Конспект урока литературы «Уроки доброты в произведениях В.Распутина»; 6 класс
Уроки доброты в произведениях В.Распутина
Цели урока.
Обучающая
Показать на примере повести В. Распутина, какое значение в жизни имеет доброта;
Развивающие
развивать умение анализировать художественный текст;
развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
развивать ассоциативное мышление;
развивать функциональную грамотность;
Воспитательная
воспитание гуманизма.
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Ход урока
I. Стадия вызова.
Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.
Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)
Учитель:
– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?
– Кто для вас является добрым человеком?
Составить акростих на тему: «Добро».
Учитель: Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.
И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно
Чем
добрее и умнее, тем больше он замечает
добра в людях (Л.Н. Толстой)
Верю
я, придет пора.
Силу
подлости и злобы одолеет дух добра. (Б.
Пастернак)
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока
(во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).
Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.
1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.
1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.
Действует карточная система снабжения продуктами.
2 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым.
Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи
3 ученик читает стихотворение:
Сидит
кусочком хлебушка тарелку молча трет,
Но
за кусочек хлебушка не выдаст, не
соврет.
И вот тарелка светится,
сверкает белизной.
Как будто
чудо-зеркальце, из сказочки одной,
Еще
движенье корочки и выплывет со
дна
Холодная, голодная, последняя
война.
Всплывет щадящей плошкою
полуподвальный свод.
И мальчуган с
ладошкою, протянутой вперед,
Все
ближе, нестерпимее в заветном там
кольце,
Кричат глаза огромные на
узеньком лице.
Забудь, другое времечко
и сказочка не та,
Но все же чиста
тарелочка, тарелочка пуста.
Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.
В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.
Словарь – урока
И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
Да и нет (блиц-задание на знание биографии)
Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
Детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
Закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
В начале 60-х годов появились его первые рассказы
В 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
Этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
Его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
Фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
Этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)
II. Стадия осмысления.
Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
Проблема: персонаж, человек, повествователь.
Компонент мира художественной литературы
– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?
– от какого лица ведется повествование? (от первого)
– как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (автор и герой слиты воедино)
– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).
Автор прожил долгую жизнь, он осмыслил оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)
Детский голос.
«Больше на меня не обращали внимания, я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило».
«Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня».
«Упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения».
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.
Взрослый голос.
«Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества, откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу».
«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками».
– Не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил, с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.
Составить синквейн:
Автор – мальчик
Автор – взрослый
III. Переходим к работе над композицией рассказа.
Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Учитель: Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?
Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.
Составить кластер.
Работа в группах:
Составляет кластер.
Написать эссе (история героя)
IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).
Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека.
Прием «Узнавание адресата»
Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками.
Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.
Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.
Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).
Докажите.
Лабораторная работа.
Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.
Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.
Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.
Сколько игр было на деньги (2).
Как назывались? (чика, замеряшка).
Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).
Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.
Мозговой штурм.
– Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
– Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?
– Почему он перестал бояться уроков французского?
– Зачем учительница стала играть с учеником на деньги?
– Как в этих играх описано мастерство и плутовство?
- Как играет герой?
- Как учительнице удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
- Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?
Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
– Сколько посылок пришло мальчику?
Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь, не обижая своей жалостью.
Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
«Прием пластилиновый герой»
Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.
– Ребята, а ваши учителя добрые?
– А, как по-вашему, лучше быть добрыми или лучше строгими?
- Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)
Защита своих поделок.
V. Стадия рефлексии.
– Для чего, как вы думаете, создан этот рассказ?
Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.
Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.
Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин.
Список использованной литературы
Русская проза ХХ века: В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин — Москва, Астрель, АСТ, 2006 г.- 656 с.
Уроки доброты и самопознания. В 4 частях. Часть 2. Любовь - главная энергия мироздания: Юрий Куклачев — Санкт-Петербург, Планета доброты, 2012 г.- 32 с.
Уроки французского: Валентин Распутин — Москва, Азбука-Аттикус, Machaon, 2014 г.- 96 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна
→ nveze 21.10.2018 0 5784 83 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.