Конспект урока литературы "О чем говорят цветы" (по одноименной сказке Жорж Санд)"; 5 класс
Урок литературы в 5 классе на тему «О чем говорят цветы» (по сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы»), 17 мая 2012 года
Учитель ГБОУ СОШ № 23 Невского района Головина Наталья Ивановна
Цель урока: познакомить учеников с произведением Жорж Санд «О чем говорят цветы»
Задачи урока:
обучающие
- повторить художественные приемы;
- научить выразительному чтению прозы;
- познакомить с литературной сказкой, притчей;
- научить собирать материалы к сочинению;
- научить написанию сочинения на заданную тему;
воспитывающие
- формировать интерес к музыке, искусству, стремление к прекрасному;
развивающие
- формировать умение анализировать отрывки текста;
- сравнивать, делать выводы.
Оборудование: доска для показа презентации;
магнитофон для прослушивания музыкальных произведений;
записи:
Фредерик Шопен «Весенний вальс»;
Антонио Вивальди «Времена года. Апрель»;
Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов».
-
Организационный момент
2. Слово учителя.
Слайд № 1.
Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Вы видите прекрасные цветы. Вот таким ярким и красивым должен быть и наш урок.
Слайд № 2.
Учитель. Прочитайте тему урока.
Ученики. «О чем говорят цветы».
Учитель. Знакомы ли вам эти слова?
Ученики. Это название сказки Жорж Санд.
Учитель. Верно. Нужно быть человеком творческим и любящим природу, чтобы написать такую сказку. Посмотрите и скажите, какое еще слово в этом названии вам кажется важным?
Ученики. «Говорят».
Учитель. Конечно. Нужно обладать фантазией и слухом, чтобы услышать их разговор. Жорж Санд очень любила музыку. Особенно она восхищалась произведениями Фредерика Шопена. Она говорила, что одно его произведение стоит всех ее романов. Давайте послушаем его музыку и ответим на вопросы, которые указаны на слайде:
-
Какая по настроению эта музыка?
-
Какое время года вы представляете, слушая музыку?
Учитель включает «Весенний вальс» Ф. Шопена, а ученики письменно отвечают на поставленные вопросы.
Учитель. Какое время года, по-вашему, изобразил Шопен?
Ученики. Весну (аргументируют).
Учитель. Какая по настроению эта музыка?
Ученики. Немного грустная вначале, но потом становится оптимистичнее и радостнее.
Учитель. Правильно.
Слайд № 3.
Учитель. Посмотрите на портреты этих людей. Как вам кажется, кто это?
Ученики. Это Жорж Санд.
Учитель. Да, это Жорж Санд.
Слайд № 4.
Учитель. Давайте вспомним, где жила маленькая Аврора Дюдеван (так звали Жорж Санд в детстве, а будучи писательницей, она взяла себе псевдоним)?
Ученики. Сначала ей пришлось жить с матерью на чердаке, а потом в замке бабушки.
Слайд № 5.
Учитель. Посмотрите, вот этот замок, вязы, растущие неподалеку, сад. А теперь подумайте и ответьте на вопрос: почему портрет Жорж Санд и фотографии с садом и цветами я разместила вместе?
Слайд № 6.
Ученики. Их объединяют цветы.
Учитель. Действительно. Цветы окружали ее повсюду. Жорж Санд даже писала афоризмы о цветах. Давайте их проанализируем.
Слайд № 7.
Ученики читают афоризмы, вставляют пропущенные слова и объясняют их значение.
Учитель. Как видим, цветы ассоциируются не только с радостными событиями жизни, но и грустными, печальными моментами жизни людей. Назовите художественный прием, который автор использует в этих высказываниях?
Ученики. Метафора.
Учитель. Верно.
Слайд № 8.
Учитель. Посмотрите на слайд и скажите, кто может говорить? А почему говорят цветы у Жорж Санд?
Ученики. Это олицетворение.
Учитель. Посмотрите на следующий слайд. Здесь изображен прекрасный сад. Как вам кажется, какими словами можно его описать? Запишите в тетрадях словосочетания, характеризовующие его.
Учитель включает Антонио Вивальди «Времена года. Апрель», а ученики работают в тетрадях.
После ребята говорят, что музыка бодрая, она напоминает буйное цветение растений, прекрасный сад, где все гармонично и яркое цветение ничего не омрачает.
Слайд № 9.
Учитель. Посмотрите на фразы, совпадают ли они со словами, сказанными вами?
Ученики. Да.
Учитель. А сейчас обратимся к саду из сказки «О чем говорят цветы» - так ли там все прекрасно и благополучно.
Ученики показывают сценку из сказки:
Героиня сказки. Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не пропустить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один их полевых маков заговорил:
Мак. Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я не считаю себя вправе считать себя более знатным, чем я.
Астра. Я не понимаю, чем так кичится семейство роз. Скажите, пожалуйста, разве роза красивее и стройнее меня? Природа и искусство общими усилиями увеличили число наших лепестков и сделали наши краски особенно яркими. Мы, несомненно, богаче, так как у самой роскошной розы бывает двести лепестков, а у нас – до пятисот. А уж оттенков лилового и даже почти синего цвета, как у нас, розе никогда не добиться.
Вьюнок. Скажу про себя – я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то...
Полевой мак. Ах, уж и не говорите об этом. Меня просто раздражают вечные толки о каком-то аромате. Ну, что такое аромат, скажите, пожалуйста? Условное понятие, придуманное садовниками и бабочками. Я нахожу, что у роз неприятный запах, а у меня приятный.
Астра. Мы ничем не пахнем и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность. Запах свидетельствует о нескромности или хвастовстве. Цветок, уважающий себя, не станет бить в нос. Достаточно того, что он красив.
Махровый мак. Я с вами не согласен! Запах есть отражение ума и здоровья. Посмотрите на форму и цвет розы – все они подрезаны и у них есть только маленькие бутончики, которые стянуты свивальниками. Ха-ха-ха!
Анютины глазки. А мы против махровых цветов. И вообще, роза похожа на кочан капусты, но кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее.
Героиня сказки. Замолчите! Вы все взор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!
Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада.
Учитель. Скажите, почему цветы так возмутили героиню сказки?
Ученики. Они очень завистливые, не хотят видеть розу царицей.
Учитель. Давайте посмотрим, как они говорят о себе.
Слайд № 11.
Ученики. Мак постоянно говорит только о себе: «Я...я..»
Слайд № 12.
Ученики. Астра противопоставляет себя розе, считая, что она лучше.
Слайд № 13.
Ученики. Вьюнок до того возгордился, что стал называть себя принцем.
Слайд № 14.
Ученики. А полевой мак дошел до оскорбления. Он говорит, что розы неприятно пахнут.
Слайд № 15.
Ученики. Все цветы смеются над розой.
Слайд № 16.
Учитель. Как вы понимаете слова, сказанные героиней?
Ученики. Девочка считает, что цветы должны говорить красиво, поэтично, ведь сами они прекрасны. А они унижают розу.
Слайд № 17.
Учитель. Вот видите, такой красивый внешне сад, а внутри него могут происходить некрасивые события.
Слайд № 18.
Учитель. Что противопоставляет героиня сказки садовым цветам?
Ученики. Полевые цветы.
Учитель. Почему?
Ученики. Потому что они скромнее и не такие высокомерные, самолюбивые, как садовые.
Далее ученики показывают сценку
Героиня сказки. Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор. Я во все уши слушала, о чем говорил шиповник над моею головою, так как уже с первых слов я поняла, что речь идет о происхождении розы.
Шиповник. Побудь с нами еще, милый ветерок! Мы расцвели, а прекрасные розы на клумбах еще спят в своих зеленых оболочках. Смотри, какие мы свежие и веселые, и если ты нас немного покачаешь, то у нас буде такой же нежный аромат, как у нашей славной царицы.
Ветер. Замолчите, вы ведь только дети севера. Я минутку поболтаю с вами, но не думайте равняться с царицей цветов.
Шиповник. Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем. Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своей красотой обязана только колеровке и уходу. Мы сами необразованные и не умеем возразить. Ты старше и опытнее нас. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы?
Ветер. Как же, с нею связана и моя собственная история.
Слайд № 19.
Учитель. Как цветы шиповника относятся к розе?
Ученики. Они поддерживают ее, очень уважают.
Слайд № 20.
Учитель. Посмотрите на слайд и назовите художественные приемы, которые автор применяет в данном отрывке.
Ученики. Эпитеты, олицетворения.
Ученики по просьбе учителя называют сначала эпитеты, потом олицетворения.
Слайд № 21.
Учитель. А теперь расскажите, ребята, историю ветерка.
Ученики пересказывают текст по цепочке.
Слайд № 22.
Учитель. Давайте сравним два текста. Каким был ветерок до знакомства с розой?
Ученики. Злым, бессердечным.
Учитель. Какой художественный прием в этом отрывке преобладает над другими?
Ученики. Метафора.
Ученики называют метафоры (они выделяются на слайде).
Учитель. А кроме метафоры, что еще встретилось вам в этом отрывке?
Ученики. Гипербола, эпитет.
Учитель. Зачем автор использует их?
Ученики. Чтобы показать, насколько был беспощаден ветерок.
Учитель. Назовите слова и фразы, которыми автор называет розу (отрывок слева).
Ученики находят слова и выражения (на слайде они выделены).
Учитель. А какое художественное средство доминирует в отрывке о розе?
Ученики. Эпитет.
Учитель. Как соотносятся эти отрывки?
Ученики. Противопоставлены друг другу.
Учитель. Почему?
Ученики. Чтобы показать силу ветерка и беззащитность розы.
Слайд № 23.
Учитель. А теперь давайте послушаем притчу о цветке, которую написала Елена Ительсон.
Притча о цветке
Цветок был обычным, каких много. Вовремя распускал лепестки. И всё делал вовремя. Он видел другие цветы. Рядом. И удивлялся. Они все были похожи.
Это была клумба в парке, где часто ходили влюблённые пары.
Они тоже чем-то были похожи: одна пара на другую. От них исходила любовь.
Однажды девочка протянула руку, чтобы погладить цветок. Но она погладила много цветов: ведь они были похожи...
Солнечным днём цветок смотрел в небо и думал: "Вот я расту на этой клумбе. Похожий на других. Может быть, лучше, чтобы меня сорвали? Я буду стоять в букете, потом меня высушат или выбросят - как решат. Но у меня будет особая судьба.
Небо посмотрело на цветок и сказало:
- Расти, пока можешь. Пусть тебя вместе с другими цветами обвевает ветер, пусть дожди поливают. Но ты расти. Не просись в букет. Ведь здесь ты нужен.
- Чем же я нужен? Таких как я, много.
- Ты нужен своей похожестью, повторимостью. Иначе не было бы клумбы. Ты успеешь попасть в букет. Не торопись. Но до этого ты полюбишь жизнь, другой цветок, клумбу. А сейчас посмотри - может быть, какому-то цветку плохо. И ты смог бы ему помочь
- Но ведь мы одинаковы...
- Присмотрись. Кто-то тянется к солнцу. А кто-то разочаровался в нём и опустил голову.
И надо помочь этим цветам снова вспомнить о солнце.
- А когда будет дождь, снег?
- Радоваться дождю и снегу и всё равно помнить о солнце. Присмотрись...присмотрись...- еще раз повторило небо. И всегда помни о высоком голубом небе и о солнце. Разве ты увидишь их из букета?
Учитель. Из-за чего переживает цветок?
Ученики. Из-за того, что он такой, как все.
Учитель. Чему учит эта притча?
Ученики. Надо стараться помочь близкому и не переживать, что ты такой, как все.
Учитель. Верно. Оказывается, быть похожим не так уж плохо. Ведь если таких, как ты много, то вместе вы красивы, сильны, дружны. И смысл жизни в том, чтобы всем вместе наслаждаться красотой природы, радоваться жизни.
А как радовались цветы из сказки?
Ученики. Они попросили ветерка, чтобы тот устроил им бал.
Учитель. Верно. Откройте тетради и напишите небольшое сочинение на тему «Каким я представляю себе прекрасный сад».
Ученики под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» пишут сочинение, используя материалы урока (устные рассказы, ответы, записи).
Слайд № 24.
Учитель просит прочитать сочинения, комментирует их.
Учитель. На доске вы видите свои рисунки, на которых изображали сад из сказки
Г.-Х.Андерсена, вы прослушали притчу о цветке, видели сценку из сказки «О чем говорят цветы». Будет ли ваш сад похож на тот, о котором мы говорили?
Ученики говорят, что в их саду не будет зависти, ненависти и злости. Их цветы будут вежливы и прекрасны как снаружи, так и внутри.
Слайд № 25.
Учитель. Главное, чтобы в вашем саду цветы говорили красиво!
3.Учитель выставляет оценки
4. Домашнее задание: закончить сочинение, красиво оформить.
Библиография
-
Ительсон Е. Притча о цветке /Стихи.ру. Национальный сервер;
-
Литература. 5 класс. В 2-частях. Часть 2./ В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2007.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головина Наталья Ивановна
→ golonat 03.05.2020 0 3931 339 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы