Конспект урока литературы "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"; 6 класс
Билалова Чинара Халисовна – учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 22 Курского района
Название работы: Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
Предметная область: Литература
Класс: 6
Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
Цель урока: Познакомиться с понятиями «пословица» и «поговорка».
Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.
Задачи урока:
-
Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок; расширять представления о культуре и истории родного края.
-
Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
-
Воспитательные: воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Оборудование: сборник пословиц О.Д.Ушакова учебник литературы, словарь В.И.Даля, словарь литературоведческих терминов.
Вид урока: урок усвоения нового материала, урок-игра.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».
-
Актуализация знаний
Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)
Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?
Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.
-
Работа по теме урока.
-
Слово учителя
Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.
-
Работа со словарем.
Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.
Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.
3.Сравнение пословицы и поговорки.
Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.
(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом )
Запишем в тетради:
Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом.
Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.
Слово учителя
Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.
Теперь попытайтесь дать определение поговорки.
(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом )
ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)
Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)
Запишем в тетради:
ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).
Иными словами и пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.
4.Использование новых знаний на практике.
Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?
На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?
|
|
Рассмотрим прямой и переносный смысл пословиц.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Лес рубят — щепки летят.
Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Цыплят по осени считают.
Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
5.Творческая работа.
Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем.
1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.
-
Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья);
-
Чужие штаны подальше от себя (Своя рубашка ближе к телу);
-
Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);
-
Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);
-
Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде);
-
Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);
-
На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);
-
Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);
-
Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).
2 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?
-
А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
-
А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).
-
Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
-
Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
-
А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
-
3 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:
«Родина», «Учение», «Трудолюбие», «Глупость», «Трусость» и т.д.
Список пословиц:
- С родной земли – умри, не сходи
- Своя земля и в горсти мила
- Всякая сосна своему бору шумит
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило
- Горька работа, да сладок хлеб
- Двое пашут, а семеро руками машут
- На голове густо, а в голове пусто
- Лоб, что лопата, а ума небогато
- Волков боятся - в лес не ходить
6.Подведение итогов.
Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.
-
Рефлексия
Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?
8.Заключение:
Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.
9.Домашнее задание:
Проиллюстрировать пословицу или поговорку.
Список использованной литературы:
-
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
-
Лит.: Снегирев И. М. Русские в своих пословицах: В 4 кн. М., 1831—34; Даль В. И. Напутное// Даль В. И. Пословицы рус.народа. М., 1862; Тимошенко И. Е. Лит.первоисточники и прототипы 300 рус. пословиц и поговорок. Киев, 1897;Аникин В. П. Рус.нар. пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957; Кондратьева Т. Н. Собств. имена в пословицах, поговорках и загадках рус.народа // Вопр. грамматики и лексикологии рус. языка. Казань, 1964.
-
Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с. – (Мастерская учителя словесника).
-
Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.-96с.
-
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/11/malye-zhanry-folklora-poslovitsa-i-pogovorka
На странице приведен фрагмент.
Автор: Билалова Чинара Халисовна
→ Публикатор 25.02.2020 0 8257 401 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.