Конспект урока литературы "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"; 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературы в 5 классе
Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
(подготовка к сочинению)
Учитель: Шагирова О.С.
Цели урока:
Ι.Образовательные: выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического, кинематографического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI.Развивающие:развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные:воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.
Задачи:
-
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельноформулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагатьсодержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
-
обеспечить условия для формирования личностных УУД:
умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
-
создать условиядля развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация, лепбуки, буктрейлер).
Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, создание лепбуков, работа с ПК
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации).
Литература:
1.Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе».
2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
Ход урока
1. Мотивация. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей.
-Садитесь. Итак, мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний.
- Обратите внимание на слайд.В.Г.Короленко говорил: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»
Сегодня мы проведем заключительный этап по произведению «В дурном обществе». И наш урок будет не просто уроком обобщения, а уроком милосердия и добра.
- Ребята, в нашей жизни многие люди поступают как все, думая лишь о себе. Но есть среди нас и те, кто слушает голос своей совести, не отступая от нравственных принципов.
И мы попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для этого ответим на вопросы:
-
какими чертами характера обладал главный герой повести Вася?
Ученики:…..
-
А какой урок мы можем извлечь из данного произведения? Чему оно нас учит?
Ученики:…
Учитель: Так как же будет звучать тема нашего урока?
Ученики дают свои варианты. Учитель подводит к формулировке: «Нравственные уроки повести «В дурном обществе»
3.Проверка домашнего задания.
Дома вы разгадывали кроссворд по содержанию повести. Если вы правильно ответили на все вопросы, то по вертикали должно было получиться слово. Посмотрите, у кого какое слово получилось?
Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.
Учитель: Скажите, как вы понимаете слово гуманизм?
Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.
Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.
- Как вы понимаете слово человеколюбие? Из каких слов оно состоит?
-Что значит любить человека?
Подберите синонимы к этому слову (слайд)
Сочувствие.
Сострадание.
Доброта.
-От каких слов первоначально произошли данные слова?
(найдите словообразовательную пару слов:
чувствовать- сочувствовать,
страдать- сострадать)
-Как вы понимаете значение слова
«страдать»? (испытывать боль)
-Кто из героев в повести Короленко страдает?
(Маруся, Валек, Тыбурций)
Ответьте полным предложением.
-В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-?
(вместе)
-А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)
Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?
4.Актуализация знаний (работа в группах)
Дискуссия. Обсуждают варианты причин возникновения и решения проблемы в группах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шагирова Оксана Сабировна
→ ксюююша 10.12.2018 0 5225 187 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.