Конспект урока литературы "Навеки любовью ранен…". Любовная лирика Маяковского"; 11 класс


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ В.В. МАЯКОВСКОГО «НАВЕКИ ЛЮБОВЬЮ РАНЕН…»

 

Тема. «Навеки любовью ранен…». Любовная лирика Маяковского

Цель. Показать многогранность таланта поэта, его разносторонность, умение передавать словами самые сокровенные чувства, глубину переживаний лирического героя; развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать художественный вкус.

 

ХОД УРОКА

 

  1. ОПРОС.

  • Назовите ранние произведения Маяковского, в которых отразилось своеобразие его творчества.

  • К какому литературному направлению принадлежал Маяковский?

  • В чем проявилось новаторство поэзии Маяковского?

  • Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение.

 

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  1. Слово учителя.

Маяковский писал эпические поэмы, сатирические стихи и пьесы. Но еще есть Маяковский – нежнейший и тончайший лирик, певец, по его собственному выражению, «громады любви». Есть у него сокровенное:

Дай

Хоть последней нежностью

Выстелить

Твой уходящий шаг.

Есть обращенная к небу «молитва» влюбленного юноши:

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Сделал,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал,

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать?!

Лирика поэта – удивительные по чистоте откровения «раненной любовью души».

«Бронзы многопудье» заслонило чувствительную, как нерв, натуру, богатую переживаниями и радостями, умевшую любить и мечтать:

Я знаю –

Солнце померкло б, увидев

Наших душ золотые россыпи!

 

Говорить о любовной теме Маяковского – это значит в первую очередь говорить о поэме «Про это», которая является, несомненно, не только одним из вершинных творений поэта, но и выдающимся произведением в русской и мировой «песне песней» любви.

Во вступлении к поэме «Про это», говоря о постоянной новизне и жизненной актуальности темы любви, «перепетой не раз и не пять», Маяковский подчеркивает ее нравственно-эстетическую и социальную значимость, непреходящий и общечеловеческий характер.

 

  1. Чтение учащимися отобранных отрывков из вступления к поэме «Про это»

  2. Комментарий учителя.

Эта поэма автобиографична. В. Маяковский писал ее в своей «добровольной тюрьме»: после долгого, мучительного разговора-размолвки с Лилей Брик, когда оба плакали, он решил не видеться с ней – только ходил под ее окнами и посылал записки, а потом шел к себе, запирался и писал.

В поэме любовь предстает как чувство, истоки которого глубоко скрыты в «тайниках инстинктов». Оно далеко не всегда готово следовать за доводами разума, может взбунтоваться, если его долго сдерживать.

Заключительная часть поэмы «Прошение на имя…» содержит заголовки: «Вера», «Надежда», «Любовь». Поэт уповает на «мастерскую человечьих воскрешений»; он хочет любить, потому что еще «на земле свое недолюбил».

 

  1. Чтение заранее подготовленными обучающимися глав «Вера», «Надежда», «Любовь» из последней части поэмы

 

  1. Слово учителя о поэме «Облако в штанах».

В жизни Маяковского было много встреч, разлук, были люди, с которыми он чувствовал себя счастливым, и, когда они уходили, он страдал безутешно и тяжело. С Марией Александровной Денисовой они встретились в декабре 1913 года на московском вернисаже общества художников. Поэт представился ей так: «Некто в черном». Через три недели они увиделись в Одессе.

Как-то в кругу друзей Маяковский читал свою трагедию «Владимир Маяковский». Во время беседы речь зашла о героях произведений Джека Лондона. Мария вступила в разговор: «Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства. Человек рождается не для денег…». Маяковский вспомнит об этом, когда будет писать «Облако в штанах»:

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги,

любовь, страсть», -

а я одно видел:

Вы – Джоконда,

Которую надо украсть!

Маяковский видел в Марии живую Джоконду, воплощение совершенной красоты и женственности. Но украсть свою Марию – Джоконду Маяковскому не удалось. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью могучего темперамента выплеснулась в строчки поэмы «Облако в штанах».

 

  1. Чтение вступления к поэме «Облако в штанах» и 1-й главы подготовленным обучающимся.

Он работал над поэмой почти 2 года. Она начинается и заканчивается разговором с Марией. Маяковский посвятил ей целые страницы. Заключительная (четвертая) часть самая драматичная: Мария вышла замуж, уехала в Швейцарию. Об отношении лирического героя к этому событию говорится: «Значит – опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перееханную поездом лапу».

 

  1. Выборочное чтение главы 4

  2. Слово учителя.

«Облако в штанах» поэт закончил в июле 1915 г. В это же время познакомился с Л.Ю. Брик, своей большой, долгой, испепеляющей любовью. Поэма «Флейта-позвоночник» - это страстный монолог, произнесенный обнаженными нервами. Сюжет ее составляют личные переживания поэта, вызванные чувством к Л. Брик. Первая глава поэмы – это крик неразделенной любви, ее боль и трагедия. Масштабы человеческой личности героя, «громада» его любви и вызванные ею страдания таковы, что не могут быть объяснены и поняты.

  1. Чтение Пролога и гл.1 поэмы «Флейта-позвоночник»

 

  1. Слово учителя.

Во второй главе Маяковский обращается ко всему миру. Любовь, не теряя своего трагизма, поворачивается другой стороной: появляется слово «радость», сила любви, поднятая над всем миром, противопоставлена войнам, власти, золоту.

  1. Чтение третьей главы.

  2. Комментарий учителя.

Автор афористически точно объясняет причину трагедии: «знаю, каждый за женщину платит…». Она – женщина в «шелковом платье», встречающая его в своем доме, пытается скрыть за подчеркнутой холодностью боль расставания. Дело вовсе не в том, что женщина не любит его, что ему не дано вырвать ее из мира «нарядных». Она пленница в мире вещей и скуки. И как бы ни хотелось видеть ее «ослепительной царицей», она не может покинуть свой пошлый и равнодушно-рассудочный мир.

В заключительных строчках объясняется, что побудило поэта написать первые две главы:

Я хочу одной отравы –

Пить и пить стихи.

 

  1. Чтение стихотворения «Лиличка! Вместо письма» и бюеседа:

    • о чем говорит поэт своей возлюбленной?

    • с помощью каких метафор передает переполняющие его чувства?

 

  1. Рассказ об истории создания стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

Последние два года жизни в сердце Маяковского жила Татьяна Яковлева, племянница известного художника-эмигранта Александра Яковлева. Маяковский встречался с ней в Париже. В октябре 1929г. она вышла замуж за виконта дю Плесси.

В доме в Гендриковом переулке, где жили Брики, в столовой собралось несколько человек: провожали Маяковского – он ехал на выступление в Ленинград. Ждали машину. Чемодан стоял на полу упакованный. В это время принесли письмо от сестры Лили Брик – Эльзы Триоле, которая с 1919 года жила в Париже, была замужем за Луи Арагоном и писала книги. В письме сообщалось, что Татьяна Яковлева выходит замуж за какого-то виконта и венчается с ним в церкви. Она очень беспокоится, чтобы Маяковский не узнал об этом и не учинил скандал, который может ей навредить. Но письмо было прочитано. Маяковский был мрачен. Взял чемодан и направился к выходу.

14 декабря 1928 г. Татьяна Яковлева пишет матери: «…Познакомились мы так. Ему здесь, на Монпарнасе… Эренбург и другие знакомые бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня еще не видел. Потом пригласили в один дом специально, чтобы познакомить. Это было 25 октября, и до 2 ноября (дня его отъезда) я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим поклонникам, то это к нему, в большой доле из-за его таланта, но еще больше из-за его изумительного, буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю… Маяковский… заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, вспомнить Россию.

Он всколыхнул во мне тоску по России и по всем буквально, я чуть не вернулась. И сейчас мне все кажется мелким и пресным. Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в душе моей след…».

 

  1. Чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Для поэм и стихотворений Маяковского о любви характерно:

    • уверенность в том, что любовь спасет человечество;

    • концентрическая композиция, в центре которой – эмоционально возбужденный человек;

    • монологичность;

    • особый стиль: гиперболизм, контрастность;

    • лиризм и эмоциональная выразительность.

 

Домашнее задание: выучить наизусть полюбившиеся строчки В. Маяковского о любви; написать сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слова М. Цветаевой о Маяковском: «И оборачиваться на Маяковского наши дети, а может быть, и наши внуки будут не назад, а вперёд»?

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Навеки любовью ранен…". Любовная лирика Маяковского"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буякевич Александра Николаевна  Shura2282
28.11.2018 0 7052 669

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК