Конспект урока русского языка "Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения"; 10 класс
Технологическая карта урока
Предмет ______________________русский язык_____________________________________________
Класс ________________________10_______________________________________________________
Тема урока ___________Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы, и ситуации речевого общения.
Тип урока ____________урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)___
Цели урока:
Содержательные:
- обобщить и расширить знания учащихся о видах, целях, условиях речевого общения, о речевой ситуации,
- обобщить знания об особенностях монологической и диалогической речи,
- осознавать связь новых знаний и речевых умений с ранее приобретенным опытом, определять их значение для последующего обучения.
Деятельностные:
- совершенствовать умение анализировать тексты, представляющие ситуации речевого общения,
- использовать критерии оценивания коммуникативных качеств и эффективности речи;
- определять возможные причины коммуникативных неудач, находить средства их предупреждения и преодоления,
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
||
Мотивационный |
Беседа с учащимися: - Как бы вы определили понятия язык и речь? - Являются ли они синонимами? Почему? - Какие признаки характеризуют язык? |
Дают определения понятий, перечисляют признаки языка: система знаковых единиц (звуков речи, морфем, слов, предложений), - звуковая форма, - необходимая составляющая жизни человеческого общества, - постоянное развитие, — способность выражения мыслей человека, - средство общения |
Обсуждают различные варианты ответов, приводят примеры способов коммуникации в человеческом обществе |
Контролируют точность и полноту ответов друг друга |
Постановка учебной задачи, целей урока.
|
- Какие виды речевой деятельности вам известны? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них. Можно использовать для подготовки ответа материалы учебника (см. п. 15). - Какие виды чтения существуют? - Каковы особенности письменной и устной речи? - Что такое диалог и монолог? - Что лежит в основе всех видов речевой деятельности, как и человеческой деятельности вообще? - Насколько разнообразны ситуации речевого общения? Что влияет на речевое поведение человека? Приведите примеры. - Легко ли выбрать верную речевую стратегию в каждом случае? - что такое эффективное общение? - Как бы вы сформулировали цели урока по теме нашего урока? Какие умения и знания необходимы для эффективного общения? |
Называют 4 вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Характеризуют их особенности.
|
Приводят примеры использования различных видов речевой деятельности, обсуждают их особенности и назначение. Аргументируют значимость понимания как основы любой речевой деятельности |
Оформляют опорные схемы в ходе беседы и работы с материалами учебника (стр. 105-106) |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
|
- Какой вид речевой деятельности вы считаете для себя наиболее простым, а какой наиболее проблемным? Почему? - Что для вас сложнее – устная или письменная речь? От каких личностных особенностей это зависит? - Прочитайте по ролям диалог героев рассказа И.Тургенева «Касьян с Красивой Мечи». - Какие особенности характера и речи героев вы могли бы выделить? - Как бы вы охарактеризовали ситуацию общения, в которой они находятся? - Найдите теоретическую основу для своего ответа в п.16 учебника и используйте эти материалы. |
Выделяют индивидуальные особенности, влияющие на затруднения человека в речевой деятельности
Читают стр. 109-110, выделяют необходимые понятия для обоснования устного ответа |
Выразительно читают диалог, определяют особенности речи персонажей, аргументируют свои ответы
|
Дополняют ответы одноклассников, участвуют в дискуссии
Используют навыки изучающего чтения |
Подготовка к преодолению затруднений и конструирование проекта решения проблемы |
- Проведем небольшой лингвистический и психологический эксперимент: на один и тот же вопрос вы услышите разные ответы.
|
Участвуют в эксперименте (см. Приложение 1) |
Участвуют в диалоге (по очереди) |
Сотрудничают в ходе парной работы |
Реализация проекта решения проблемы
|
- Постарайтесь определить «подтекст» звучащего ответа с учетом лексики, интонации и других факторов общения. (см. приложение 1 – и слайды 1-7)- В каком же случае общение можно назвать эффективным? |
Оценивают качество коммуникации, определяют понятие «эффективное общение» |
Выбирают адекватную речевой ситуации интонацию, объясняют эмоциональный подтекст диалога |
Дополняют ответы, формируя представление об эффективном общении |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
|
- Попробуем изменить фразы обоих участников диалога, чтобы добиться эффективности общения. (слайды 8-9) - Что вам пришлось сделать для достижения эффективности общения? - Чем, какими факторами определяется успешность, результативность, продуктивность речевого общения? - прочтите текст упр. 233 и дополните свой ответ. |
Называют разнообразные предпосылки успеха: и богатство лексики, и умение владеть разнообразными конструкциями, строить связную речь, и эмоциональность речи и т.д. Работают с материалами учебника, осуществляют информационный поиск. |
Дают оценку каждой речевой ситуации с точки зрения выбора языковых средств, стратегии речевой коммуникации, от которых зависит успешность совершаемых речевых действий.
|
Осознают задачи речевого общения, его характер, понятия «социальный статус по отношению к говорящему», оценивают психологическое состояние вступающих в речевой контакт и т.п.
|
Домашнее задание |
Упр. 233(по заданию), подберите примеры неудачной коммуникации из художественных произведений |
Приводят примеры художественных произведений, характеризуют их героев |
Обсуждают эпизоды, речевые ситуации |
|
Рефлексия
|
- Какие моменты урока оказались для вас наиболее значимыми, интересными? Почему? Какая информация стала новой? |
Выделяют новое в полученной на уроке информации, соотносят с ранее изученным |
Комментируют свой выбор, обосновывают позицию. |
Список литературы
-
Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 10―11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. — М. : Просвещение, 2020. — 170 с.
-
Учебное пособие: «Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.М.Рыбченкова и др. – М.: Просвещение, 2019. – 272 с.
Приложения
Приложение 1
Оцените разные варианты ответов. Проанализируйте манеру общения, настроение и другие особенности участников диалога. Выберите вариант бесконфликтного ответа на заданный вопрос. Обоснуйте свой выбор.
-
Реплики для диалога
1. Где мой галстук?
2. Не забудь взять ключи.
3.Давай передвинем стол.
4. Вынеси мусор.
5.Ты погулял с собакой?
1. Где мой галстук?
В шкафу.
Не знаю.
Возьми там.
Почему я должна знать, где твой галстук?
Я не нанималась его сторожить.
Откуда я знаю?
.
2. Не забудь взять ключи.
Хорошо.
Разве я когда-нибудь забывала?
Без тебя знаю.
Не надо мне напоминать.
Спасибо, что напомнила.
Это ты мистер Забывчивость, а не я
3.Давай передвинем стол.
Может быть, ты дашь мне хотя бы сначала поесть?
Можно ведь подождать пять минут.
Подожди, пожалуйста, несколько минут.
Через пять минут я в твоём полном распоряжении.
4. Вынеси мусор.
А что случится, если я сделаю это через полчаса?
Только я займусь делом, у тебя сразу поручения!
Вот загорелось тебе!
Как только досмотрю фильм, ладно?
5.Ты погулял с собакой?
Нет.
А ты не можешь?
Конечно, и даже это я должна делать!
Ты же её завел – эту собаку.
Я через пять минут пойду. Джек ведь подождёт. Правда, Джек?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жерноклеева Елена Анатольевна
→ tktyf8693 31.03.2020 0 10898 693 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.