Статья "Обучение сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ"


 

Муниципальное учреждение

«Управление образования администрации Ножай-Юртовского муниципального района»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Даттах»

.

 

.

 

 

 

 

 

 

Селимов З.Н

 

Методическая разработка на тему:

 

«Обучение сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ (Часть 2.Сочинение Задание 27)

на спаренных интегрированных уроках

русского языка и литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Даттах

 

2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

I. Пояснительная записка…………………….…………………………3

 

II. Теоретическая и методическая части..…….……………………… 6

 

III. Материалы по апробации предлагаемой разработки…..…………10

 

IV. Библиографический список ………………………………………..12

 

V. Приложение……………………………..……………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Введение

С изменением формы выпускного экзамена по русскому языку за курс средней школы, обучение сочинению-рассуждению имеет важное значение. Задача учителя научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли, помочь им справиться с частью 2(Сочинение) на экзамене.

Актуальность работы:       Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников в РФ прослеживаются одни и те же проблем

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым
годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).

      
в настоящее время в базовой части учебного плана школьной программы всего лишь один час выделяется на предмет «Русский язык». Этого явно недостаточно, чтобы качественно подготовить обучающихся к экзамену. К тому же интерес к урокам, по которым не предусмотрена сдача обязательного экзамена, в том числе и к литературе, у учеников теряется. Как изменить ситуацию? Где найти часы на подготовку к экзамену? Как заставить учащихся читать программные художественные произведения? Как приобщить их к вдумчивому, аналитическому чтению?

Сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - это обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ

Новизна работы: предлагается вариант работы, при котором в качестве исходных текстов для сочинения-рассуждения можно использовать фрагменты из художественных программных произведений, а классные и домашние сочинения на уроках литературы по прозаическим произведениям можно заменить сочинениями в формате ЕГЭ по русскому языку, используя подобные тексты. Такой подход дает большие преимущества:

1) во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ за счет уроков литературы;

2) во-вторых, детальный анализ определенных эпизодов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании экзаменационного сочинения;

3) в-третьих, повысится интерес у учащихся к чтению художественных произведений.

Целью методических рекомендаций является определение специфики проведения интегрированных уроков русского языка и литературы при подготовке выпускников средней школы к написанию части 2.( Сочинение) ЕГЭ по русскому языку, а также оказание помощи учителям русского языка и литературы в данном вопросе.

Задачи работы:

1) определить методику проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе в целях эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть 2. Сочинение );

2) рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках по русскому языку и литературе в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть 2.Сочинение);

3) показать возможность оценивания и самооценивания сочинения-рассуждения учащимися на уроке в соответствии с критериями К1-К12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Теоретическая и методическая части

Структура работы

Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на интегрированных уроках русского языка и литературы.

При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений.

Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части 2.Сочинение).

Особенности работы над экзаменационным сочинением

Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие.

Сочинение в формате ЕГЭ (часть 2.Сочинение) по русскому языку во многом отличается от традиционных вариантов. Существует алгоритм написания сочинения-рассуждения по данному тексту:

1. Формулирование проблемы исходного текста.

2. Комментирование данной проблемы с опорой на текст.

3. Определение позиции автора по указанной проблеме.

4. Представление своего мнения относительно данной проблемы с указанием согласия или несогласия с позицией автора.

5. Аргументация своего мнения (не менее двух аргументов из художественной или публицистической литературы, а также из жизни, личного опыта и т.д.).

6. Заключение-вывод по данной проблеме.

Для проведения интегрированных уроков по русскому языку и литературе навык написания сочинения-рассуждения у учащихся должен быть сформирован.

В данной работе будет описан процесс проведения интегрированного урока, где наглядно будет продемонстрирована методика работы с художественным текстом с целью поиска проблемы и написания по ней сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

В данной работе не считаю необходимым подробно останавливаться на особенностях сочинения-рассуждения, жанре и композиции, требованиях к сочинению. Эти вопросы хорошо освещены в методической литературе за последние 10 лет с начала проведения ЕГЭ по русскому языку.

 

Понимание исходного текста

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?         
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно

Первый этап работы над заданием 27 по русскому языку – понимание исходного текста.

При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни.

В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение.

 

Основная проблема исходного текста

Первый балл, который «зарабатывает» выпускник при написании сочинения, – определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение. Самое трудное для выпускника – правильно ее определить.

Основные ошибки при выполнении этой работы: 1) вместо проблемы исходного текста определяют его тему; 2) рассуждают о ряде проблем, которые автор затрагивает в тексте; 3) не определяют проблему исходного текста.

Определим значение слова «проблема». «Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. 2. перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Нет проблем!»1

Именно «сложный вопрос» заставляет автора обратиться с наболевшим к читателю, чтобы тот помог его решить, высказал свое мнение по этому поводу. Как его определить? Вот один из советов:

« Основная проблема – Это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;

  • над которой он в основном размышляет;

  • к которой он неоднократно возвращается;

  • по которой четко заявлена авторская позиция.»2

 

Чтобы правильно найти основную проблему исходного текста, нужно после его внимательного прочтения и извлечения информации понять «боль» автора, то, что его тревожит.

 

Проблемы в текстах могут быть нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, межнациональные, морально-этические. По степени актуальности: животрепещущие, насущные, острые, важные, неотложные, первоочередные, неразрешимые, наболевшие. При комментировании нужно ответить на вопросы: традиционна проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по этому поводу? Если нет, то в чем новизна вопроса? Как автору удалось привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы? «Проблема может заставить читателя

  • глубоко задуматься;

  • серьезно размышлять;

  • рассуждать вместе с автором;

  • серьезнее относиться к…;

  • переосмыслить свое отношение к…;

  • поделиться мыслями о…;

  • оценить масштаб чего-либо;

  • открыто выразить свое отношение к… и др.»3

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 11 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты. А можно проводить интегрированные спаренные уроки русского языка и литературы, на которых можно выполнить учебные задачи и по предмету «Литература» и предмету «Русский язык», а в итоге за два часа можно реально написать сочинение в формате ЕГЭ, а при желании и оставшемся времени можно провести оценивание или взаимооценивание сочинения по критериям К1-К12 .

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Материалы апробации

Данные уроки были апробированы в 10 и 11 классах МБОУ «СОШ с. Даттах»

при подготовке к Части 2. (Сочинение) ЕГЭ по русскому языку.

Все учащиеся преодолели минимальный порог. Кроме того, средний балл оказался в районе: 60 (2019) .

В сравнении с предыдущими годами, когда выпускники не преодолевали порог по русскому языку, данные результаты, благодаря апробации методической разработки по подготовке к сочинению-рассуждению, можно считать как высокие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список литературы

  1. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88

  2. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604.

  3. Н.А.Сенина, С.В. Гармаш, Н.А Гурдаева, А.Г.Нарушевич, Н.М.Семеречинская. Русский язык Подготовка к ЕГЭ.20018г.,стр .89-105.

  4. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ.(Курс интенсивной подготовки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Приложение

Фрагменты интегрированных уроков русского языка и литературы по обучению работе над сочинением по русскому языку в формате ЕГЭ

Фрагмент №1

«Анализ центрального эпизода «Сон Понтия Пилата» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. 2)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. 3)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. 4)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. 5)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. 6)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. 7)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. 8)Казни не было! 9)Не было! 10)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

11)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. 12)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. 13)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

14)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. 15)Но, помилуйте меня, философ! 16)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

– 17)Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.

18)Разумеется, погубит. 19)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. 20)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

– 21)Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – 22)Раз один – то, значит, тут же и другой! 23)Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! 24)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

– 25)Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. 26)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.

1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

О сне прокуратора, в котором он разговаривает с казненным философом.

2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.

Проблемы:

- трусости;

- конфликта власти и человека;

- несвободы правителей в принятии решения;

- нравственного выбора;

- тяжести вины от содеянного;

- совести;

- раскаяния;

- истинности мыслей и поведения человека в его сне;

- добра и зла;

- прощения;

- что делает равными социально-неравных людей;

- в чем сила добра;

- изменение одного человека под влиянием другого;

- спасения души;

- духовного прозрения;

- миссии христианской веры
 

3) Сформулируйте главную проблему

 

Главная проблема – проблема трусости.

 

4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?

 

Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:

Трусость - это самый страшный порок.

5) Какова позиция автора по другим вопросам?

По остальным проблемам авторская позиция скрытая.

4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части 2.(Сочинение):

  1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).

  2. Определить и сформулировать позицию автора.

  3. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

  4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

  5. Написать вывод.

5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

6. Работа над сочинением в группах.

Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.

Проблемы в группах не должны повторяться.

Дополнительное задание:

1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.

2 группа – в виде вопросительного.

3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.

4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.

7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.

8. Оценивание сочинения:

- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;

- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.

 

Фрагмент II.

И вот как-то вечером вернулись мы в барак с работы. Целый день дождь шел, лохмотья на нас хоть выжми; все мы на холодном ветру продрогли как собаки. А обсушиться негде, согреться - тоже, и к тому же голодные не то что до смерти, а даже еще хуже.

Снял я с себя мокрое рванье, кинул на нары и говорю: "Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит". Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова.

Так вот этот самый комендант на другой день вызывает меня.

Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь и с ними, думаю: "Вот и отмучился ты, Андрей Соколов … и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...

В комендантской за столом - все лагерное начальство. Пять человек сидят, шнапс глушат и салом закусывают. На столе у них початая здоровенная бутыль со шнапсом, хлеб, сало, моченые яблоки, открытые банки с разными консервами. Мигом оглядел я всю эту жратву, и - не поверишь - так меня замутило, что за малым не вырвало. Я же голодный, как волк, отвык от человеческой пищи, а тут столько добра перед тобою... Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу.

Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку. "Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?" - "Так точно, - говорю, - герр комендант, много". - "А одного тебе на могилу хватит?" - "Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется".

Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. "Воля ваша", - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".

Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?»

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня".

Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед смертью". Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю". Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться". Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: "Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!" А я ему свое: "Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать".

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться фашистской подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло... Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. Ввалился в барак и упал на цементированный пол. "Как будем харчи делить?" - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну", - говорю ему.

Проблемы:

- фашизма

- насилия человека над человеком, принуждения его к рабскому положению

- подлости и предательства

- чести и достоинства русского солдата

- проблема патриотизма.

- гордость и достоинство русского характера.

- уважения достойных противников.

- поведения человека перед лицом смерти.

- товарищества.

Утверждающие тезисы:

1. Человек всегда должен оставаться человеком.

2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой.

4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир.

ПI. Цитаты

1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель).

2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель).

3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ).

4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).

5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писатель).

6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель).

Аргументы из жизни:

1. Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

2. Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

3. Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.

4. Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать

приседания. Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

5. Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

 

 

 

 

 

1 Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник,1999, с.604

 

2 Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010, с.6

 

 

3 Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009, с.87-88

 

 

19

 

 


Полный текст материала Статья "Обучение сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Селимов Загирбег Незюрович  Публикатор
23.11.2019 0 6227 133

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК