефлексии лежат на партах). Знакомит учащихся с планом ,затем раздает ресурсы с вопросами. Учащиеся выбирают «толстые» и «тонкие» вопросы.3 мин.

Начало занятия.

На столах каждой группы лежат ресурсы с ключевыми вопросами,на которые учащиеся должны найти ответ по окончании урока.

Зачем изучать историю создания того или иного произведения?

Зачем мы пытаемся приблизиться к эпохе, описанной в произведении?

Зачем мы вспоминаем  исторические факты, связанные с жизнью автора?

Также на столах надписи с названиями групп: « Серебряный дождь», « Ясное солнышко», « Веселый апельсин», « Сказочная зелень»

Задание №1

 Проверка домашнего задания. Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы».8 мин.

«Тонкие» вопросы.

«Толстые» вопросы.

1.От кого Онегин узнает, что прекрасная незнакомка на балу и есть « та самая Татьяна?»

2.Что снится Татьяне?

(коротко)

3.Что нашла Татьяна в доме   Онегина?

4.Почему Онегин стал ухаживать за Ольгой?

5.Что делала Татьяна в бане перед сном?

1.Какую роль в судьбе героев сыграл Зарецкий? Каковы возможные исходы, если бы секундантом Ленский выбрал бы другого?

2.Куда и почему уехал Онегин после дуэли?

3.За что винил себя Онегин после ответа на вызов ( на дуэль)?Что значит «не мячиком предрассуждений»?

4.Почему после ухода с именин Ленского Онегину стало скучно?

5.Как бы вы поступили на месте Онегина, получив вызов на дуэль?

Учитель организует рефлексивное размышление по результатам проверки дом задания.

Задание № 2

Самостоятельное изучение новой темы. 10 мин.

Учитель предлагает сесть за компьютер и найти интернет ресурсы об истории создания романа.Учащиеся делают в тетрадях краткие пометки. Также учитель  предлагает приготовить слайды для презентации, так как им предстоит выступление.

Далее  для организации работы в группах учитель предлагает взять по одной карточке разноцветные на обороте ( 4 вида).  Все, кому попались карточки  одинакового цвета, являются членами одной группы.  

Задание №3

Работа в группах  по приему: « Продвинутая лекция».8 мин.

Учащиеся активизируют свои знания ,извлеченные из интернет ресурсов, обсуждают в группах, группируют понятия, составляют схематичный конспект,обмениваются мнениями по проблемным вопросам, выдвигают спикера.

Задание №4  Выступление спикеров (вопросы выступающему, если есть).12мин.

После выступления каждого спикера учитель выявляет и проговаривает положительные стороны работы группы и выступления спикера.

Критериями являются:

- соответствие  содержания извлеченного материала заданной теме;

-степень участия членов группы;

-наличие презентации;

-убедительность, яркость выступления.

Примерный текст выступающих и слайды, выложенные в интернет по данной теме.

История создания.

Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу[1].

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Рефлексия.

Обсудить в группах и ответить на вопросы рефлексии.2мин.

Зачем изучать историю создания того или иного произведения?

Зачем мы пытаемся приблизиться к эпохе, описанной в произведении?

Зачем мы вспоминаем  исторические факты, связанные с жизнью автора?

При рефлексии учащиеся должны прийти к выводу о том, что изучая историю создания того или иного произведения, мы пытаемся приблизиться к эпохе, описанной в произведении, вспоминаем  исторические факты, связанные с жизнью автора для того, чтобы понять идейно-художественное своеобразие произведения, мысли и чувства героев, оценить гений автора.

Запись домашнего задания со слайда.Задание по теории литературы: что такое жанр, композиция и стихотворный размер?

Формативное оценивание.


Полный текст материала Среднесрочное планирование к урокам литературы в 9 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Игенберлина Кызгалдак Еркиновна  Публикатор
23.04.2018 0 1248 30

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК