Конспект урока литературы "О чем говорят цветы" (по одноименной сказке Жорж Санд)"; 5 класс


Урок литературы в 5 классе на тему «О чем говорят цветы» (по сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы»), 17 мая 2012 года

Учитель ГБОУ СОШ № 23 Невского района Головина Наталья Ивановна

 

Цель урока: познакомить учеников с произведением Жорж Санд «О чем говорят цветы»

Задачи урока:

обучающие

- повторить художественные приемы;

- научить выразительному чтению прозы;

- познакомить с литературной сказкой, притчей;

- научить собирать материалы к сочинению;

- научить написанию сочинения на заданную тему;

воспитывающие

- формировать интерес к музыке, искусству, стремление к прекрасному;

развивающие

- формировать умение анализировать отрывки текста;

- сравнивать, делать выводы.

Оборудование: доска для показа презентации;

магнитофон для прослушивания музыкальных произведений;

записи:

Фредерик Шопен «Весенний вальс»;

Антонио Вивальди «Времена года. Апрель»;

Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов».

 

 

  1. Организационный момент

2. Слово учителя.

 

Слайд № 1.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. Вы видите прекрасные цветы. Вот таким ярким и красивым должен быть и наш урок.

 

Слайд № 2.

Учитель. Прочитайте тему урока.

Ученики. «О чем говорят цветы».

Учитель. Знакомы ли вам эти слова?

Ученики. Это название сказки Жорж Санд.

Учитель. Верно. Нужно быть человеком творческим и любящим природу, чтобы написать такую сказку. Посмотрите и скажите, какое еще слово в этом названии вам кажется важным?

Ученики. «Говорят».

Учитель. Конечно. Нужно обладать фантазией и слухом, чтобы услышать их разговор. Жорж Санд очень любила музыку. Особенно она восхищалась произведениями Фредерика Шопена. Она говорила, что одно его произведение стоит всех ее романов. Давайте послушаем его музыку и ответим на вопросы, которые указаны на слайде:

  1. Какая по настроению эта музыка?

  2. Какое время года вы представляете, слушая музыку?

 

Учитель включает «Весенний вальс» Ф. Шопена, а ученики письменно отвечают на поставленные вопросы.

 

Учитель. Какое время года, по-вашему, изобразил Шопен?

Ученики. Весну (аргументируют).

Учитель. Какая по настроению эта музыка?

Ученики. Немного грустная вначале, но потом становится оптимистичнее и радостнее.

Учитель. Правильно.

 

Слайд № 3.

Учитель. Посмотрите на портреты этих людей. Как вам кажется, кто это?

Ученики. Это Жорж Санд.

Учитель. Да, это Жорж Санд.

 

Слайд № 4.

Учитель. Давайте вспомним, где жила маленькая Аврора Дюдеван (так звали Жорж Санд в детстве, а будучи писательницей, она взяла себе псевдоним)?

Ученики. Сначала ей пришлось жить с матерью на чердаке, а потом в замке бабушки.

 

Слайд № 5.

Учитель. Посмотрите, вот этот замок, вязы, растущие неподалеку, сад. А теперь подумайте и ответьте на вопрос: почему портрет Жорж Санд и фотографии с садом и цветами я разместила вместе?

 

Слайд № 6.

Ученики. Их объединяют цветы.

Учитель. Действительно. Цветы окружали ее повсюду. Жорж Санд даже писала афоризмы о цветах. Давайте их проанализируем.

 

Слайд № 7.

Ученики читают афоризмы, вставляют пропущенные слова и объясняют их значение.

Учитель. Как видим, цветы ассоциируются не только с радостными событиями жизни, но и грустными, печальными моментами жизни людей. Назовите художественный прием, который автор использует в этих высказываниях?

Ученики. Метафора.

Учитель. Верно.

 

Слайд № 8.

Учитель. Посмотрите на слайд и скажите, кто может говорить? А почему говорят цветы у Жорж Санд?

Ученики. Это олицетворение.

Учитель. Посмотрите на следующий слайд. Здесь изображен прекрасный сад. Как вам кажется, какими словами можно его описать? Запишите в тетрадях словосочетания, характеризовующие его.

 

Учитель включает Антонио Вивальди «Времена года. Апрель», а ученики работают в тетрадях.

 

После ребята говорят, что музыка бодрая, она напоминает буйное цветение растений, прекрасный сад, где все гармонично и яркое цветение ничего не омрачает.

 

Слайд № 9.

Учитель. Посмотрите на фразы, совпадают ли они со словами, сказанными вами?

Ученики. Да.

Учитель. А сейчас обратимся к саду из сказки «О чем говорят цветы» - так ли там все прекрасно и благополучно.

 

Ученики показывают сценку из сказки:

Героиня сказки. Однажды вечером мне удалось, лежа на песке, не пропустить ни слова из того, что говорилось в углу цветника. Я старалась не шелохнуться и услышала, как один их полевых маков заговорил:

Мак. Господа, пора уже покончить с этими предрассудками. Все растения одинаково благородны. Наше семейство не уступит никакому другому. Пусть кто угодно признает розу царицей, но я заявляю, что с меня довольно, я не считаю себя вправе считать себя более знатным, чем я.

Астра. Я не понимаю, чем так кичится семейство роз. Скажите, пожалуйста, разве роза красивее и стройнее меня? Природа и искусство общими усилиями увеличили число наших лепестков и сделали наши краски особенно яркими. Мы, несомненно, богаче, так как у самой роскошной розы бывает двести лепестков, а у нас – до пятисот. А уж оттенков лилового и даже почти синего цвета, как у нас, розе никогда не добиться.

Вьюнок. Скажу про себя – я принц Дельфиниум. В моем венчике отражается небесная лазурь, а мои многочисленные родичи владеют всеми розовыми переливами. Как видите, пресловутая царица во многом может нам позавидовать, а что касается ее хваленого аромата, то...

Полевой мак. Ах, уж и не говорите об этом. Меня просто раздражают вечные толки о каком-то аромате. Ну, что такое аромат, скажите, пожалуйста? Условное понятие, придуманное садовниками и бабочками. Я нахожу, что у роз неприятный запах, а у меня приятный.

Астра. Мы ничем не пахнем и этим доказываем свою порядочность и благовоспитанность. Запах свидетельствует о нескромности или хвастовстве. Цветок, уважающий себя, не станет бить в нос. Достаточно того, что он красив.

Махровый мак. Я с вами не согласен! Запах есть отражение ума и здоровья. Посмотрите на форму и цвет розы – все они подрезаны и у них есть только маленькие бутончики, которые стянуты свивальниками. Ха-ха-ха!

Анютины глазки. А мы против махровых цветов. И вообще, роза похожа на кочан капусты, но кочан, во всяком случае, и толще, и полезнее.

Героиня сказки. Замолчите! Вы все взор мелете! Я думала услышать здесь чудеса поэзии, а, к своему крайнему разочарованию, нашла в вас только соперничество, тщеславие, зависть!

Наступило глубокое молчание, и я убежала из сада.

 

Учитель. Скажите, почему цветы так возмутили героиню сказки?

Ученики. Они очень завистливые, не хотят видеть розу царицей.

Учитель. Давайте посмотрим, как они говорят о себе.

 

Слайд № 11.

Ученики. Мак постоянно говорит только о себе: «Я...я..»

 

Слайд № 12.

Ученики. Астра противопоставляет себя розе, считая, что она лучше.

 

Слайд № 13.

Ученики. Вьюнок до того возгордился, что стал называть себя принцем.

 

Слайд № 14.

Ученики. А полевой мак дошел до оскорбления. Он говорит, что розы неприятно пахнут.

 

Слайд № 15.

Ученики. Все цветы смеются над розой.

 

Слайд № 16.

Учитель. Как вы понимаете слова, сказанные героиней?

Ученики. Девочка считает, что цветы должны говорить красиво, поэтично, ведь сами они прекрасны. А они унижают розу.

 

Слайд № 17.

Учитель. Вот видите, такой красивый внешне сад, а внутри него могут происходить некрасивые события.

 

Слайд № 18.

Учитель. Что противопоставляет героиня сказки садовым цветам?

Ученики. Полевые цветы.

Учитель. Почему?

Ученики. Потому что они скромнее и не такие высокомерные, самолюбивые, как садовые.

 

Далее ученики показывают сценку

 

Героиня сказки. Под тенью живой изгороди я пробиралась к полю. Дорогою я остановилась около большого шиповника, на котором все цветы вели разговор. Я во все уши слушала, о чем говорил шиповник над моею головою, так как уже с первых слов я поняла, что речь идет о происхождении розы.

Шиповник. Побудь с нами еще, милый ветерок! Мы расцвели, а прекрасные розы на клумбах еще спят в своих зеленых оболочках. Смотри, какие мы свежие и веселые, и если ты нас немного покачаешь, то у нас буде такой же нежный аромат, как у нашей славной царицы.

Ветер. Замолчите, вы ведь только дети севера. Я минутку поболтаю с вами, но не думайте равняться с царицей цветов.

Шиповник. Милый ветерок, мы ее уважаем и обожаем. Мы знаем, как ей завидуют другие цветы. Они уверяют, что роза не лучше нас, что она дочь шиповника и своей красотой обязана только колеровке и уходу. Мы сами необразованные и не умеем возразить. Ты старше и опытнее нас. Скажи, знаешь ли ты что-нибудь о происхождении розы?

Ветер. Как же, с нею связана и моя собственная история.

 

Слайд № 19.

Учитель. Как цветы шиповника относятся к розе?

Ученики. Они поддерживают ее, очень уважают.

 

Слайд № 20.

Учитель. Посмотрите на слайд и назовите художественные приемы, которые автор применяет в данном отрывке.

Ученики. Эпитеты, олицетворения.

Ученики по просьбе учителя называют сначала эпитеты, потом олицетворения.

 

Слайд № 21.

Учитель. А теперь расскажите, ребята, историю ветерка.

Ученики пересказывают текст по цепочке.

 

Слайд № 22.

Учитель. Давайте сравним два текста. Каким был ветерок до знакомства с розой?

Ученики. Злым, бессердечным.

Учитель. Какой художественный прием в этом отрывке преобладает над другими?

Ученики. Метафора.

 

Ученики называют метафоры (они выделяются на слайде).

Учитель. А кроме метафоры, что еще встретилось вам в этом отрывке?

Ученики. Гипербола, эпитет.

Учитель. Зачем автор использует их?

Ученики. Чтобы показать, насколько был беспощаден ветерок.

Учитель. Назовите слова и фразы, которыми автор называет розу (отрывок слева).

 

Ученики находят слова и выражения (на слайде они выделены).

Учитель. А какое художественное средство доминирует в отрывке о розе?

Ученики. Эпитет.

Учитель. Как соотносятся эти отрывки?

Ученики. Противопоставлены друг другу.

Учитель. Почему?

Ученики. Чтобы показать силу ветерка и беззащитность розы.

 

Слайд № 23.

Учитель. А теперь давайте послушаем притчу о цветке, которую написала Елена Ительсон.

 

Притча о цветке

  Цветок был обычным, каких много. Вовремя распускал лепестки. И всё делал вовремя. Он видел другие цветы. Рядом. И удивлялся. Они все были похожи.
Это была клумба в парке, где часто ходили влюблённые пары.
Они тоже чем-то были похожи: одна пара на другую. От  них исходила любовь.
Однажды девочка протянула руку, чтобы погладить цветок. Но она погладила много цветов: ведь они были похожи...
Солнечным днём цветок смотрел в небо и думал: "Вот я расту на этой клумбе. Похожий на других. Может быть, лучше, чтобы меня сорвали? Я буду стоять в букете, потом меня высушат или выбросят - как решат. Но у меня будет особая судьба.
Небо посмотрело на цветок и сказало:

- Расти, пока можешь. Пусть тебя вместе с другими цветами обвевает ветер, пусть дожди поливают. Но ты расти. Не просись в букет. Ведь здесь ты нужен.
- Чем же я нужен? Таких как я, много.
- Ты нужен своей похожестью, повторимостью. Иначе не было бы клумбы. Ты успеешь попасть в букет. Не торопись. Но до этого ты полюбишь жизнь, другой цветок, клумбу. А сейчас посмотри - может быть, какому-то цветку плохо. И ты смог бы ему помочь
- Но ведь мы одинаковы...
- Присмотрись. Кто-то тянется к солнцу. А кто-то разочаровался в нём и опустил голову.
И надо помочь этим цветам снова вспомнить о солнце.
- А когда будет дождь, снег?
- Радоваться дождю и снегу и всё равно помнить о солнце. Присмотрись...присмотрись...- еще раз повторило небо. И всегда помни о высоком голубом небе и о солнце. Разве ты увидишь их из букета?


Учитель. Из-за чего переживает цветок?

Ученики. Из-за того, что он такой, как все.
Учитель. Чему учит эта притча?

Ученики. Надо стараться помочь близкому и не переживать, что ты такой, как все.

Учитель. Верно. Оказывается, быть похожим не так уж плохо. Ведь если таких, как ты много, то вместе вы красивы, сильны, дружны. И смысл жизни в том, чтобы всем вместе наслаждаться красотой природы, радоваться жизни.

А как радовались цветы из сказки?

Ученики. Они попросили ветерка, чтобы тот устроил им бал.

Учитель. Верно. Откройте тетради и напишите небольшое сочинение на тему «Каким я представляю себе прекрасный сад».

 

Ученики под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» пишут сочинение, используя материалы урока (устные рассказы, ответы, записи).

 

Слайд № 24.

Учитель просит прочитать сочинения, комментирует их.

 

Учитель. На доске вы видите свои рисунки, на которых изображали сад из сказки

Г.-Х.Андерсена, вы прослушали притчу о цветке, видели сценку из сказки «О чем говорят цветы». Будет ли ваш сад похож на тот, о котором мы говорили?

 

Ученики говорят, что в их саду не будет зависти, ненависти и злости. Их цветы будут вежливы и прекрасны как снаружи, так и внутри.

 

Слайд № 25.

Учитель. Главное, чтобы в вашем саду цветы говорили красиво!

 

3.Учитель выставляет оценки

4. Домашнее задание: закончить сочинение, красиво оформить.

 

 

Библиография

 

  1. Ительсон Е. Притча о цветке /Стихи.ру. Национальный сервер;

  2. Литература. 5 класс. В 2-частях. Часть 2./ В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2007.

 

6

 

 


Полный текст материала Конспект урока литературы "О чем говорят цветы" (по одноименной сказке Жорж Санд)"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головина Наталья Ивановна  golonat
03.05.2020 0 590 24

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0