Статья "Пробуй новое и твори"
Статья по методике русского языка и литературы «Пробуй новое и твори».
Автор: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Абрамова Е.А.
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой заинтересованности детей в своём предмете. Какие технологии, методы, формы работы использовать, чтобы замотивировать учащихся, чтобы полученные ребенком знания остались в его памяти надолго?
Я хочу поделиться с коллегами теми приемами, методами работы, которые я использую на своих уроках. Данные формы работы, возможно, использует кто-то из коллег. Мой учительский девиз «Пробуй новое и твори!»
Начнем наше знакомство с приёмами, методами.
Кольца Венна.
При изучении темы причастие в 7 классе можно предложить сравнить с помощью стратегии «Кольца Венна» на выбор или поделить детей на 2 группы (причастие и прилагательное, причастие и глагол).
Причастие и прилагательное (тема)
Слева – причастие, справа-прилагательное.
Пересечение кругов – это общность 2 –х разных частей речи( вопросы: какой? Какая? И т.д, изменяются по родам, числам, падежам, имеют полную и краткую форму, суффиксы Н-НН, имеют разряды. Синтаксическая роль-сказуемое и определение.
Слева записываются особенности причастия: дополнительные вопросы что делающий? Что делавший? Что сделанный? Образуется от глаголов. Имеет не только признаки прилагательного, но и глагола. Обозначает признак предмета по действию. С зависимыми словами образует причастный оборот.
Справа записываются особенности прилагательного: образуется от существительного, обозначает признак предмета. Имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Причастие и глагол (тема)
Слева- причастие, справа- глагол.
Пересечение кругов- общность 2-х частей речи. Имеют 2 вида (совершенный и несовершенный), есть категория возвратности и невозвратности. Имеют категорию времени. Действительные причастия, как и глаголы имеют 2 спряжения.
Слева записываются особенности причастия: имеет признаки не только глагола, но и прилагательного. (см. выше). Спряжение определяется по суффиксу.
Справа записываются особенности глагола: имеет 3 наклонения. Спряжение определяется по окончанию.
В литературе можно применить при знакомстве детей с понятием «литературная сказка». Сравнить народную и литературную сказки.
Народная и литературная сказка (тема)
Слева- народная сказка, справа-литературная сказка.
Пересечение кругов-общность 2-х видов сказок. Наличие положительных и отрицательных героев, способность животных и неодушевленных предметов говорить. Волшебные предметы (зеркала, шкатулки и т.д). Наличие урока (чему сказка научила?)
Слева-особенности народной сказки: автор народ, у героев одни и те же имена (Иван-дурак, Василиса Прекрасная и т.д.). Отрицательные персонажи-герои фольклора. Наличие постоянных эпитетов. Нет конкретного названия места действия сказки. Нет точных описаний внешности героев.
Справа – особенности литературной сказки: автор –конкретный человек. Герои могут иметь разные имена, свойственные эпохи, в которой была написана сказка. Отрицательные герои не закреплены в фольклоре, а придуманы автором. Есть название мест, где разворачивается сюжет сказки.
Стратегия «Паучок».
Мне кажется, что данную стратегию можно использовать при подготовке написания сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст.
На теле паучка записываем тему.
Слева (ноги паучка) можно записать аргумент из текста (кратко сформулировать или указать номер предложений).
Позицию автора с указанием предложений, в которых она раскрывается, чтобы потом можно было авторскую позицию записать своими словами. Записать 2 примера из текста.
Справа (ноги паучка)- это поле ученика. Его точка зрения по отношению к позиции автора (согласие или несогласие). Его аргумент. Его примеры. Можно добавить паутину(вывод) по всему тексту.
Стратегия «Диаманта».
Данную стратегию лучше всего использовать на уроках литературы при анализе произведений и их героев. Диаманту можно применить при проверке понимания проблематики текста или при сравнении двух героев, отличающихся характерами, мировоззрением.
Диаманту лучше использовать после 7 класса или в конце 7 класса, когда дети знакомы с причастием.
Например, возьмем героев произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Митраша
Упрямый, хозяйственный
Неслушающий, знающий, заботящийся
Мужичок в мешочке, охотник, лесник, сладкоежка
Думающая, действующая, готовящая
Золотая, мудрая
Настя.
Также можно использовать диаманту при изучении цикла стихов какого-либо поэта. Например, цикл стихов о любви С.Есенина.
Любовь
Ответная, безответная
Исцеляющая, возвышающая, убивающая
Актриса, танцовщица, страсть, влюбленность
Разбившаяся, расстрелянная, забытая
Мимолетная, вечная
Любовь.
Приём «Штрихи».
Данный приём может помочь детям оформлять свои мысли, строить предложения без ошибок, потому что при проверке другие учащиеся легко могут исправить. Данный приём можно использовать в начале урока в качестве разминки или в конце урока для подведения итогов. Мне кажется, лучше использовать индивидуально, но иногда можно и в группах.
Например, используем приём в начале урока.
Настроение
Игровое, веселое
Влюбляющее, устанавливающее, зажигающее
Дарит, делится, помогает, восхищает
Круто, потрясающе, замечательно, просто, победно
Когда у человека хорошее настроение, он легко может им поделиться с другими и помочь им поверить в силу своего настроения.
При опросе учеников можно узнать какое настроение у учеников в начале урока и понять: готовы ли они к работе на уроке.
Каждый приём можно усовершенствовать для определенного класса. Помните: режиссер урока вы, и как пройдёт урок зависит не только от вас, но и от детей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абрамова Евгения Александровна
→ evaabramova87 30.06.2020 0 1375 247 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.