Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 2»
План-конспект
урока по теме:
«Понятие о наречии
»
(русский язык, 7
класс)
Терентьева
Галина Ивановна,
учитель русского
языка и литературы,
I
квалификационная категория
г. Радужный
2009
Цели:
- дать представление
о наречии как части речи; развивать
умение доказывать принадлежность слова
к классу наречий;
- развивать речь
школьников посредством обогащения
словарного запаса (составьте словосочетание,
предложение, дайте лексическое толкование
слов) и рассуждения по алгоритму;
- учить сравнивать,
анализировать, систематизировать,
обобщать, делать выводы;
- формировать
коммуникативные компетенции (навык
работы в парах. умение вести дискуссию),
учебно-познавательные компетенции
(целеполагание, планирование, рефлексию,
логику, самостоятельность мышления);
- развивать
креативные навыки продуктивной
деятельности (добывание знаний
непосредственно из реальности, владение
приемами действий в нестандартной
ситуации, эвристическими методами
решения проблем);
Тип урока:
урок сообщения новых знаний
Методический
комментарий:
Данный урок проводится по методическому
комплексу М.М. Разумовской. В связи с
тем, что содержание данной программы
направлено на развитие учащихся, то и
содержание урока строится в проблемном
ключе. Данный урок проводится в начале
изучения темы «Наречие», это первый
урок.
Ход
урока
1. Организационный
момент
Доброе утро!
Проверьте осанку, запомните положение
тела, старайтесь всегда поддерживать
положение позвоночника в прямом
положении. Люди с правильной осанкой
всегда хорошо выглядят, они подтянуты,
стройны, аккуратны. Садитесь. Я предлагаю
начать урок с продолжения фразы: «Мне
нравится, когда… »
Справка.
Проверка осанки заключатся в том, что
школьники закладывают руки за спину на
уровне поясницы, соединяют их в замок.
От этого действия позвоночник приходит
в прямое состояние, спина становится
ровной. Продолжение фразы у каждого
ученика может быть разным. Задача учителя
поставить акцент на тех фразах, которые
несут положительные эмоции, имеют
нравственную ценность.
2. Введение в тему
урока.
а) Упражнение на
развитие внимания и памяти (слайд 2)
Ребята, на доске
записаны слова, постарайтесь их быстро
прочитать, запомнить и правильно записать
в тетрадь:
медленно
самозабвенно
аккуратно
блаженно
традиционно
торжественно
надменно
Что можете сказать
об этих словах? Почему решили, что это
наречия? Лексическое значение каких
слов вызывает сомнение? (Объяснение
учителя, если это необходимо). Составьте
3 словосочетания с данными наречиями,
запишите их в тетрадь.
Справка.
Школьники кроме того, что это наречие
могут найти и другие признаки, как-то:
все слова оканчиваются на О, во всех
словах есть удвоенная согласная…и др.
После окончания работы, по желанию,
школьники озвучивают словосочетания
и называют признаки наречия.
б)
Работа с парами предложений (слайд 3)
Сопоставьте пары
предложений. Какой дополнительный смысл
в сообщение вносят выделенные слова?
Как называются выделенные слова? От
каких слов ставим вопрос? На какие
вопросы отвечают наречия?
Идти по дороге.
Идти по дороге
медленно,
вразвалочку.
К нам приехал
знакомый.
Вчера
к нам приехал знакомый.
Загадочно мерцали
звезды.
Поразительно
загадочно мерцали звезды.
Мальчик был в
куртке.
Мальчик был в
куртке нараспашку.
Сформулируйте
тему урока. (Наречие. Понятие о наречии.
Учитель тему урока записывает на доске).
Какие основные задачи урока стоят перед
нами? (слайд 4)
Справка.
По ходу беседы учитель на доске обозначает
наречия как часть речи и член предложения,
слово, от которого ставится вопрос, сам
вопрос. Важно отметить, что наречия
характеризуют действие, уточняют
обстоятельства его протекания. Это
создает зрительную опору для рассуждения
школьников о наречии. Формулирование
школьниками темы и постановка задач
урока создает основания для субъектного
обучения. В формулировании задач урока
учитель акцент ставит на том, что
необходимо научиться
находить наречия в тексте, доказывать,
что данное слово принадлежит к классу
наречий.
3. Работа по теме
урока
а) Обобщение
полученных знаний (слайд 5)
Что вы знаете о
наречии? Приведите примеры наречий.
Соотнесите свой ответ с правилом в
учебнике (стр. 52). Для этого возьмите
карандаш и поставьте плюс напротив той
информации, о которой уже шла речь на
уроке, и минус напротив той, которая не
была озвучена. По ходу ответа на вопрос
формулируется алгоритм нахождения в
тексте части речи «Наречие» (приложение
1):
Найдите в тексте
слово, похожее на наречие.
Найдите слово, от
которого можно поставить вопрос к
наречию.
Поставьте вопрос,
образуйте словосочетание.
Подумайте, что
обозначает наречие.
Сделайте вывод:
какая это часть речи.
Все ли вы сказали
о наречии? А что нового узнали о наречии?
Справка.
Чаще всего школьники не называют главного
морфологического признака наречия –
неизменяемость: наречие не склоняется,
не спрягается, не согласуется с другими
словами. На этом признаке учитель делает
акцент.
б) Рубрика «Это
интересно!»
Делая вывод о
наречии, вы сказали, что чаще всего
наречие примыкает к глаголам, реже к
прилагательному, причастию, деепричастию.
Найдите на странице 53 рубрику «Это
интересно!». Прочитайте. Сделайте вывод.
Справка.
Необходимо обратить внимание на тот
факт, что наречие примыкает к
существительному в том случае, если в
предложении нет наречий синонимичных
прилагательному и является определением.
4. Закрепление
по теме урока
а) Работа по
выявлению наречий в тексте и доказательству,
что данное слово является наречием.
(Работа в парах)
Выполнение
упражнения № 132 из учебника М.М. Разумовской
1 ряд – 1,2,3 предложение; 2 ряд – 1,3
предложение; 3 ряд – 3,4 предложение. Кто
может составить план выполнения данного
задания? Озвучьте его.
б) Проверка.
Докажите, что вы верно опознали наречия
в предложениях. Рассуждение и доказательство
идет по алгоритму, созданному при
изучении нового материала (приложение
1).
в) Распознавание
наречий и слов на них похожих (слайд 6)
В силу своего
происхождения среди наречий много
таких, которые звучат так же, как формы
других частей речи. Прочитайте
словосочетания, поставьте вопрос к
выделенным словам. Какое из них наречие?
(Используйте для определения алгоритм
нахождения в тексте части речи «Наречие»)
(приложение 1).
Как вы догадались?
Определите остальные части речи. Сделайте
вывод о правописании наречий.
Утро туманно.
------------------------------------------ Говорить
туманно.
На удачу
надейся. ---------------------------------------- Пойти
наудачу.
С начала
года. --------------------------------------------- Сначала
думай.
Уйти вовремя.
---------------------------------------------- Во
время урока.
Справка.
Данное упражнение очень важно как для
нахождения наречий в тексте, отличия
их от других частей речи, так и для
правописания разных частей речи. Наречия
пишутся слитно, а существительные с
предлогом раздельно.
г) Рубрика
«Возьмите на заметку!»
Как разграничивал
части речи профессор А.Н. Гвоздев?
д) Используя
приемы А.Н. Гвоздева, выполните упражнение
134. (работа в парах)
е) Проверка
Докажите, что вы
верно опознали наречия. Какие другие
части речи употреблены в предложениях?
Вывод.
Что узнали о наречии? Приведите примеры.
Молодцы! Как хорошо, когда на уроке
внимателен, значит все могу познать,
когда в конце урока возникает чувство
удовлетворения от выполненной работы,
значит потрудился на славу! Вы хорошо
поработали. Дома напишите мини-сочинение,
используя наречия, на тему: «Ура!
Каникулы!» Благодарю за урок. Урок
окончен. (слайд 7)
Приложение 1
Алгоритм
рассуждения
при нахождении
в тексте части речи «Наречие»
Найдите в тексте
слово, похожее на наречие.
Найдите слово, от
которого можно поставить вопрос к
наречию.
Поставьте вопрос,
образуйте словосочетание.
Подумайте, что
обозначает наречие.
Сделайте вывод:
какая это часть речи.