Конспект урока русского языка "Роль числительных в разных стилях речи"; 6 класс


Урок по теме: Употребление числительных в речи. 6 класс.


 

Цели урока:   

научить употреблять имена числительные в устной и письменной речи;

развивать творческое начало в речи шестиклассников;

способствовать воспитанию культуры речи.

Ход урока

I.Добрый день, ребята!

Сегодня двенадцатое апреля  две тысячи восемнадцатого года. Четвёртый день недели. Десять дней назад закончились весенние каникулы. И я, придя к вам сегодня на второй урок второй недели  четвёртой  четверти, скажу: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока, как вы уже догадались: «Употребление имен числительных в речи». Сообщение темы урока, его целей и задач.

 

А главное, сегодня мы отмечаем день первого полёта человека в космос. 57 лет назад 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и первый в мире совершил облёт планеты Земля. Полёт в космическом пространстве продлился 108 минут. 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днём полёта человека в космос. Соавторами резолюции стали более чем 60 государств[4].

Кто запомнил те числительные, которые  я употребила в своем вступительном слове?

К какому стилю речи можно отнести данный текст? Обоснуйте свой ответ.

Итак,  мы с вами рассмотрели употребление числительных в публицистической речи.

В течение урока нам с вами предстоит выяснить, в каких же речевых ситуациях возможно употребление слов, обозначающих число, количество или порядок при счете.

II. Словарно-орфографическая работа

      А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с взаимопроверкой.  Листочки со словами перед вами.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. 

Девяност(о/а)  девять,

 Две(н/нн)адцать,

 Оди(н/нн)адцатый,

 Четыр..мя,

 мил(лл)ионер,

 пят…надцатые,

 от сорок… тысяч…,

трист…,

трин(нн)адцатыми,

 восем…сот тридцатый

Задание 2.  Составить три предложения с любыми из представленных числительных.

III. Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

Оформление таблицы

  1. Научный

Первый полет Гагарина в космос был совершен в условиях жесткого противостояния СССР и США, социализма и капитализма. Он подтвердил превосходство советской науки и техники, продемонстрировав тем самым могущество Советского Союза. Полет «Востока» - это толчок к развитию множества научных и технических отраслей. Он был воспринят мировой общественностью как величайшее свершение в человеческой истории.

В ходе этого полета были разрешены некоторые важнейшие задачи:

проведение испытаний всех систем корабля;

изучение воздействия невесомости на организм человека;

изучение воздействия полета на психологическое и физиологическое состояние человека.

См. закладку

Внимательно прослушайте текст и определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

     Ламанти́ны – род водных  млекопитающих,  отряда сирен. Ламантины имеют вес от 400 до 550 килограммов и среднюю длину тела от 2,8 до 3 метров. При рождении детёныши ламантина имеют средний вес 30 килограммов.  Эти травоядные животные обитают на мелководье и питаются водной растительностью. Низкая калорийность пищи заставляет ламантинов поглощать до 50 кг растительности в день, что составляет 10% их веса.   Живут ламантины долго, иногда до 60 лет.

Б е с е д а   п о   т е к с т у.

Для какого стиля речи характерны такие средства языка?  (Для научного).

-  Назовите числительные, употребленные в этом тексте. С какой целью они употреблены?  (Для того, чтобы назвать вес, длину, количество, т.е. для точности). Табличка со словом точность  прикрепляется к доске.

- Обратите внимание на правописание этого слова, запишите его в тетрадях и подчеркните сочетание – чн-.

- Запишите по памяти 1-2 словосочетания с числительным из услышанного текста и выделите в них ошибкоопасные места.

Вывод класса. Мы познакомились с употреблением числительных в научном стиле речи. В научной литературе, в учебниках по математике, биологии, географии имена числительные записываются цифрами. Нам надо научиться правильно их произносить и писать.

2. Официальноый

Отчёт Гагарина. См. закладку

Внимательно прочитайте эту запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится.

Уважаемые участники образовательного процесса!
В апреле-мае проводятся Всероссийские проверочные работы.
6 класс

18.04.18 математика
20.04.18 биология                                                                  

25.04.18 русский язык                                                                

27.04.18 география
11.05.18 обществознание
15.05.18 история

С уважением, администрация гимназии.
 

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретизации предложенной информации.

Табличка со словом конкретность  прикрепляется к доске. Слово записывается в тетради, учащиеся подчеркивают в слове ошибкоопасные места, запоминают правописание слова.

Деловые отношения затрагивают почти все стороны жизни человека в обществе, мы закрепляем наши отношения друг с другом, с работодателем, государством и т.д. с помощью различных документов: заявлений, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время и др.

3. Прослушайте следующий текст. Аудиозапись ТАСС о первом полёте человека в космос 12.04.1961.

- Какому стилю принадлежит этот текст? Обоснуйте свой ответ.

Публицистический    

4. Эссе

. А вот в художественных текстах роль числительных может оказаться самой неожиданной, как в тексте, который я предлагаю вам для дальнейшей работы.

Текст называется «Праотцы».  Каково лексическое значение слова праотцы?

 (Работа с «Толковым словарем русского языка», самостоятельное знакомство с текстом, выразительное чтение текста).

Праотцы

    Однажды то ли весной, то ли осенью из страны Арифметики в страну Грамматику шли два Числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Долго ли, коротко ли шли, умаялись в дороге, сели отдохнуть. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему твое имя пишется с двумя н, а мое с одной?» Одиннадцать ответило: «Это старинная и очень интересная история. Когда-то давным-давно наши предки  были не похожи на нас и писались: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить одним словом и  соединились. Так появились в числительном Одиннадцать две н – одна от корня, другая –  от бывшего предлога».

Беседа по тексту. 

О чьих предках идет речь в этом тексте?

- В каком значении употреблено слово «предок»?

- Почему числительные Одиннадцать и Двенадцать написаны с большой буквы?

- Почему со словом Одиннадцать глагол употреблен в форме среднего рода – Одиннадцать ответило?

- Почему числительное Одиннадцать пишется с удвоенной н?

- Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Произведите синтаксический разбор предложения и составьте его схему. (Это предложение осложнено однородными подлежащими Одиннадцать и Двенадцать. При них есть обобщающее слово два Числительных, после которого и ставится двоеточие).

- Что вы можете сказать об особенностях данного текста? (В тексте есть слова «Однажды..., Долго ли, коротко ли…» В нем есть предложения с прямой речью. Это средства языка, доказывающие принадлежность текста к художественному стилю. По типу речи –  это повествование. По жанру – это сказка. Одиннадцать и Двенадцать – сказочные персонажи; Арифметика и Грамматика – названия сказочных стран).

- В этой сказке в увлекательной форме дается образец употребления имен числительных в художественной речи. Она станет образцом для вашей домашней творческой работы.

IV.  Домашнее задание. Предлагаю домашнее задание на выбор:

  1. Сочинить сказку, которая начнется словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были слова».

  2. Вспомнить и записать в тетрадь пословицы, поговорки, загадки и названия сказок и песен, в состав которых входят имена числительные.  

V. Подведение итогов урока.

- В текстах каких стилей речи могут употребляться имена числительные?

- Можем ли мы в жизни обойтись без имен числительных?

- Можно ли человека, который неправильно произносит числительные в речи, назвать грамотным, культурным человеком?

- Как вы думаете, до появления письменности, до появления научных книг употребляли люди в своей речи числительные?


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Роль числительных в разных стилях речи"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мартьянова Анна Александровна  anna_martyanova
02.10.2018 0 7160 430

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК