Статья "Использование технологии ассоциативно-смысловых моделей при обучении русскому языку и литературе"


Получение образования является обязательным компонентом социальной адаптации человека. Этим правом пользуется каждый гражданин Российской Федерации. В прошлом школа ставила перед собой задачу - дать знания, т.е. информацию. Однако современные школьники сегодня страдают не от недостатка информации, как это было у их предшественников, а от ее избытка. Информация сегодня легко извлекается из любого источника в течение нескольких минут, поэтому главной проблемой становится не поиск информации, а ее оценка, обработка, структурирование и систематизации. Хорошо известна поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет миром». На наш взгляд, в реалиях сегодняшнего времени правильнее будет утверждать «Кто умеет обрабатывать и использовать информацию, то владеет миром». Так, умение работать с информацией, создавать новый метатекст – становится важнейшим метапредметным результатом современного образования.

Возникает вопрос: как обучающимся сохранить и удержать в памяти значительный объем информации, получаемой в процессе школьного образования и из других источников?

Решением данного вопроса становится использование ассоциативно-смысловых моделей, в основе создания которых лежит принцип идентификации визуального образа и текста. В психолого-педагогической науке установлено, что образ лучше воспроизводится в памяти, чем слова, поскольку на слух воспринимается только 5-10 % информации, а образ, связанный с определённым ассоциативным рядом, воспроизводит около 80% информации. Вследствие этого, учащимся на уроках русского языка и литературы предлагается связывать лингвистические и литературоведческие понятия с конкретными визуальными образами, вызывающими в их сознании определенные ассоциации. Затем образ наполняется предметным содержанием и фиксируется в памяти. Так происходит объединение вербальной и визуальной подачи материала, что является основным принципом создания ассоциативно-смысловой модели, предлагаемой учащимся (рис.1). Рис. 1 Ассоциативно-смысловая модель «Функциональные стили речи»

Логика построения ассоциативно-смысловых моделей отражает содержательные связи между образами – дидактическими единицами информации. При этом происходит структурирование содержания программы, что позволяет увидеть как весь материал раздела, так и каждый компонент отдельно. Учащиеся могут сравнивать два языковых явления, искать сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи. При этом учитываются возможности как левополушарных обучающихся, у которых доминирует логическое мышление, так и правополушарных, поскольку акцент делается на визуальный образ и личностное отношение к этому образу. Отсюда следует, что механизм заучивания заменяется механизмом ассоциативного запоминания.

Ассоцативно-смысловая модель имеется у каждого ученика и впоследствии используется на каждом уроке изучаемого раздела. Благодаря постоянному обращению к материалам учащиеся запоминают ключевую информацию.

На уроках русского языка и литературы нами используются различные способы взаимодействия обучающихся с ассоциативно-смысловыми моделями.

Первый способ. Учащиеся адаптируются к системе обучения крупными блоками. В этом случае учитель предлагает каждому ученику уже составленную ассоциативно-смысловую модель. На уроке в процессе объяснения темы учащиеся выделяют для себя структурные взаимосвязи и соотносят их с содержанием материала.

Второй способ. Учащиеся уже имеют навык работы с ассоциативно-смысловыми моделями. Она частично заполнена, но содержит образы, которые наполняются содержанием во время объяснения материала.

Третий способ. Навык работы с ассоциативно-смысловыми моделями хорошо сформирован. Предлагаются лишь визуальные образы, информацию учащиеся записывают самостоятельно в процессе объяснения темы. Возможен вариант, когда отбор информации по одному из блоков происходит самостоятельно из учебника или другого дидактического средства. Затем обсуждается вслух наиболее верный и удобный вариант.

Четвертый способ. Учащиеся самостоятельно составляют модель конспекта, пользуясь справочными материалами. При преобразовании учебного материала появляется возможность преломления известных лингвистических понятий через собственную творческую деятельность, т.е. происходит формирование как предметных, так и метапредметных умений.

Следовательно, организация преподавания материала с использованием ассоциативно-смысловых моделей имеет ряд преимуществ:

- работа с ассоциативно-смысловыми моделями способствует лучшему запоминанию и хранению в памяти ключевой информации;

- изучая материал целого раздела, учащиеся обращают внимание на взаимодействие между различными языковыми явлениями, сравнивают их, выделяют дифференцирующие признаки;

- при составлении ассоциативно-смысловых моделей у учащихся формируются навыки аналитико-синтетического мышления.

Нам представляется, что предложенная нами технология является универсальной и может использоваться не только при обучении русскому языку и литературе, но любой предметной области.

3


 


Полный текст материала Статья "Использование технологии ассоциативно-смысловых моделей при обучении русскому языку и литературе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гарькавская Ольга Геннадьевна  Публикатор
04.03.2020 0 134 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?

При создании практически любого документа в Word нужно работать сразу со всем текстом: например, установить везде одинаковое выравнивание, расстояния красной строки, отступы между абзацами и другие варианты форматирования. Конечно, можно выделять текст по-простому: щелкнуть мышью в начале текста и потянуть до конца, но если текст большой, на несколько листов, это очень неудобно и долго. Как же выделить весь текст? С помощью клавиатуры.

Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0