Конспект урока литературы «Коста Хетагуров – великий поэт Осетии. Анализ поэмы «Мать сирот»; 8 класс
Конспект урока литературы в 8-м классе « Учет этнокультурных особенностей и традиций народов РФ на уроках литературы. Коста Хетагуров – великий поэт Осетии. Анализ поэмы «Мать сирот».
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21
г. Ставрополя Королева А,П,
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с творчеством основоположника осетинской художественной литературы Коста Хетагурова, с поэмой «Мать сирот», связать образ многодетной горянки-вдовы с образом Дарьи, героини поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, красный нос», совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать культуру общения и речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров - поэт, просветитель, гуманист и патриот. Обретший бессмертие в веках сын Осетии, любивший свою родину и народ глубоко, деятельно и страстно, а свою такую до боли короткую жизнь проживший пронзительно чисто и свято…
Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ нужно искать в его биографии. ( Рассказ о судьбе Коста Хетагурова восьмиклассники могут подготовить дома. Задача учителя — проследить, чтобы в сообщениях были представлены основные моменты жизни и творчества поэта.)
3. Сообщения учащихся о жизни и творчестве К.Хетагурова.
4. Слово учителя.
Одной из центральных тем творчества К. Хетагурова стала тема страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат. В поэме «Мать сирот» показана горькая доля многодетной горянки-вдовы, у которой муж погиб под обвалом. Сюжет поэмы восходит к восточной притче о святом Йомере - исламском халифе, который однажды ночью бродил по улицам Медины и заходил в дома, чтобы увидеть, как живет народ. В одной бедной лачуге он и увидел, как женщина варила камни и с помощью святой лжи успокаивала голодных детей. Умаляют ли эти факты значение стихотворения? Отнюдь нет. Скорее наоборот. Коста координально переработал источник, углубил тему, обогатил сюжет конкретными жизненными штрихами, вдохнул в него могучую поэтическую силу, и произведение получило вполне реалистическое звучание, потрясая глубочайшим трагизмом.
Произведение вошло в список 50 величайших произведений русской литературы со времен Петра I. Переведенная на многие языки поэма Коста Хетагурова "Мать сирот" хорошо известна читателю, ее изучают в школах.
5. Чтение учителем поэмы «Мать сирот». Анализ текста.
Ответы на вопросы:
• Какой перед вами предстала героиня поэмы? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
• Какими качествами характера обладает мать-горянка?
• Найдите строки, в которых речь идет о душевном состоянии героини.
• Какова же главная мысль поэмы?
• Какое впечатление оставляет у вас эта поэма?
• Как вы понимаете выражение «Ложь ее святая напитала их...»?
• Какие строки вы считаете главными в поэме?
• Что такое рифма? Определим рифму в поэме.
(Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)
Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)
Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.)
Детям говорила:
«Вот бобы вскипят!»
А сама варила
Камни для ребят (1 – 3, 2 – 4) перекрестная рифма
• Что такое метафора, олицетворение, эпитет? Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты, которыми пользуется поэт, чтобы усилить впечатление от произведения.
«тяжелый день», «злая смерть», «злосчастный день» (эпитеты)
«нищета согнула», «горе истерзало», «голод косит», «смерть уносит», «голод и усталость победят» (метафоры)
«страшен бури вой» (олицетворение)
• Что такое ассонанс, аллитерация?
Ассонанс – повторение гласных. Повторение гласных - о-а - создает ощущение унылой напевности и протяжности. Аллитерация – повторение согласных. Повторение согласных - с-г к-х – создает атмосферу тоски и безысходности.
6. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ образов главных героинь поэм «Мать сирот» К. Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасова.
Один из первых исследователей творчества К. Хетагурова А. Малинкин при анализе его поэзии обратил внимание на то, что «образ матери у него, как у Некрасова, любимого поэта Коста, проходит через все творчество». По-некрасовски говорит поэт о судьбе горской женщины. Горе Дарьи — «великое горе вдовицы и матери малых сирот» из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» перекликается с горем горской женщины. Безвременная смерть мужа, тяжесть забот, горе иссушили Дарью Некрасова. Гордость не позволяет ей плакать. Но слезы против ее воли катятся по щекам так же, как « капают по капле слезы в котелок» осетинской вдовы.
7. Создание синквейна.
Пример:
Мама
Терпеливая, любящая, самоотверженная
Заботится, защищает, страдает
Готова пойти на все ради детей
Любовь
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
• Что понравилось на уроке?
• Оцените свою работу на уроке
9. Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы К.Хетагурова «Мать сирот».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королева Анна Петровна
→ Анна_Петровна4755 04.10.2018 0 5512 402 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы