Конспект урока русского языка "Берегите природу!"; 6 класс
Жерноклеева Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №9» г. Воронежа
Класс - 6
Тема урока: Подготовка к устному выступлению на тему «Береги природу!»
Цель урока:
Совершенствовать умение создавать текст определённого типа и стиля для достижения заданной коммуникативной цели (как в письменной, так и в устной форме)
Задачи урока:
- обсудить предложенную для выступления тему, помочь учащимся осознать особенности достижения коммуникативной цели
- научить отбирать лексические и синтаксические средства, соответствующие коммуникативной задаче
- формировать навык планирования монологического высказывания
- формировать умение связно, логично строить высказывание
- научить аргументировать заявленную в рассуждении позицию самостоятельно подобранными фактами
- совершенствовать навыки редактирования созданного текста
- развивать экологическое мышление учащихся, воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока
Предварительная подготовка к уроку: было дано домашнее задание - письменно проанализировать тексты упражнений 327 и 388: определить тему, основная мысль, тип речи, стиль, языковые особенности. (Учебник – «Русский язык. 6 класс Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.)
-
Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»)
Беседа о ходе выполнения домашнего задания:
- Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?
- Есть ли предположения о том, чем предстоит заниматься на сегодняшнем уроке?
2. Проверка домашнего задания
- Можно ли назвать предложенные в упражнениях фрагменты текстами? Почему? Обоснуйте свой ответ.
- Прочитаем выразительно эти тексты. Есть ли непонятные слова? Объясните значения слов и выражений: из 1-го текста - чалма, хворост, физиономия, загромоздить, безрассудство, строить рожи; из 2-го текста – грунт, утрамбованный, восклицать, аспидно-чёрный.
Почему слово «дикари» взято в кавычки?
- Есть ли какое-то сходство между этими текстами? В чём оно проявляется?
- Как вы определили тему каждого из этих текстов?
- Одинаковы ли темы? Докажите.
- Какие задачи ставили перед собой авторы этих тестов? К одной ли цели они стремятся?
- Что вы как читатели почувствовали после прочтения каждого из текстов? Сравните свои впечатления и поделитесь наблюдениями.
- Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этим текстам? Опишите эти воображаемые пейзажи.
- К каким стилям речи относятся эти тесты? Охарактеризуйте каждый из них с точки зрения стилистических особенностей.
- Какие языковые особенности вы выделили, анализирую эти тексты дома? Приведите примеры и охарактеризуйте эти особенности.
3. Обобщение в виде аналитической таблицы
- Составим сравнительную таблицу «Художественный и публицистический стили речи». Как это лучше сделать? По каким параметрам можно сравнивать эти стили речи?
4. Обсуждение темы урока
- Как авторы текстов показывают своё отношение к описываемому? Найдите оценочные слова, связанные с эмоциями пишущего.
- Кому адресованы эти авторские монологи? Можете ли вы представить этих слушателей, читателей? Чем вас затронули эти тексты? Близки ли вам суждения авторов?
- Приходилось ли вам сталкиваться с примерами различного отношения людей к природе? Важно ли для человека жить в гармонии с природой, уметь сохранять окружающий мир?
- Что значит беречь природу?
- Как называется наука, изучающая законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой?
- О каких экологических проблемах вы слышали, читали? Какие примеры разрушительной деятельности человека вы можете привести?
- Как убедить людей беречь природу, сохранять её красоту и богатство?
- Сделаем такую попытку. Вам нужно будет подготовить устное выступление на тему «Берегите природу!» Перед кем вы могли бы выступить? Как учесть особенности своей аудитории? Каким должен быть ваш монолог, чтобы слушатели были внимательны и поверили вам?
5. Подготовка устного выступления
- Какие правила убеждающего выступления вы знаете? Составим в тетрадях вместе памятку для устного выступления.
К какому типу речи будет относиться выше выступление?
- Какие особенности рассуждения вам известны? Какова композиция рассуждения?
- Составьте схему своего выступления. Какова речевая задача на каждом этапе выступления?
1. |
Тезис |
Выразить свое отношение к проблеме, привлечь внимание к ней. |
2. |
Аргументы |
б) какие проблемы существуют, что волнует, беспокоит (примеры) |
|
|
а) что хорошего делается для сбережения природы; |
3. |
Вывод |
Что каждый из нас может и должен сделать для сохранения природы? |
- В каком стиле вы будете создавать своё выступление? Обоснуйте свой выбор.
- Вам понадобятся убедительные факты, чтобы привлечь внимание ваших слушателей. Вы можете воспользоваться возможностями интернета для поиска необходимой информации. Давайте оценим актуальность предложенной вам темы с помощью игры «Знаете ли вы, что…?» Попробуйте продолжить предложения с очень невесёлыми экологическими фактами:
1. Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько (весит сам).
2. За последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на (60%).
3. Заболевания, передающиеся через воду, за год уносят жизни (3 миллионов человек).
4. С 1970 года численность диких животных и птиц на планете сократилась на (25–30%.)
5. Для разложения в природной среде бумаги требуется до (10) лет, консервной банки – до (90) лет, фильтра от сигареты – до (100) лет, полиэтиленового пакета – до (200) лет, пластмассы – до (500) лет, стекла – до (1000) лет.
- Актуальна ли тема вашего будущего выступления?
- Составьте в тетради его примерный план.
6. Домашнее задание
- Подготовить устное выступление по теме «Берегите природу!» или выполнить альтернативное задание – сделать листовку на ту же тему. Обязательно включите в свой текст не менее 5 имен числительных.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жерноклеева Елена Анатольевна
→ tktyf8693 25.11.2018 0 9259 670 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.