Статья "Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя русского языка коррекционной школы"
КГОБУ Уссурийская КШ
"Использование сервисов Web 2.0 в работе
учителя русского языка коррекционной школы"
Автор: Шаршина Галина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы.
Информатизация образовательного процесса не обходит стороной и коррекционное образование. Учителя коррекционной школы в процессе применения различных компьютерных программ, интернет - сервисов быстро поняли полезность их активного использования в обучении и воспитании детей с особыми образовательными возможностями. Применение информационно - коммуникативных технологий на уроке мобилизует внимание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повышает их познавательную активность, позволяет решать множество коррекционных задач. А также является одним из способов социальной адаптации, так как ученики получают возможность выйти за рамки узкого школьного образовательного пространства, такого как класс и даже школа. Таким образом, актуальность применения интерактивных технологий в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья несомненна.
Не секрет, что русский язык является одним из самых трудных учебных предметов в коррекционной школе. Неумение устанавливать причинно-следственные связи, подвергать информацию анализу, классифицировать, недостаточный словарный запас требует от учащихся напряженной и значительной по объему умственной работы. Это часто приводит к быстрой утомляемости, включению защитных механизмов торможения и, как следствие, потерей познавательного интереса. Увеличение умственной нагрузки на уроках русского языка заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Чтобы сохранить интерес к русскому языку у детей с нарушениями интеллекта и сделать уроки максимально привлекательным для них, я активно использую информационные технологии. Практика использования презентаций, программ тестирования, интернет - сервисов на уроке показала, что их использование возможно как на этапе обобщения и контроля знаний по изученной теме, так и при изучении нового материала ( схемы, таблицы, выводы).
Например, применение Системы подготовки и проведения тестирования знаний MyTest 3 (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) при проведении контроля знаний на уроках русского языка показало, что учащиеся быстро и легко осваивают принципы работы и успешно справляются с тестами. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. Удобно для учителя и то, что Программа поддерживает несколько режимов: обучающий, штрафной и свободный. В обучающем режиме ученику выводятся сообщения об ошибках, может быть показано объяснение к заданию. В штрафном режиме за не верные ответы отнимаются баллы и можно пропустить задания (баллы не прибавляются и не отнимаются). В свободном режиме тестируемый может отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить (возвращаться) к любому вопросу самостоятельно. То есть, содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения.
Широкую возможность развития познавательных интересов учащихся на уроке русского языка дают сервисы Web 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещать в сети текстовую и медиа- информацию.
Web 2.0 — это платформа, то есть такая технология наполнения сайта содержанием, когда он становится тем лучше, чем больше людей им пользуются — посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. В Web 1.0 содержание сайта (во всяком случае, значительной его части) определялось разработчиками, а не пользователями; сайт являлся в основном носителем информации, подобно бумажной книге. Платформы Web 2.0 выступают, по выражению О'Рейли, лишь посредниками между пользователями в обмене их онлайновым опытом, то есть их личным живым знанием. Это особенно ценно для педагогов. Опубликованный материал прошел апробацию и готов к практическому применению, либо взят как идея для создания своего упражнения.
Главными достоинствами Web 2.0 сервисов является простота их использования, доступность, надёжность, а также широкие возможности создания собственных материалов, как в рамках индивидуальной работы, так и коллективно.
Особенностью учебного процесса с применением сервисов Web 2.0 является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. А у учеников, в свою очередь, повышается интерес к предмету, желание учиться и получать знания.
В своей работе на уроках русского языка я использую следующие сервисы:
1. Сервисы по созданию облака ключевых слов (Tagxedo http://www.tagxedo.com , Tagul http://tagul.com, Word It Out http://worditout.com
2. LearningApps.org.
Упражнения созданные в сервисе LearningApps.org вызывают у учащихся с ОВЗ наиболее активный интерес. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Сервис предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Простота его использования заключается в том, что он основан на работе с шаблонами для создания упражнений. Есть функция просмотра демо-версии упражнения, что позволяет внести необходимые изменения. Предусмотрены возможности создавать упражнения с вставками аудио или видео фрагментов.
Тематика упражнений очень разнообразна: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Например, упражнение
"Заполнить пропуски"
Упражнение "Пазл"
"Заполнить таблицу"
"Найди пару"
Методические и дидактические материалы, разработанные с помощью сервисов Web 2.0 способствуют развитию пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся, формированию сенсорных, эмоциональных, ценностных составляющих развития.
Сервисы Web 2.0 позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повышают мотивацию и познавательный интерес учащихся.
Использование созданных материалов позволяет эффективно поддерживать познавательный интерес школьников, благодаря наглядности, необычной форме представления. Сервисы просты в использовании, поэтому и сами старшеклассники принимают участие в создании кроссворда, пазла. Работаем, объединяясь в группы, я контролирую весь ход деятельности учащихся.
Таким образом, сервисы Web 2.0 занимают достойное место в совместной работе учителя и ученика как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Литература:
1. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю – 2-е изд. испр. – М: 2007. – 64 с.(Учебно-методическое пособие);
2. Википедия - режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0
3. WEB 2.0 - сервисы для школ - режим доступа http://schoolservis.blogspot.ru/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шаршина Галина Валерьевна
→ Публикатор 12.10.2019 0 1390 19 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.