Реферат по литературе "Персонажи пьесы М. Горького "На дне". Их специфика"


Министерство образования и науки Российской Федерации 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов эстетической направленности" 

 Тверь 2019 г.

 

 




РЕФЕРАТ 

На тему: 

Персонажи «На дне». Их сущности

 

 







Работу выполнил: 

Ученик 11”А” класса 

Ширмер Александр Андреевич 

Научный руководитель: 

Лец Юлия Анатольевна 




Содержание 



Введение ................................................................................................................3 Комбинация божественности и невежества в героях “На дне” .......................4 

Три правды ......................................................................................................7 

Заключение ......................................................................................................8 

Список литературы ….....................................................................................9



Введение 

 


Серебренный век русской литературы - стык реализма и символизма. На границе девятнадцатого и двадцатого веков в России возникло такое направление как символизм. Многие Писатели, художники, музыканты, многие деятели искусства выписывали свои истории, сцены, звуки из головы на бумагу именно в этом направлении, даже те, кто не хотел этого. Но в обществе возникли разногласия и новый век для Российской империи обещал быть не спокойным. Начало двадцатого века, возмущения в русском обществе набирают свою силу, все больше и больше людей хотят новой жизни. Один из таких людей был Александр Максимович Пешков, так же известный как Максим Горький. Александр писал в революционном духе, недолюбливал царизм. В конце 1901 года Горький пишет пьесу “На дне” в которой выражает не только состояние народа, его страдания и отчаянность, но и свою неприязнь к уже устоявшимся и давно устарелым привычкам, трафаретной власти, управляющей вере и слишком большой разности социальных статусов. Тем не менее автор уделил больше всего внимания религии и смыслу жизни человека, нежели реальной обстановки в стране. Давайте же посмотрим, как и с чем Максим Горький символизировал героев в пьесе.

Комбинация божественности и невежества в героях “На дне” 

 

 

Многие ассоциируют героев “На дне” с моральными уродами и типичными обитателям низших слоев общества, многие говорят, что они безнадежны и заслуживают нахождения на дне , многие скажут ,что они -просто жертвы не справедливого общества. Я же не соглашусь с такой точкой зрения. По моему мнению герои данной пьесы нечто больше чем ничего. Их великодушие не увидеть в их общении друг с другом, не рассмотреть в характере персонажей, это даже не бытовые проблемы и способы их решения, с которыми герои “борются” на протяжении всего произведения. “Осветление” души многих героев можно разглядеть в их “самопожертвование” себе же, после прихода Луки. Лука- олицетворение ангела, спасителя, апостола, он повлиял но на многих жителей ночлежки, поговорив с ними, он вдохновил их на поступки, которые совершит не каждый человек и не каждый смериться с их последствием. Тут автор сравнивает поведение каждого ночлежника с одним из семи смертных грехов и последующем их искуплении, которое было в тяжесть практически всем героям.  

Барон (гордыня) - несомненно гордый человек, он гордиться тем ,что раньше был частью высшего света, в то же время считает всех остальных ниже себя так как по его мнению все остальные всего лишь грызуны ,которые мешают ему вернуться в “высшее” общество из-за зависти. Барон не прислушивается к советам Луки из-за своей гордости, от чего мы можем сделать вывод, что барон навсегда ослеплен своей гордостью и возможно ничего ему уже не поможет. 

Василиса (алчность) - хитрая, жадная, властная девушка, вышла замуж за Костылева только из-за денег. С Василием она только из-за безысходности, из-за того, что не в ком она больше не видит такой мужественности и привлекательности, кроме как к Пепле. Луке не удалось поговорить с ней, да и за все действия пьесы с ней ничего не случилось такого, что могло перевернуть ее жизнь, так что можем сделать вывод, что она продолжить быть такой же после выхода из заключения. 

Анастасия (похоть) - мечтательная и наивная девушка, хоть и лука говорит, что она невинна, на самом деле она мечтает о новой и “вечной” любви так же часто как и клиенты пользуются ее услугами. В конце она “мстит” Барону, который все время издевался над ней, что по сути не является хорошим поступком как по моральным принципам общества, так и религии, но в конце мы видим совсем другую Настю, что символизирует ее смерть и рождение “нового” персонажа, возможно более “чистого” чем до этого. 

Клоп (зависть) - схож в мнении с Бароном, но в отличии от второго не считает своих сожителей хуже себя , он не завидует, что ему те же самые деньги достаются тяжелым трудом, а не попрошайничеством как другим, он не считает себя выше других из-за того что имеет работу, он не понимает, как человек не может иметь работу, при всех возможностях. Клоп не понимает, как можно не работать -это чувство недопонимая я бы назвал обратной завистью. В словаре нет понятия “обратная зависть”, но я попытаюсь дать свое определение этого понятия. “Обратная зависть”- неприятное чувство возникающие в момент, когда мы осознаем, что у нашего друга/соседа/партнера/коллеги нет вещи в которой мы сами нуждаемся. Как при зависти у нас возникает вопрос :”почему у него есть, а у меня нет? Мне надо срочно такую же вещ!” , так и при обратной зависти у нас возникает следующий вопрос :”Почему у меня есть, а у него нет? Ему она срочно нужна!”. В середине произведения Клоп пожертвовал самым дорогим что у него было - работой. Он продал все свое оборудование что бы оплатить похороны жены, но пропил все, после чего почти сошел с ума. Таким образом этот поступок можно считать “очищение” его души, он пожертвовал своей самой важной частичкой, ради жены с которой у него было мало общего, но смог бы он это сделать если бы не любил ее, если бы не уважал ее? Был бы он на гране рассудка и его отсутствием если бы беспокоился только о работе?  

Актер (чревоугодие) - мужчина сорока лет, в прошлом театральный актер, теперь не переставая пьет с Сатином, Бубновом и другими жителями ночлежки. В его жизни теперь нет места кроме как выпивки, он осознает это, но ничего не может с этим поделать, соблазн выше его силы воли. Пьяница сегодня, пьяница навсегда?.  Поверив в рассказы Луки про лечебницу, в которой лечат алкоголиков, решил найти и излечиться от болезни, которая портит ему жизнь. Актер перестал пить и даже начал копить на поездку, он наконец возвращался на тропу жизни с которой давно ушел, но после ухода Луки, этот “огонь” в глазах Актера словно исчез и он понял, что нет никакой лечебницы и от безнадежности пошел просить прощения у всевышнего. Актер умер не потому что устал, он умер от незнания что делать дальше, он уперся в тупик, в котором застрял навсегда.   

Василий (жестокость) - сын вора, вор, человек будущие которого выбирал не он сам, а общество в котором он находился. У Пепла не было совести так как считал, что она нужна только богатым, от этого все убийства и грабежи происходили без каких либо душевных терзаний. После разговоров с Лукой Василий осознает, что он сам может выбирать свою судьбу и по советам Луки решает начать жизнь с чистого листа, и она начинается с убийства Костылева и мести Василисе, что характеризует его как жестокого человека, но считается ли убийство и месть грехом если человек ,к которому они направлены, сам пренебрегает этими правилами 

Анна (уныние) - скромная девушка чьи жизненные силы постепенно угасают из-за безразличия всех к ней из-за того, что ее бросили совершенно одну на краю пропасти жизни.  Анна уже просто ждет своей смерти так как практически всем ее сожителям наплевать на ее, но если ты одинок, повод ли это для того что бы сдаться? Девушка так и умерла в одиночестве с чувством вины, если бы не лука, который помог ей обрести покой и умиротворение перед смертью. 

В свою очередь Лука олицетворяет божественный свет, который пролил всю правду на героев ,а так же помог некоторым сделать шаг к правильной жизни, жизни достойного человека. 

Таким образом, автор делит персонажей своей пьесы на 3 категории. Вначале у нас идут те самые 7 персонажей о которых ранее шла речь, они - главная проблема произведения , они - “падшие ангелы”, можно даже сказать, они -главная причина появления луки именно в этой ночлежке. Далее идут “прихвостни” падших ангелов. “Прихвостни” как бы являются “младшей” копией падших ангелов, они совершают те же грехи, что и падшие ангелы, но уже в меньшей мере. И последняя категория - это Лука, он олицетворяется как божественный свет, которых должен был излечить прихвостней и грешников, осветить заблудившимся дорогу в светлое будущие, но кажется, что только из-за его человеческой оболочки он не смог завершить свою работу.  

Горький так же разбил некоторых персонажей по парам. Василий и Барон, на первый взгляд они полные противоположности друг друга, но у них есть общие черты как жестокость, гордыня, так же они оба любят шутить над другими жителями ночлежки, Пепел над Бароном, Барон над Анастасией, здесь автор ставит рядом противников, двух “падших ангелов”, черное и белое, что бы показать, что они не так уж и отличаются друг от друга. Актер и Бубнов -пьяницы, практически один человек разделенный на два тела, автор “склеивает” их, что бы показать, что две такие разные категории людей могут и не отличаться друг от друга и быть похожи. Анна и лука -первая встреча при которой мы можем наблюдать всю силу луки, его мораль и характер, автор сталкивает их, что бы наше первое впечатление о Луке превысило все ожидания, что бы мы увидели с чем или чем автор олицетворяет Луку. С другой стороны, этот дует- единственный, который не “соперничает” друг с другом, единственный, который не подшучивает друг над другом, единственный дует, в котором люди по-настоящему сочувствуют друг другу. Таким образом Анна и Лука -это пара которая олицетворяет полное духовное слияние персонажей.

Три правды

 

 

Идея трех правд заключается в выражении крайней позиции одного из трех героев в отношении правды и лжи. Я бы поставил их в таком порядке. Первая правда - правда Сатина, которая говорит о безисключительности правды как главного “фонтана жизни” без которого человек размякнет и не сможет справиться с разрушающей действительностью. Вторая правда -правда Луки, она заключается в том ,что неподготовленный человек как “падший ангел” или “прихвостень” могут не справиться с таким монстром как правда , она просто раздавит их умы, поэтому таким людям нужна лож ,для того что бы они стали сильнее и в будущем смогли противостоять правде. Третья правда - правда Бубнова, она гласит нам, что человек всего лишь пылинка, которая не имеет никакого значения, человеку не нужна ни правда, ни ложь так как человек в конце концов умрет и уже не будет иметь значения говорил ли ты при жизни правду или ложь, мертвые не будут ругать тебя за то, что ты им лгал и не будут поощрять за правдивость.  

Как мне кажется, правда Бубнова - единственная правда, соответствующая действительности так как правда Луки и Сатина всего лишь компоненты правды Бубнова. Правда луки опускает чашу весов жизни в пользу лжи, правда луки делает тоже самое только в пользу правды , соединяя их вместе мы получаем уравновешенные весы , которые олицетворяют правду Бубнова. 

На протяжении всего произведения Лука выступал как божий свет , посланник, спаситель, апостол, но является ли он таким на самом деле? Ложь - не то качество, которым должен обладать такой человек как Лука. Хоть и Луку связывают со святым его двуликость заключается в том, что он является как и святым, так и змеем, который подставил Адама и Еву. Так же есть подозрение, что горький хотел сказать, что лука сам не знает о чем говорит, Лука:Коли веришь — есть; не веришь — нет...Во что веришь, то и есть... . Мне кажется, этой фразой авто олицетворяет луку не с посланником божьим, а с человеко, который не может внятно сформулировать свою позицию, но ему удается скрыть это за своем характером доброго старика.



Заключение 

  

В заключении хотелось бы сказать, что хоть и  Максим горький написал “На дне” как будто под специально восхваляя религию, но мы не должны забывать, что писатель жил во время перехода русской литературы от реализма к символизму, во время переломного момента России как государства, во время гибели одного правительства и рождении другого. Писатель был за революции и жаждал перемен, как мне кажется все образы “высших” сил и божественности автор преподносит в ироничной форме , противоречащей самой себе , легко “зомбируя” своей идеологий ”ослабших” и “спустившихся” людей, у которых больше нет надежды на лучшее будущее, таких людей, которые описаны в его пьесе “На дне”. Но не забывайте, что это всего одна из миллиона возможных интепритаций произведения в свете символизма. 




Список литературы 



1)Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki 

2)История России -  

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 

3)Ложь во спасение - https://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasenie.html 

4)Максим Горький -https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9 

5)Оформление реферата по госту - http://sga46.ru/oformlenie-referata 






Полный текст материала Реферат по литературе "Персонажи пьесы М. Горького "На дне". Их специфика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ширмер Александр Андреевич  Публикатор
28.03.2019 3 5060 79

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК