Конспект урока литературы "В.А. Жуковский "Спящая царевна"; 5 класс


Класс: 5

Предмет: Литература

ТемаВ.А. Жуковский. «Спящая царевна»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.


 

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, работа по группам

Средства обучения: компьютер, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный  материал .

Основное содержание урока: краткий рассказ о поэте. Особенности сюжета сказки. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актерском исполнении.

Структура урока

  • Самоопределение.

  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  • Постановка учебной задачи, целей урока.

  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  • Реализация выбранного проекта.

  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  • Этап рефлексии деятельности.

Ход урока:


 

I.Организация класса.

Приветствие. Деление класса на 3 группы (по 4-5 человек)

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

1. Группам предлагается прочитать небольшой текст. Нужно отметить знаками + и – знакомую или незнакомую информацию. После работы с текстом группы обмениваются информацией, учитель дополняет и комментирует высказывания учащихся.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

III. Постановка учебной задачи, целей урока.

-Скажите, над чем мы сегодня будем работать? Попробуйте сформулировать тему урока.

(Познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок. Познакомимся с биографией писателя).

IV.Реализация плана урока

1. Работа с биографией.

-Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. (Презентация) Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно.

2. Выявление восприятия сказки Жуковского.

-Объясните значение следующих слов и выражений:

Литературная сказка

Веретено

Хорунжий

Терновник

Ланиты (устар.).

Чело (устар.)

Очи (устар.)

- Выберите из списка те сказки, которые стали основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

-Восстановите последовательность событий в сказке.

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки.

Принц будит царевну поцелуем.

Рак предсказывает царице рождение дочери.

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена.

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне.


 

3. Анализ сказки. Сопоставление с народной сказкой.

-Мы сейчас проведём небольшое исследование - при этом будем работать с текстом сказки.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

3 группа работает над героями сказки.

Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами, характерными для героев народной сказок.

-Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки; чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).

- В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(В сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей также не характерно для русских народных сказок).


 

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


 

Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Подберите аргументы и заполните таблицу:


 

Сходство

Различие

 

 


 

Завершив работу, учащиеся сверяют ответы с эталоном. (Презентация)

VI. Рефлексия.

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

- Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать ?

VII. Домашнее задание.

Ответить на вопросы и выполнить задания 1-2,3-4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение».


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "В.А. Жуковский "Спящая царевна"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Елена Александровна  Публикатор
01.04.2020 0 10702 594

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК