Конспект урока литературы "В.А. Жуковский "Спящая царевна"; 5 класс
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема: В.А. Жуковский. «Спящая царевна»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, работа по группам
Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал .
Основное содержание урока: краткий рассказ о поэте. Особенности сюжета сказки. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актерском исполнении.
Структура урока
-
Самоопределение.
-
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
-
Постановка учебной задачи, целей урока.
-
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
-
Реализация выбранного проекта.
-
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
-
Этап рефлексии деятельности.
Ход урока:
I.Организация класса.
Приветствие. Деление класса на 3 группы (по 4-5 человек)
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
1. Группам предлагается прочитать небольшой текст. Нужно отметить знаками + и – знакомую или незнакомую информацию. После работы с текстом группы обмениваются информацией, учитель дополняет и комментирует высказывания учащихся.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
III. Постановка учебной задачи, целей урока.
-Скажите, над чем мы сегодня будем работать? Попробуйте сформулировать тему урока.
(Познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок. Познакомимся с биографией писателя).
IV.Реализация плана урока
1. Работа с биографией.
-Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. (Презентация) Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно.
2. Выявление восприятия сказки Жуковского.
-Объясните значение следующих слов и выражений:
Литературная сказка
Веретено
Хорунжий
Терновник
Ланиты (устар.).
Чело (устар.)
Очи (устар.)
- Выберите из списка те сказки, которые стали основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
-Восстановите последовательность событий в сказке.
Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки.
Принц будит царевну поцелуем.
Рак предсказывает царице рождение дочери.
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена.
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне.
3. Анализ сказки. Сопоставление с народной сказкой.
-Мы сейчас проведём небольшое исследование - при этом будем работать с текстом сказки.
1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
3 группа работает над героями сказки.
– Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами, характерными для героев народной сказок.
-Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки; чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).
- В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(В сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей также не характерно для русских народных сказок).
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Подберите аргументы и заполните таблицу:
Сходство |
Различие |
|
|
Завершив работу, учащиеся сверяют ответы с эталоном. (Презентация)
VI. Рефлексия.
-Какие задачи мы поставили в начале урока?
- Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать ?
VII. Домашнее задание.
Ответить на вопросы и выполнить задания 1-2,3-4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Елена Александровна
→ Публикатор 01.04.2020 0 11311 608 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.