Конспект урока русского языка «Самая живая часть речи»; 9 класс


Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Самая живая часть речи»

 

Автор:

 

Везе Наталья Петровна

учитель русского языка и литературы

 

Цель урока: закрепление изученного о глаголе

Задачи:

  • закрепить умение находить глаголы в тексте, ставить к ним вопросы;

  • закрепить умение дифференцировать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и времени действия;

  • закрепить умение определять число и лицо глаголов в тексте, подставляя соответствующие местоимения;

  • развивать умение правильно согласовывать глаголы с существительными в устной и письменной речи;

  • повторить правила правописания безударных гласных в корне слова и мягкого знака для смягчения согласных;

  • развивать умение употреблять глаголы в своей речи;

  • развивать умение правильно строить предложения при ответе на вопросы путем их перефразировки;

  • развивать способность концентрировать внимание на предложенном к тексту задании;

  • формировать навыки самостоятельной работы, развивать наблюдательность;

  • воспитывать настойчивость и терпение, чувство коллективизма, ответственности за себя и других;

  • прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

Иллюстративный материал для магнитной доски.

Карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.

Комплект открыток с видами города.

Смайлики.

 

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Традиционная Неделя русского языка в нашей школе продолжается. Сегодня вы встретились на уроке-игре. Мы не будем на этом уроке подсчитывать очки, баллы, но обязательно ваше активное участие в работе на уроке будет отмечено. Так что старайтесь получить звание « Знатока русского языка».

3. Сообщение темы урока.

Учитель: Шёл май, и века третий год…

Царь Пётр к Неве привёл солдат…

Здесь был основан город…

-Как назвали этот город?

Учитель: Сегодня мы заочно побываем на улицах Санкт - Петербурга. А поможет нам в этом одна известная вам, самая живая часть речи. Какая? Вы, конечно, ответите, если внимательно послушаете следующее стихотворение:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят зданья.

Цветут сады и хлеб в полях растёт.

- Какая часть речи приводит всё в действие?

- Какие слова мы называем глаголом? Приведите примеры.

Учитель: Это была разминка. А теперь - внимание!

  1. Работа по теме.

ЗАДАНИЕ 1.

Учитель: На свете много есть чудес.

Но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду

Скульптуры там стоят.

  • О каком саде говорится в стихотворении?

  • Когда был заложен сад?

  • Кто составил его первоначальный план?

- Тексты в первом задании называются «Летний сад восхищает» и

«Летний сад «пугает».

  • Прочитать текст и подчеркнуть все глаголы.

  •  

(Как только справятся, по одному человеку от класса выполняют задание на доске.)

  • Чем восхищает Летний сад?

  • А чем он «пугает» своих посетителей?

ЗАДАНИЕ 2.

 

Учитель: Много событий произошло в нашем городе за 300 лет.

А как нам рассказать о том, что уже было или ещё только

будет?

Что мы для этого должны знать?

А теперь проверим, знаете ли вы время глагола.

Но сначала небольшая разминка перед заданием:

я буду читать начало четверостишия, а вы найдите

подходящие по смыслу последние две строки и прочитайте

их. (pril. 2)

 

Учитель: Прошедшее время -

То, что прошло:

(«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».)

 

Учитель: Настоящее время

Приходит теперь:

(«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».)

 

Учитель: Будущее время

Ещё не пришло:

(«После уроков пойдём мы в кино».)

 

Учитель: А теперь задание: (pril. 2)

- определите время глаголов в стихотворении «Невские львы».

- Вставьте пропущенные буквы, устно проверьте правильность

их написания.

- Кто справится раньше всех, выходите к доске.

- О каких львах говорится в стихотворении?

(9а – вставляет пропущенные буквы в текст на доске,

9б - находит в этом тексте глаголы, подчеркивает их,

указывает время этих глаголов.)

 

ЗАДАНИЕ 3.

Учитель: Они учили, я учил.

Я играл, они играли.

Как изменяется глагол,

Вы, конечно, угадали?!

Уч-ся: ( По числам).

Учитель: А ещё как изменяются глаголы?

Уч-ся: ( По лицам ).

Учитель: Какая часть речи помогает нам определить лицо глагола?

Уч-ся: (Местоимение).

Учитель: Внимание, задание:

в текстах стихотворений (pril. 3) найдите глаголы,

укажите их лицо и число.

 

9 а классу: Ну и ветер жмёт с залива!

Дождик хлещет всё сильней,

И насквозь промокли гривы

Старых клодтовских коней.

-Как называется залив, о котором говорится в стихотворении?

 

9 б классу: Катит серые воды река,

Гулко в соснах гудят ветра.

Облака плывут, облака,

Словно парусный флот Петра!

-Какая река упоминается в стихотворении?

(Проверка - на доске.)

 

ЗАДАНИЕ 4. (pril.4)

 

Учитель: Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

 

  • Кто написал эти строки?

  • О каком городе?

Частичка этого города - на ваших листах с заданием №4.

 

Внимание! Задание:

 

1. Оживите картинку с помощью глаголов.

  • Как будете это делать? (Нужно найти на картинке лицо или предмет и подобрать к нему подходящий по смыслу глагол. Полученные словосочетания записать.)

 

(Возможные словосочетания:

Дворник метёт.

Листья осыпаются, падают.

Машина едет.

Дома стоят.

Деревья растут.

Светофор светит.

Дворник смотрит.

Колонны украшают.

Купола блестят.

И т.п.)

 

  1. Раскрась эту картинку с помощью глаголов цвета. Например:

Стволы белые - стволы (что делают?) белеют.

(Проверка - 1 задание - ученик одного класса, 2 задание - другого.

Остальные уч-ся - дополняют.)

 

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: - Какая часть речи помогала вам сегодня в вашем

заочном путешествии по городу?

  • Почему она «самая живая»?

- В какие знакомые вам места нашего города привела вас эта часть

речи? (Летний сад, Адмиралтейская набережная - Адмирал-во)

  • Выбрать открытки с видами Летнего сада и изображением

Адмиралтейства, около которого находятся львы (задание №2),

поместить их на магнитной доске.

  1. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок? Предлагаю ответить на этот вопрос с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах. Кому понравился урок, поднимите весёлый смайлик, кому было скучно – нейтральный, а кому не понравился урок – грустный смайлик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Упражнения по русскому языку и развитию речи : [Учеб. пособие для учащихся нач. шк.: Петербург. тетр. / Н.В. Завьялова, Ж.И. Иванова, Т.Н. Сокольницкая и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Триада, 1997.

2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2002.

3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5 – 9 классы. Сборник 1. Москва. Владос. 2000г.

 

Pril.1а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pril.1б

 

 

 

 

 

 

Pril.2

«После уроков пойдём мы в кино».

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pril.3

9 а классу:

Ну и ветер жмёт с залива!

Дождик хлещет всё сильней,

И насквозь промокли гривы

Старых клодтовских коней.

-Как называется залив, о котором говорится в стихотворении?

 

9 б классу: Катит серые воды река,

Гулко в соснах гудят ветра.

Облака плывут, облака,

Словно парусный флот Петра!

-Какая река упоминается в стихотворении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pril.4

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка «Самая живая часть речи»; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна  nveze
24.10.2018 0 2140 447

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК