Конспект урока русского языка "Обобщающие слова при однородных членах"; 11 класс
Урок русского языка в 11 классе
Тема: Обобщающие слова при однородных членах.
Цели:
-
обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и обобщающих словах при них;
-
закрепить умения и навыки выделять обобщающие слова и однородные члены предложения при них;
-
развивать навык построения рассуждения на лингвистическую тему;
-
формировать личность, адаптированную к современному, информационному обществу.
Оборудование: Учебник «Русский язык. 10-11 класс» Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин. Москва, «Русское слово», 2005 год; дополнительный материал для работы на уроке; презентации детей и презентация учителя.
Ход урока.
-
Орг. Момент
-
Актуализация знаний
Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, объяснить знаки препинания; дать синтаксическую характеристику последнего предложения.
Отсчитав вторую налево комнату, я вошел в нее и сначала никого не заметил. Были там только: скамья, два стула, стол и какие-то растения у окна.
Высокий, тучный, пожилой и бритый человек с белой колючей щетиной на подбородке появился в дверях. …
Я робко присел на свою парту, открыл отведенный мне еще пустой ящик, опять захлопнул и начал смотреть перед собой.
(Н.Крашенинников)
Проверка:
- Назвать однородные члены предложения.
- Объяснить постановку знаков препинания.
- Проверить предложение.
Обратить внимание на второе предложение!!! НО ОСОБО НЕ ЗАОСТРЯТЬ (Поговорим позднее)
-
Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания об обобщающих словах и вспомним, какие знаки препинания необходимо ставить в этом случае, рассмотрим употребление обобщающих слов в разных стилях речи.
а) Понятие
Презентации учеников.
1.
Обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.
Между обобщающим словом однородными членами устанавливаются смысловые отношения родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой их выражения являются однородные члены):
На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.
В. Кетлинская
Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.
2.
Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обощающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует пояснительная связь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др.
Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями.
Тургенев
Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с ним в падеже.
Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность – все покинуло Титка в этот момент. Шолохов
Подведем итоги:
- Что мы можем сказать об однородных членах предложения?
/-Обобщающее слово – это широкое, родовое понятие, однородные члены – более узкое, видовое понятие;
-отвечает на одни и тот же вопрос;
-выражено одним словом или сочетанием;
-одинаковая синтаксическая роль./
б) Знаки препинания при однородных членах предложения
-Вспомним, какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах.
Презентации учеников. /Записать только схемы/
1. (УСТНО. Представляет предложение без знаков препинания и просит ребят эти знаки расставить, затем спрашивает правильный ответ и объясняет)
Все хорошо: и песни, и работа, и право у костра встречать рассвет. (Р.Казаков)
А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчащие из-под снега.(К.Паустовский)
2.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга–ничто не заменит единственного друга.(А.Пушкин)
Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, приближающийся, мощно ворочаясь, борт «Секрета» - всё было сном, где свет и вода качались, кружась, подобно игре солнечных зайчиков на струящейся лучами стене. (А.Грин)
3.
А снаружи всё: и оконницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. ( Б. Полевой)
Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.(М. Горький)
Дополнения учителя.
-
Вспомнить первый пример.
Если автору необходимо предупредить читателя о последующем перечислении, то ставится двоеточие.
-Как называется такой знак? Авторский
Например: В моем распоряжении были: касторовое масло, карболка, йод. А.И. Куприн. Олеся
-
Если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (отсутствует предупреждающая пауза), то после обобщающего слова ставится тире и после однородных членов тоже ставится тире. Все присутствующие – мужчины, женщины, дети – сразу устремились за ним.
-
Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие.
Старый же Берестов… не отрицал в нем и многих отличных достоинств, например: редкой оборотливости… (Пушкин «Барышня-крестьянка»)
-
Если после однородных членов стоит вводное слово, то перед ним ставится тире, а после - запятая.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. (Арсеньев)
-
Если обобщающее слово повторяется два раза, то после него ставится двоеточие, а после однородных членов ставится тире.
Все имущество: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда – все, что находилось в лодке, погибло. (В.К. Арсеньев)
-
-
Закрепление полученных знаний
-
Объяснительный диктант
Запишите предложение:
-
В нашем районе имеются следующие породы лиственных деревьев: дуб, вяз, клен, липа, осина и ясень.
-
Старые, молодые и дети — все одинаково безмолвны, однообразно спокойны.
-
Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. /градация/
-
Всё это: цветы, блески, звуки и запахи – давило на глаза.
-
В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. /эпитеты/
-
Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.
-
Употребление однородных членов предложения и обобщающих слов.
Учитель: Какие художественно-выразительные средства используются в этих предложениях. В каких стилях речи употребляются однородные члены? Значительно различается, в зависимости от стиля речи, употребление обобщающих слов при однородных членах.
Сравните 1 и 4 предложение. Какие стили речи здесь используются?
В научном и деловом языке обобщающие слова, как правило, указывают ближайшее родовое понятие, виды которого и перечисляются однородными членами. Такое обобщающее слово стоит впереди однородных членов:
Однородные члены предложения в официально-деловом и научном стилях служат для детального описания явления, портрета, для классификации. Для научной речи характерны полнота, исчерпанность перечисления, поэтому здесь распространены бессоюзные конструкции с замыкающим союзом перед последним членом перечисления.
В художественных произведениях такое логическое использование обобщающих слов нередко затемнено и осложнено. Так, с одной стороны, обобщающее слово часто не является ближайшим родовым понятием, а указывает очень широкое понятие, к которому однородные члены не являются ближайшими видами, а между собой они не выступают как соподчиненные понятия. Введение в предложение двух рядов однородных членов может служить средством создания контраста. Перечисление однородных членов, особенно распространенных, придает речи интонационную плавность, выразительность.
Как в 4 примере, обобщающими словами нередко выступают предельно широкие слова: все, повсюду, везде, всегда, при отрицании никто, ничто, нигде, никогда и т. д. Они и придают оттенок экспрессивного подчеркивания, усиления того, что по частям выражено отдельными однородными членами: Такие обобщающие слова могут употребляться и после однородных членов, чего не наблюдается тогда, когда обобщающее слово обозначает ближайшее родовое понятие: (пример
2)
Обобщение знаний и умений.
-
Подведение итогов
-– Наш урок подходит к концу. В заключение ответим на вопросы:
1. Послушаем несколько текстов
2. Какие знаки препинания мы ставим при обобщающих словах.
3. Как, в зависимости от стиля речи, различается употребление обобщающих слов при однородных членах.
Ответ: Обобщающее слово обозначает родовое понятие, как правило, в научном стиле, а в художественной речи обобщающее слово чаще всего имеет довольно широкое значение.
-
Домашнее задание: Параграф 79-84, анализ текста
«Слово» дошло до нас в единственном списке XVI века. Трагична его судьба: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А.И. Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. Но, по счастью, в 1800 году Мусин-Пушкин успел издать его. Благодаря этому «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только древней русской литературы, но и новой, и в особенности современной.
Небольшой памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев 1185 года, оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова.
Красотой «Слова» были упоены люди безукоризненного вкуса: Жуковский, Пушкин, Белинский, Гоголь, а в XX веке – Блок, Бунин и многие советские поэты и писатели.
Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей «Слова». Чувство это пронизывает собой все произведение, проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее князей, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Любовь к родине и русскому народу определила выбор художественных средств в «Слове», близких к народному творчеству, усилила наблюдательность его автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.
Вот почему значение «Слова» так безмерно возросло в наше время. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине. (Д.Лихачев)
Задание: Определите стилевую принадлежность текста. Укажите признаки стиля. Какие функции в нем выполняют однородные члены предложения? Определите тему, идею текста. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста. Какие виды осложнений встречаются в тексте? Объясните знаки препинания при однородных членах. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Краткий ответ: Данный текст принадлежит к публицистическому стилю речи. Однородные члены предложения способствуют повышению информативности, образности текста. Во многом благодаря однородным членам автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя и слушателя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна
→ nveze 24.10.2018 1 9176 821 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.