Конспект урока литературы "А. Блок. Поэма "Двенадцать". История создания"; 11 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЭМЫ
А.А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
Тема. А. Блок. Поэма «Двенадцать». История создания. Авторский опыт осмысления событий революции. Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме.
Цель. Показать, как в поэме «Двенадцать» прослеживается отношение Блока к революции, родине, судьбе родины и народа. Развивать навыки анализа литературного произведения.
Оборудование: портреты А.А. Блока, хрестоматии.
ХОД УРОКА.
-
Проверка знания наизусть стихотворений Блока.
-
Слово учителя о поэме «Двенадцать».
А. Блок принял Октябрьскую революцию. Он воспринимал ее как очистительную бурю, торжество стихии, которая призвана разрушить старую, уже омертвевшую цивилизацию и, проведя историю через эпоху нового варварства, вывести ее к рождению новой культуры. 9 января 1918 года, буквально на следующий день после начала работы над поэмой «Двенадцать», Блок пишет знаменитую статью «Интеллигенция и революция», исполненную оптимизма. В ней есть такие строчки:
«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью... Революция… всегда несет новое и неожиданное… Великие русские художники верили в свет, они знали, что, рано или поздно, все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».
Поэма «Двенадцать» стала памятником торжествующей стихии. Закончив ее, Блок написал в дневнике: «Сегодня я – гений». Гений потому, что смог с невероятной точностью уловить и переложить в образное слово эту ужасающую какофонию (‘лишенное всякого благозвучия сочетание звуков’), поднятую в «мировом оркестре» буйством революционной стихии.
Блок считал, что так же, как абсурдно «принимать» или «не принимать» грозу или землетрясение, абсурдно принимать или нет революцию, так как это тоже – взрыв стихии, но не в природе, а в истории. Мудрость заключается не в ее приятии или неприятии, а в постижении ее смысла. Смысл революции Блок видел в обновлении мира путем прохождения через взрыв стихии – безудержной, гибельной – и , по Блоку, проникнутой «духом музыки».
Сравните несколько высказываний о поэме «Двенадцать».
«Варварское разрушение поэзии и культуры, шарж на Христа, возглавляющего шайку грабителей и убийц» (круг Гиппиус и Мережковского).
«Христос говорит о большевистских симпатиях автора» (В. Короленко).
«Интеллигентский гимн Октябрьской революции» (большевик Н. Осинский).
«…самая злая сатира на все, что происходило в те дни» (М. Горький)
Кто же прав? К. Чуковский писал: «Поэт чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от его желаний… Написав «Двенадцать», он все эти три с половиной года старался уяснить себе, что же у него написалось…»
-
Беседа с учащимися о первой главе поэмы.
-
О чем эта поэма?
-
Какие реалии времени введены в первую главу? (ветер, скользко, плакат, старушка, буржуй, поп, барыня, одинокий бродяга).
-
Что символизирует ветер? Отчего он «и зол, и рад»? (Порывы сильного ветра – это начало бури, которая вскоре разыграется еще больше. Рушится, рвется все старое, нет ничего устойчивого).
-
Какие два цвета контрастируют в поэме? («Черный вечер. Белый снег»)
Выводы по результатам беседы.
Революция у Блока – не частный эпизод русской или мировой истории. Она имеет универсально-космическую природу. Начинаясь в мирах духовной субстанции (в философии: ‘первооснова, сущность всех вещей и явлений’) – «рука музыки», космические «взрывы страстей» отражаются в земных стихиях – природных (буря, ветер, вьюга) и социальных (революционное движение).
Поэтический мир «Двенадцати» контрастен, двуцветен: «Черный вечер. Белый снег». Принцип контраста – ведущий во всей поэме.
-
Беседа с учащимися о следующих главах поэмы.
1) Случайно ли число красноармейцев и количество глав в поэме? (Блок не отступал от жизненной правды в изображении бытовых деталей и пейзажных зарисовок революционного Петрограда. Красногвардейский патруль обычно состоял из 12 человек. Взяв из действительности число 12, Блок придал ему и символическое значение, сближая своих героев с двенадцатью апостолами Христа, которые, по евангельской легенде, несли людям новую веру).
2) Найдите примеры использования приема контрастного противопоставления в поэме. (новый и старый мир, высокая цель революции и грубая повседневная действительность, у красногвардейцев – постоянная готовность к священной битве и бесшабашность, анархия, несовместимые с военной дисциплиной)
3). Какие настроения соединены в поэме?
4) Каково значение финала поэмы?
ВЫВОДЫ.
Число красноармейцев не случайно (см. выше). Финал поэмы неоднозначен. С одной стороны, сравнение красноармейцев с апостолами можно рассматривать как утверждение высоты и святости революции. С другой стороны, красноармейцы «постреливают» по впереди идущему Христу – и здесь уже усматривается печальное пророчество Блока об антигуманных последствиях революции. М. Волошин утверждал, что красноармейцы преследуют, распинают Христа. Мне кажется, прав Волошин. Судите сами.
Домашнее задание:
-
Прочитать учебник, стр.71-73;
-
Написать сочинение-рассуждение «Какой видит А. Блок свою Родину?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буякевич Александра Николаевна
→ Shura2282 28.11.2018 0 14811 778 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.