Конспект урока русского языка "Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения"; 10 класс


Технологическая карта урока

 

Предмет ______________________русский язык_____________________________________________

Класс ________________________10_______________________________________________________

Тема урока ___________Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы, и ситуации речевого общения.

Тип урока ____________урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)___

 

Цели урока:

Содержательные:

- обобщить и расширить знания учащихся о видах, целях, условиях речевого общения, о речевой ситуации,

- обобщить знания об особенностях монологической и диалогической речи,

- осознавать связь новых знаний и речевых умений с ранее приобретенным опытом, определять их значение для последующего обучения.

Деятельностные:

- совершенствовать умение анализировать тексты, представляющие ситуации речевого общения,

- использовать критерии оценивания коммуникативных качеств и эффективности речи;

- определять возможные причины коммуникативных неудач, находить средства их предупреждения и преодоления,

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Мотивационный

 

Беседа с учащимися:

- Как бы вы определили понятия язык и речь?

- Являются ли они синонимами? Почему?

- Какие признаки характеризуют язык?

Дают определения понятий, перечисляют признаки языка: система знаковых единиц (звуков речи, морфем, слов, предложений),

- звуковая форма,

- необходимая составляющая жизни человеческого общества,

- постоянное развитие,

способность выражения мыслей человека,

- средство общения

Обсуждают различные варианты ответов, приводят примеры способов коммуникации в человеческом обществе

Контролируют точность и полноту ответов друг друга

Постановка учебной задачи, целей урока.

 

- Какие виды речевой деятельности вам известны? Перечислите и охарактеризуйте каждый из них. Можно использовать для подготовки ответа материалы учебника (см. п. 15).

- Какие виды чтения существуют? - Каковы особенности письменной и устной речи?

- Что такое диалог и монолог?

- Что лежит в основе всех видов речевой деятельности, как и человеческой деятельности вообще?

- Насколько разнообразны ситуации речевого общения? Что влияет на речевое поведение человека? Приведите примеры.

- Легко ли выбрать верную речевую стратегию в каждом случае?

- что такое эффективное общение?

- Как бы вы сформулировали цели урока по теме нашего урока? Какие умения и знания необходимы для эффективного общения?

Называют 4 вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Характеризуют их особенности.

 

Приводят примеры использования различных видов речевой деятельности, обсуждают их особенности и назначение. Аргументируют значимость понимания как основы любой речевой деятельности

Оформляют опорные схемы в ходе беседы и работы с материалами учебника (стр. 105-106)

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

 

- Какой вид речевой деятельности вы считаете для себя наиболее простым, а какой наиболее проблемным? Почему?

- Что для вас сложнее – устная или письменная речь? От каких личностных особенностей это зависит?

- Прочитайте по ролям диалог героев рассказа И.Тургенева «Касьян с Красивой Мечи».

- Какие особенности характера и речи героев вы могли бы выделить?

- Как бы вы охарактеризовали ситуацию общения, в которой они находятся?

- Найдите теоретическую основу для своего ответа в п.16 учебника и используйте эти материалы.

Выделяют индивидуальные особенности, влияющие на затруднения человека в речевой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают стр. 109-110, выделяют необходимые понятия для обоснования устного ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительно читают диалог, определяют особенности речи персонажей, аргументируют свои ответы

 

 

 

 

Дополняют ответы одноклассников, участвуют в дискуссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используют навыки изучающего чтения

Подготовка

к преодолению

затруднений и конструирование проекта решения проблемы

- Проведем небольшой лингвистический и психологический эксперимент: на один и тот же вопрос вы услышите разные ответы.

 

Участвуют в эксперименте (см. Приложение 1)

Участвуют в диалоге (по очереди)

Сотрудничают в ходе парной работы

Реализация проекта решения проблемы

 

- Постарайтесь определить «подтекст» звучащего ответа с учетом лексики, интонации и других факторов общения.

(см. приложение 1 – и слайды 1-7)- В каком же случае общение можно назвать эффективным?

Оценивают качество коммуникации, определяют понятие «эффективное общение»

Выбирают адекватную речевой ситуации интонацию, объясняют эмоциональный подтекст диалога

Дополняют ответы, формируя представление об эффективном общении

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

 

- Попробуем изменить фразы обоих участников диалога, чтобы добиться эффективности общения.

(слайды 8-9)

- Что вам пришлось сделать для достижения эффективности общения?

- Чем, какими факторами определяется успешность, результативность, продуктивность речевого общения?

- прочтите текст упр. 233 и дополните свой ответ.

Называют разнообразные предпосылки успеха: и богатство лексики, и умение владеть разнообразными конструкциями, строить связную речь, и эмоциональность речи и т.д.

Работают с материалами учебника, осуществляют информационный поиск.

Дают оценку каждой речевой ситуации с точки зрения выбора языковых средств, стратегии речевой коммуникации, от которых зависит успешность совершаемых речевых действий.

 

 

Осознают задачи речевого общения, его характер, понятия «социальный статус по отношению к говорящему», оценивают психологическое состояние вступающих в речевой контакт и т.п.

 

 

Домашнее задание

Упр. 233(по заданию), подберите примеры неудачной коммуникации из художественных произведений

Приводят примеры художественных произведений, характеризуют их героев

Обсуждают эпизоды, речевые ситуации

 

Рефлексия

 

- Какие моменты урока оказались для вас наиболее значимыми, интересными? Почему? Какая информация стала новой?

Выделяют новое в полученной на уроке информации, соотносят с ранее изученным

Комментируют свой выбор, обосновывают позицию.

Дополняют ответы, логически выстраивают ответ

 

Список литературы

 

  1. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 10―11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. — М. : Просвещение, 2020. — 170 с.

  2. Учебное пособие: «Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.М.Рыбченкова и др. – М.: Просвещение, 2019. – 272 с.

 

Приложения

Приложение 1

 

Оцените разные варианты ответов. Проанализируйте манеру общения, настроение и другие особенности участников диалога. Выберите вариант бесконфликтного ответа на заданный вопрос. Обоснуйте свой выбор.

 

Реплики для диалога

1. Где мой галстук?

2. Не забудь взять ключи.

3.Давай передвинем стол.

4. Вынеси мусор.

5.Ты погулял с собакой?

 

1. Где мой галстук?

 

В шкафу.

Не знаю.

Возьми там.

Почему я должна знать, где твой галстук?

Я не нанималась его сторожить.

Откуда я знаю?

.

 

2. Не забудь взять ключи.

 

Хорошо.

Разве я когда-нибудь забывала?

Без тебя знаю.

Не надо мне напоминать.

Спасибо, что напомнила.

Это ты мистер Забывчивость, а не я

 

3.Давай передвинем стол.

 

Может быть, ты дашь мне хотя бы сначала поесть?

Можно ведь подождать пять минут.

Подожди, пожалуйста, несколько минут.

Через пять минут я в твоём полном распоряжении.

 

4. Вынеси мусор.

 

А что случится, если я сделаю это через полчаса?

Только я займусь делом, у тебя сразу поручения!

Вот загорелось тебе!

Как только досмотрю фильм, ладно?

 

 

5.Ты погулял с собакой?

Нет.

А ты не можешь?

Конечно, и даже это я должна делать!

Ты же её завел – эту собаку.

Я через пять минут пойду. Джек ведь подождёт. Правда, Джек?

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жерноклеева Елена Анатольевна  tktyf8693
31.03.2020 0 348 37

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0