Конспект урока литературы «Друг, который не предаст» (по рассказу Э. С. Томпсона «Чинк»); 5 класс
Открытый урок
по литературе в 5 классе
на тему:
«Друг, который не предаст»
(по рассказу Э. С- Томпсона «ЧИНК»)
Цель: Обучение вдумчивому чтению.
Задачи:
-
образовательные: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы.
-
развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.
-
воспитывающие: способствовать воспитанию нравственности учащихся.
Оборудование: компьютер; ММ проектор; презентация «Памятники собакам», портрет С.Томпсона, выставка книг о животных, фото домашних животных учащихся, рисунки учащихся к рассказу «Чинк», эпиграф на доске, смайлики для оценивания, карточки для групповой работы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Образовательные технологии:
-
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»;
-
Технология проблемно-диалогического обучения;
-
Личностно-ориентированная технология обучения.
Ход урока
I Настрой детей учителем. Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас, дети, не стесняться. Желаю вам активной работы
На доске эпиграф.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А.Сент-Экзюпери
II Стадия вызова.
-Сегодня у нас урок внеклассного чтения, на котором мы познакомимся с произведением одного известного писателя-анималиста Эрнеста Сетон-Томпсона. А вы знаете, кто такой анималист? (Это писатель, для которого главная тема- животные,их повадки) Назовите авторов произведений о животных(Бианки, Пришвин, Скребицкий)
- Ребята, у кого из вас есть четвероногие друзья? Скажите о них несколько слов.(рассказы уч-ся) Показывают фото)
-Да, трудно представить нашу жизнь без братьев наших меньших, которые преданы нам, без которых невозможно обойтись.
Не случайно и памятники установлены не только людям, но и животным, в частности собакам.
-
Презентация «Памятники собакам»
В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне.
-
- А теперь, ребята, послушайте непростую историю, рассказанную Сергеем Грубовым. (Звучит стихотворение «Собачье сердце»). Читает ученик.
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ
1
От самолета трап отходит.
Взлохматив холку напослед,
От пса родного взгляд отводит
Его предавший человек.
А пес ещё не понимает,
Он ждет команды и молчит,
А самолет уж в небе тает,
И белый след за ним кипит.
Собака села поудобней,
Где приказали ей сидеть,
Проходит время – пить охота –
Придется, видно, потерпеть…
А к глотке подступали слезы.
Он выполнял команду «ждать».
С такой отличной родословной
Нельзя при людях зарыдать.
2
И в голове его собачьей
Не умещается пока,
Что друг его сегодня бросил
И не окликнет никогда.
Уж пасть от жажды пересохла,
И мысли все трудней собрать…
Искал в толпе лицо родное,
С надеждой продолжая ждать.
Смешались дни, смешались ночи…
И, обходя его, толпа
Бросала хлебушка кусочки,
Которых есть ему нельзя.
Облезла шерсть, крошатся зубы…
Скиталец встал и напрямик –
Никто не скажет, что трехлетка –
На трассу выползал старик.
- Какое впечатление у вас от этой истории?
- Если бы вас попросили назвать качества характера к следующим словам , что бы вы написали, назвали?
СОБАКА |
ЧЕЛОВЕК |
Верность, преданность |
Предательство |
|
|
1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
- Какой же вопрос мы будем рассматривать на уроке? (Взаимоотношение человека и животных). Какими должны быть отношения между человеком и животным?
2 Работа до чтения
-Дома вы должны были прочитать рассказ Сетон- Томпсона «Чинк».
Но прежде чем перейти к работе над рассказом, вспомним некоторые факты из жизни писателя.
Игра «Да-нет»
-
- Э. Сетон-Томпсон родился в тот же год, что и Чехов (да)
-
- Индейцы уважали и любили его и прозвали «Дикий буйвол» (нет, его прозвище у индейцев было «Черный волк»).
-
- Э. Сетон-Томпсон любил перечитывать «Каштанку» Чехова (нет, он её не читал)
-
- Вместо подписи Э. Сетон-Томпсон ставил след волчьей лапы (да)
-
- Э. Сетон-Томпсон был ученым , писателем и художником, (да)
-
- Практически всю жизнь Э. Сетон-Томпсон провёл в лесах и прериях (да)
-
- Э. Сетон-Томпсон совершил два путешествия по России (нет)
-
- Все рассказы Э. Сетон-Томпсона основаны на невыдуманных фактах (да)
-
- Сетон-Томпсон был удостоен высшей из наград ученой Америки-медалью «Эллиота»(да) ( за научные достижения»)
-
- Сетон-Томпсон написал книгу «Моя семья и другие звери» (нет, его книга наз-ся « Мои дикие друзья»
ПРОВЕРКА(на доске) –Поменяйтесь тетрадями, сверьте с ответами на доске . У кого было все правильно?
3. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Вы, наверное, обратили внимание на выставку книг .
- Какие рассказы этого автора вы читали?(«Снап», «Арно», «По следам оленя», «Королевская аналостанка»). Герои его произведений-животные и птицы. У каждого был свой характер, яркий, запоминающийся читателю.
-Перед чтением рассказа спрашивали ли вы себя: «Что такое Чинк?». Как отвечали?
-Наблюдали ли вы когда-нибудь за поведением щенка? Расскажите о самых ярких впечатлениях.
Работа в группах ( группам розданы карточки с вопросами)
-А как изображает характер и поведение щенка С.-Томпсон в начале рассказа?
-А что можете сказать о поведении?
-Какая заветная мечта была у Чинка?( поймать сумчатую крысу) СЛАЙД ( Что это за животные?)
- Интересно ли, на ваш взгляд, описывает их автор?
- Как Чинк охотился на крыс? Расскажите. Были эти попытки удачными или нет? Почему? Какая неудача постигла Чинка? Как себя чувствовал Чинк? Сочувствовали вы ему или нет? Почему?
- Как Чинк набирался опыта? Прочитайте. Какие знания появились у Чинка? Как вы понимаете выражение: «И постепенно в нём стало развиваться зерно — пока ещё маленькое, но живое зёрнышко собачьего здравого смысла».
(Эта мысль автора достаточно сложная, однако учащиеся должны понять, что только в процессе жизни, путем проб и ошибок, Чинк приобретал жизненный опыт. Впрочем, это характерно не только животным, но и человеку. Приобретая элементарные знания по математике, человек решает затем и сложные задачи. Постепенно он приобретает и житейскую мудрость.)
Как бы вы озаглавили 1 часть? ( «Чинк-щенок» и т.д.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2 группа по 2-й главе.
–Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу 2-ой части рассказа? (Приключение с шакалом). Как можно озаглавить эту часть?(Чинк и Шакал Схватка с шакалом)
-А кто такой шакал? (Слово любителю животных- Фамилия ученика) СЛАЙД
- Объясните причину «нахального» поведения шакала. (он понимал, что как и прочие дикие обитатели йеллоустонского парка, находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять и охотиться. Убежден был в своей безнаказанности).
- Перескажите, как вел себя хищник.
-Чем закончилась 2 глава?
(Творческий пересказ истории от лица Чинка.
(«В шутку», «Мы смеялись, хозяин только посмеивался».)
3 группа 3-я глава. «Был сторожевым псом».
-Прочитайте начало 3 главы.
- Как вёл себя Чинк, защищая добро хозяина?
- Какие чувства испытывал Чинк?
1)Голод – борется с собой 2) Страх-рядом был шакал.
-Чего он никак не мог себе позволить?
-Почему шакал, который был старше, больше и сильнее, «всё-таки не осмелился войти в палатку»?( Какая перемена произошла с Чинком?)
- Почему Чинк «при всей своей щенячьей нелепости» сумел выдержать схватку с шакалом?
(Зачитаем.: Четыре злосчастных дня и четыре ночи провел этот маленький героический пес, почти не сходя с места и стойко охраняя палатку и хозяйское добро от шакала, который все время держал его в смертельном страхе. На пятый день… старый Обри вспомнил, что он не у себя дома, а лагерь в горах оставлен на попечение щенка… и направился в обратный путь.
-Какое подозрение зародилось в душе Била по пути домой?( что Чинк съел всю ветчину)
-Что он увидел, подъехав к лагерю?
Прочесть эпизод раскаяния старика Обри.
- В чём Билл был виноват перед Чинком?
- Как Билл Обри искупил свою вину?(зачитать) О каких последствиях и для кого идет речь?
- Почему Билл, изгнанный из парка, потерявший дорогое ружьё, «свою гордость», «ни о чём не жалел»?(потому что так именно должен поступить настоящий друг).
-Как можно озаглавить3 главу?( Мужество Чинка, Подвиг Чинка)
III Стадия размышления.
Концептуальная беседа по тексту.
- Так о чем же рассказ? (об отношениях человека и «меньших братьев наших»). О верности собаки, преданности.
- Что помог понять маленький Чинк своему хозяину? (настоящий друг не бросит в беде).
- Как же мы назовем свой урок? (Сторожевой пес и его хозяин. Друг, который не предаст.)
- Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?
- Обратимся к иллюстрациям. ( на доске, назвать фамилии уч-ся)
Рефлексия
-Давайте сочиним синквейн к рассказу. (Учитель читает свой)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СИНКВЕЙН ( Сочиняем всем классом)
|
Собака (Чинк ) |
Маленькая, верная, сторожит, спасает, верит. Умеет быть верной, преданной. |
ДРУГ. |
На доске
-Подведем итог нашего урока
-Продолжите предложения.-
1.сегодня я узнал…
2. я понял, что…
3. мне захотелось…
Оцените свое настроение на уроке.
Урок понравился (зеленый смайлик).
Урок не понравился (красный смайлик).
Домашнее задание.(на выбор)
-
Сочинить продолжение рассказа.
-
Нарисуйте своего домашнего любимца или создайте иллюстрацию к рассказу
С.-Томпсона «Чинк».
3) написать письмо Э. Сетон-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанных рассказах
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рзаева Ирина Вячеславовна
→ Публикатор 26.06.2018 0 10152 659 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.