Статья "Применение эффективных инновационных технологий в обучении русскому языку: программа "Русский язык на отлично"
Применение эффективных инновационных технологий в обучении русскому языку: программа « Русский язык на отлично».
В настоящее время основная задача образования состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого обучаемого в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни общества, в становлении и развитии личности ребенка. Перед современным учителем стоит проблема создания условий для эффективного формирования орфографической, пунктуационной грамотности, навыков устной и письменной речи. И сколько бы ни работал учитель русского языка, для него всегда главными будут вопросы: как эффективно обучать русской орфографии? Как увлечь учеников своим предметом? - ведь в понимании многих детей — язык это что-то скучное, связанное с плохими оценками, с большим количеством трудно запоминаемых правил и непонятных, абстрактных терминов.
Многие учителя мечтают, чтобы на уроке ребята работали с интересом, творчески, ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его обучения, развития. Тогда как для одного ученика, процесс обучения является важным, он мотивирован к обучению, хотя мотивы могут быть разными, а для другого учащегося, учёба — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и с нетерпением ждёт окончания урока, при этом в системе, не выполняя требований учителя и домашние задания. Каждый учитель, сталкивающийся с подобной ситуацией ищет эффективные и действенные методы, для того, чтобы не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний так, чтобы процесс обучения стал важен для каждого, чтобы обучающийся был мотивирован к изучению всех школьных предметов и к русскому языку в частности.
Как правило, традиционное школьное обучение, зачастую при условии 30 и более учеников в классах, не может решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Следует выделить основные причины снижения знаний по русскому языку:
- отсутствие интереса к предмету
- физиологический фактор у большинства учащихся (логопедические проблемы, в том числе дисграфия, дислексия, дети с нарушениями фонематического слуха). Иногда именно этот фактор не учитывают в своей работе педагоги школ.
- нестойкость усвоенных знаний
- низкий уровень развития познавательного интереса
- низкий уровень развития словесно-логического мышления
- низкая работоспособность, вследствие эмоциональной и умственной переутомляемости (в том числе большой объем учебного материала и домашних заданий).
По мнению Н.Г.Куликовой (педагог-психолог, врач-валеолог, первый заместитель генерального директора АНО «Центр содействия здоровому развитию населения «Центр ноосферного здоровья», доктор психологических наук, академик РАЕН, г.Москва),одной из самых эффективных инновационных методик в наше время считается биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин, в том числе русский язык, математика, именно на принципах данной методики построено обучение ментальной арифметике.
Автором методики является академик РАЕН и АПБОП, доктор психологических наук Наталия Владимировна Маслова.
Научно-методическая основа данной методики – труды выдающихся психологов и педагогов (Выготский Л.С, Леонтьев А.Н., Веккер Л.М., Рубинштейн С.Л., Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, В.С.Флерова, М.А.Рыбниковой, К.Б.Бархина, Л.И.Дашко, К.М.Зельмановой).
Одним из ведущих принципов является принцип системной организации физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся через единовременное развитие и максимальное использование обоих полушарий головного мозга. Методика работает на долговременную память ученика и на сегодня имеет широкий и яркий опыт внедрения в образовательных учреждениях во всех федеральных округах России и некоторых стран зарубежья и по праву считается самым эргономичным, безопасным и эффективным способом работы с информацией.При таком подходе материал усваивается полнее, успеваемость становится выше, а утомляемость и болезни, связанные с эмоциональным и умственным переутомлением отсутствуют, так как мозг работает гармонично и переутомиться не может.
На базе нашего образовательного учреждения с 2013 года апробировался курс обучения русскому языку в контексте биполушарного развития «Русский язык на отлично», рассчитанный на 68 занятий по 1 часу, 2 раза в неделю. В рамках апробации комплектовались группы учащихся с уровнем знаний по русскому языку средний и ниже среднего, имеющими оценку за четверть «3». Минимальное количество учащихся в группе – 4 человека, максимальное – 8 человек, в группы входили учащиеся 4-5 классов как нашей школы, так и учащиеся других школ города. Так как курс апробировался в течение 3 лет, соответственно обозначим группы: 2013/2014 уч. г. – группа №1, 2014/2015 уч. г. – группа №2, 2015/2016 уч. г. – группа №3. Также в рамках апробации мы проводили мониторинг качества знаний по русскому языку, задания мониторинга включали в себя диктант и выполнение грамматических заданий.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анастасия Николаевна Линявская
→ Публикатор 24.05.2019 0 1560 49 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.