Статья "Из опыта работы: воспитание любви к родному краю на уроках русского языка"
Воспитание любви к родному краю
на уроках русского языка и во внеурочной работе
Уроки русского языка имеют большие возможности прививать любовь к родной земле, к родной речи, бережно и уважительно относиться к природе, людям, родному слову.
Начало патриотического воспитания в педагогике связывают с краеведением, опираются на принцип «от близкого к далекому». Такой последовательности придерживался академик Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть непонятное тебе – родное слово».
Дидактический материал, составленный на основе произведений поэтов и писателей родного края, публикаций местной прессы о достижениях во всех сферах жизни малой родины, о людях, которыми мы гордимся, можно использовать при изучении разных тем и на разных этапах урока.
Для закрепления материала (выборочный, объяснительный диктанты) для индивидуальных заданий при опросе, практических заданий на зачете, на уроках повторения и обобщения в кабинете накапливается такой материал. Вот образец карточек с использованием текстов авторов Южного Урала:
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ (9 кл.)
Восстанови текст, раскрыв скобки, вставив буквы, расставив знаки препинания. Составь схемы сложных предложений. Какие изобразительно-выразительные средства использованы авторами?
______________________________________________________________
№3
На Урал мое сер..це летело
пусть Урал его сохранит.
Выньте сер…це мое из тела
пол…жите его в гранит.
Ведь и..полнить (не)очень трудно
эту просьбу мою.
Если(ж) трудно
(не)буду в обид...
Л.Татьяничева.
________________________________________________________________
№4
Ты сегодня дымиш…ся за дальн…ю далью
за снегами которым (н)видно конца.
Мы идем скво…ь огонь позабыв о покое
И в родительский дом я (не)скоро вернусь.
Как любовью своей как отцовской рукою
ты пр…крой меня сталью в бою Златоуст!
М. Львов.
Иногда весь языковой материал урока посвящен одному поэту или писателю. Тогда на уроке присутствует портрет этого человека, дается краткая справка о его жизни и творчестве.
Фрагмент интегрированного урока русского языка и литературы с использованием мультимедийного оборудования «Анализируем текст художественного стиля» (при изучении темы «Художественный стиль речи» в 11 классе)
-
Работа с текстом.
Для анализа мы возьмем отрывок из произведения нашего земляка, писателя первой половины 20 века, Ю. Либединского.
-
Выступление учащегося с использованием электронной презентации биографической справки о писателе.
-
Восстановление деформированного текста
(1)____________________________________________________________________
(2) Я взбежал на вал. (3)Из-за редких сосен, росших на этой образованной из гальки дюне, сразу стало видно все озеро.
(4) Нет, оно не пряталось, оно раскрывалось все сразу, на все свои сорок -пятьдесят верст.(5) Оно лежало среди высоких гор.(6) Эти горы сами по себе были красивы, но в сочетании с озером, на первый взгляд казавшимся круглым, создавалась такая единственная в своем роде картина, что эта первая встреча с озером стала для меня откровением. (7)Мне точно сообщили что-то, чего не можешь постичь, а тем более выразить, и в то же время знаешь, что тебе уже сообщено, что до встречи с озером ты не знал чего-то самого главного в жизни… (8)Уральская природа, в которую я был укутан до этого, как в одеяло, и от широких складок его не отделял себя, вдруг предстала предо мной как существующая сама по себе, невыразимо прекрасная и – лучше Пушкина не скажешь! – равнодушная…
(9)Озеро искрилось под солнцем, оно меняло свой цвет.(10) Иногда дальняя половина его вдруг покрывалась белыми гребешками – там дул ветер из ущелья, а у нас было тихо. (11)Потом и до нас доходило волнение.
(12)Озеро, хотя я видел его ежедневно, каждый раз внезапно удивляло меня. (13)Точное чувство подсказывало мне, что никогда и нигде не увижу я больше такого чуда, откровенного чуда, не только каждый день, но и каждый час нового!
(14)И была такая минута, когда я, выйдя на прибрежный хребет, вновь увидел озеро сквозь рыжие стволы сосен, и восхищение с такой силой охватило меня, что я не выдержал и пустился в пляс…
(15)Однажды ночью меня разбудил крик сестры. (16)Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах.
(17)«А что с озером?» - подумал я.
(18)Издали слышно было, как оно ревет. (19)И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру.
(20)Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. (21)Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившиеся с неба.
(22)Я взбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне, и грозя оторвать меня от дерева.
(23)Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. (24) _____________________________________________________________________
Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
-
-
Озеро было все молочно-голубое среди темных гор.
-
Тут, наверное, я впервые почувствовал это равнодушие природы.
-
Утром мы пошли к озеру, трое детей с няней.
-
Впишите его в текст.
Какое предложение должно быть последним?
-
За семь верст видна на той стороне полоска прибоя.
-
Но то, что я тогда увидел, запечатлелось на всю жизнь.
-
А потом стемнело.
Впишите его в текст.
3. Выразительное чтение отрывка (Чтение сопровождается показом слайдов фотоиллюстраций озера Тургояк из книги М. Фонотова «Голубые зеркала Каменного пояса»)
4. Работа в группах.
Задание первой группе.
Заполнить таблицу:
Задача автора Основная идея текста |
|
Позиция автора |
|
Задание второй группе.
Заполнить таблицу:
Моя точка зрения по поводу темы текста
|
|
Аргументы. |
|
Задание третьей группе.
Заполнить таблицу:
Характерные особенности текста ( тип речи, стиль и его признаки) |
|
Языковые средства, использованные автором (укажите номера предложений) |
|
Защита ответов. Оценка участия каждого ученика в группе.
Важное значение в воспитании патриотических чувств имеет внеурочная деятельность учащихся
На уроках повторения, обобщения и систематизации знаний учащимся предлагаются итоговые творческие задания. Их можно проводить в конце года или четверти, а также после изучения каких-то больших тем. В 5,6 классах мы с ребятами создаем творческие книжки, например, «Природа в поэзии родного края», рукописные журналы о временах года, в которых есть такие страницы: «Приметы погоды осени (зимы, весны, лета), «Пословицы, загадки о весне (другом времени года)», «Народные праздники, обычаи», «Поэты родного края о весне (лете, осени, зиме)», «Наше творчество (сказки, загадки, стихи)»
В 7 классе, когда уже изучены основные разделы русского языка, учащимся предлагаются более серьезные работы исследовательского характера. Это может быть «Энциклопедия одного слова», это может быть составление словаря или словарной статьи, в 9 классе – «Энциклопедия одного предложения». На итоговой лингвистической конференции ребята выступают с защитой своих работ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Булдашова Лидия Николаевна
→ Lidia5497 12.08.2018 0 3877 424 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.