Конспект урока литературы "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"; 6 класс


Билалова Чинара Халисовна – учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 22 Курского района

Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Предметная область: Литература

Класс: 6

Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Цель урока: Познакомиться с понятиями «пословица» и «поговорка».
Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления о культуре и истории родного края.

  2. Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;

  3. Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование:  сборник пословиц О.Д.Ушакова учебник литературы, словарь В.И.Даля, словарь литературоведческих терминов.

Вид урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».

  3. Актуализация знаний

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?

Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.

  1. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица  и поговорка – это отражение народного сознания.  Через  использование пословицы  люди осваивают окружающий мир.  Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

  1. Работа со словарем.

Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень,  ученье, друзья, враги, времена года.  Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.

Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.

     3.Сравнение пословицы и поговорки.

Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.

(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом  )

Запишем в тетради:

Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом.

Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

Слово учителя

Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.

Теперь попытайтесь дать определение поговорки.

(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом  )

ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Запишем в тетради:

ПОСЛОВИЦА -  жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

     4.Использование новых знаний на практике.

Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

 

На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

  • Хоть шаром покати

  • Свинью подложить

  • Остаться с носом

  • Когда рак на горе свистнет

  • Рвет и мечет

  • Ни в зуб ногой

  • На воде вилами писано

  • Языком кружева плетет

  • Положить зубы на полку

  • Гляди в оба

  • Легок на помине

  •  

  • Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;

  • На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;

  • Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.

  • Весна красна цветами, а осень пирогами

  • Шуба лежит, а сам дрожит.

  • От умного научишься, а от глупого разучишься.

  •  

Рассмотрим прямой и переносный смысл пословиц.

      Не зная броду, не суйся в воду.
      Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.     

  Лес рубят — щепки летят.
      Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.

      
Цыплят по осени считают.
      Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
      
     5.Творческая работа.

Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется  «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем.

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.

  1. Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);

  2. Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);

  3. Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);

  4. Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);

  5. Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);

  6. Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);

  7. На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

 

  1. Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);

  2. Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

 

2 ТУР «Откуда пословица?».  Из какого источника появилась пословица?  

  1. А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);

  2. А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

  3. Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);

  4. Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);

  5. А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);

  6.  

3 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:

  «Родина», «Учение», «Трудолюбие», «Глупость», «Трусость» и т.д.

Список пословиц:

- С родной земли – умри, не сходи

- Своя земля и в горсти мила

- Всякая сосна своему бору шумит

- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило

- Горька работа, да сладок хлеб

- Двое пашут, а семеро руками машут

- На голове густо, а в голове пусто

- Лоб, что лопата, а ума небогато

- Волков боятся - в лес не ходить

     6.Подведение итогов.

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

  1. Рефлексия

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

     8.Заключение:

Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

     9.Домашнее задание:

Проиллюстрировать пословицу или поговорку.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус.народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит.первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус.нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус.народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.

  3. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).

  4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.-96с.

  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/11/malye-zhanry-folklora-poslovitsa-i-pogovorka


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Билалова Чинара Халисовна  Публикатор
25.02.2020 0 8195 400

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК