Конспект урока русского языка «Самая живая часть речи»; 9 класс
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:
«Самая живая часть речи»
Автор:
Везе Наталья Петровна
учитель русского языка и литературы
Цель урока: закрепление изученного о глаголе
Задачи:
-
закрепить умение находить глаголы в тексте, ставить к ним вопросы;
-
закрепить умение дифференцировать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и времени действия;
-
закрепить умение определять число и лицо глаголов в тексте, подставляя соответствующие местоимения;
-
развивать умение правильно согласовывать глаголы с существительными в устной и письменной речи;
-
повторить правила правописания безударных гласных в корне слова и мягкого знака для смягчения согласных;
-
развивать умение употреблять глаголы в своей речи;
-
развивать умение правильно строить предложения при ответе на вопросы путем их перефразировки;
-
развивать способность концентрировать внимание на предложенном к тексту задании;
-
формировать навыки самостоятельной работы, развивать наблюдательность;
-
воспитывать настойчивость и терпение, чувство коллективизма, ответственности за себя и других;
-
прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
Иллюстративный материал для магнитной доски.
Карточки-задания для индивидуальной и групповой работы.
Комплект открыток с видами города.
Смайлики.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Традиционная Неделя русского языка в нашей школе продолжается. Сегодня вы встретились на уроке-игре. Мы не будем на этом уроке подсчитывать очки, баллы, но обязательно ваше активное участие в работе на уроке будет отмечено. Так что старайтесь получить звание « Знатока русского языка».
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Шёл май, и века третий год…
Царь Пётр к Неве привёл солдат…
Здесь был основан город…
-Как назвали этот город?
Учитель: Сегодня мы заочно побываем на улицах Санкт - Петербурга. А поможет нам в этом одна известная вам, самая живая часть речи. Какая? Вы, конечно, ответите, если внимательно послушаете следующее стихотворение:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья.
Цветут сады и хлеб в полях растёт.
- Какая часть речи приводит всё в действие?
- Какие слова мы называем глаголом? Приведите примеры.
Учитель: Это была разминка. А теперь - внимание!
-
Работа по теме.
ЗАДАНИЕ 1.
Учитель: На свете много есть чудес.
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
Скульптуры там стоят.
-
О каком саде говорится в стихотворении?
-
Когда был заложен сад?
-
Кто составил его первоначальный план?
- Тексты в первом задании называются «Летний сад восхищает» и
«Летний сад «пугает».
-
Прочитать текст и подчеркнуть все глаголы.
-
(Как только справятся, по одному человеку от класса выполняют задание на доске.)
-
Чем восхищает Летний сад?
-
А чем он «пугает» своих посетителей?
ЗАДАНИЕ 2.
Учитель: Много событий произошло в нашем городе за 300 лет.
А как нам рассказать о том, что уже было или ещё только
будет?
Что мы для этого должны знать?
А теперь проверим, знаете ли вы время глагола.
Но сначала небольшая разминка перед заданием:
я буду читать начало четверостишия, а вы найдите
подходящие по смыслу последние две строки и прочитайте
их. (pril. 2)
Учитель: Прошедшее время -
То, что прошло:
(«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».)
Учитель: Настоящее время
Приходит теперь:
(«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».)
Учитель: Будущее время
Ещё не пришло:
(«После уроков пойдём мы в кино».)
Учитель: А теперь задание: (pril. 2)
- определите время глаголов в стихотворении «Невские львы».
- Вставьте пропущенные буквы, устно проверьте правильность
их написания.
- Кто справится раньше всех, выходите к доске.
- О каких львах говорится в стихотворении?
(9а – вставляет пропущенные буквы в текст на доске,
9б - находит в этом тексте глаголы, подчеркивает их,
указывает время этих глаголов.)
ЗАДАНИЕ 3.
Учитель: Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?!
Уч-ся: ( По числам).
Учитель: А ещё как изменяются глаголы?
Уч-ся: ( По лицам ).
Учитель: Какая часть речи помогает нам определить лицо глагола?
Уч-ся: (Местоимение).
Учитель: Внимание, задание:
в текстах стихотворений (pril. 3) найдите глаголы,
укажите их лицо и число.
9 а классу: Ну и ветер жмёт с залива!
Дождик хлещет всё сильней,
И насквозь промокли гривы
Старых клодтовских коней.
-Как называется залив, о котором говорится в стихотворении?
9 б классу: Катит серые воды река,
Гулко в соснах гудят ветра.
Облака плывут, облака,
Словно парусный флот Петра!
-Какая река упоминается в стихотворении?
(Проверка - на доске.)
ЗАДАНИЕ 4. (pril.4)
Учитель: Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
-
Кто написал эти строки?
-
О каком городе?
Частичка этого города - на ваших листах с заданием №4.
Внимание! Задание:
1. Оживите картинку с помощью глаголов.
-
Как будете это делать? (Нужно найти на картинке лицо или предмет и подобрать к нему подходящий по смыслу глагол. Полученные словосочетания записать.)
(Возможные словосочетания:
Дворник метёт.
Листья осыпаются, падают.
Машина едет.
Дома стоят.
Деревья растут.
Светофор светит.
Дворник смотрит.
Колонны украшают.
Купола блестят.
И т.п.)
-
Раскрась эту картинку с помощью глаголов цвета. Например:
Стволы белые - стволы (что делают?) белеют.
(Проверка - 1 задание - ученик одного класса, 2 задание - другого.
Остальные уч-ся - дополняют.)
-
Подведение итогов урока.
Учитель: - Какая часть речи помогала вам сегодня в вашем
заочном путешествии по городу?
-
Почему она «самая живая»?
- В какие знакомые вам места нашего города привела вас эта часть
речи? (Летний сад, Адмиралтейская набережная - Адмирал-во)
-
Выбрать открытки с видами Летнего сада и изображением
Адмиралтейства, около которого находятся львы (задание №2),
поместить их на магнитной доске.
-
Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Предлагаю ответить на этот вопрос с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах. Кому понравился урок, поднимите весёлый смайлик, кому было скучно – нейтральный, а кому не понравился урок – грустный смайлик.
Список использованной литературы:
1.Упражнения по русскому языку и развитию речи : [Учеб. пособие для учащихся нач. шк.: Петербург. тетр. / Н.В. Завьялова, Ж.И. Иванова, Т.Н. Сокольницкая и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Триада, 1997.
2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2002.
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5 – 9 классы. Сборник 1. Москва. Владос. 2000г.
Pril.1а
Pril.1б
Pril.2
«После уроков пойдём мы в кино».
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Pril.3
9 а классу:
Ну и ветер жмёт с залива!
Дождик хлещет всё сильней,
И насквозь промокли гривы
Старых клодтовских коней.
-Как называется залив, о котором говорится в стихотворении?
9 б классу: Катит серые воды река,
Гулко в соснах гудят ветра.
Облака плывут, облака,
Словно парусный флот Петра!
-Какая река упоминается в стихотворении?
Pril.4
На странице приведен фрагмент.
Автор: Везе Наталья Петровна
→ nveze 24.10.2018 0 2140 447 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.