Конспект урока русского языка "Подготовка к ЕГЭ"; 10 класс
Конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме «Подготовка к ЕГЭ»
Ф.И.О. учителя: Московкина Лариса Владимировна
Класс:10
Предмет: русский язык
Тема урока: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщающего повторения
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные :
1. Повторить основные правила по орфографии, пунктуации.
Развивающие:
1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать основные виды орфограмм.
3.Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
1.Способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности.
2.Обеспечение высокой творческой активности при выполнении индивидуальных заданий.
3.Формирование интереса к предмету, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения и взаимной помощи между учащимся.
Этапы урока
-
Организационный.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.
Приветствие учителя.
- Ребята, на доске нарисован мешочек, это не просто мешочек, а мешочек с пожеланиями. Давайте сейчас каждый из вас пожелает себе то, что хочет получить от сегодняшнего урока. (Больше узнать, не волноваться, если не получается, быть внимательной и организованной и т.д.)
Постановка темы и цели урока
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Учитель: Советский лингвист, академик АН ССР Лев Владимирович Щерба, который как многие ученые –лингвисты занимался проблемами правописания, говорил, что писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Согласны ли вы с утверждением Л.В. Щербы? Свой ответ обоснуйте
Учитель подводит итог высказываниям учащихся: Молодцы, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.
Совместное определение темы, целей и задач на предстоящем уроке.
-
Повторение. Задание 1
Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (Учитель раздаёт карточки с словами, учащиеся называют по 3 слова по очереди, учитель комментирует произношение слов учащимися)
Автобус, агент, арбуз, аргумент, арест, аристократия, баллотироваться, баловать, библиотека, буржуазия, верба, гектар, демократия, деятельность, диагноз, диспансер, договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кремень, лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, намерение, недоимка, некролог, ненависть, обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти, паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобретение, простыня, процент, псевдоним, развитый (ребёнок), развитой (язык), револьвер, ремень, ржаветь, русло, сантиметр, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр, таможня, усугубить, фарфор, формировать, форум, ханжество, характерный (поступок), характерный (человек) хлопок, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофёр, щавель.
-
Повторение. Задание 2
Работа с текстом
Эффектное лекарство тётя привезла из Германии. Абонент в бассейн уже заканчивался. С утра была дождевая погода, и Маша одела плащ. Дипломат конкурса юных исполнителей вышел на сцену под гром аплодисментов.
-Что в этом тексте не так? Правильно, неверное употребление паронимов мешает пониманию текста.
- Вспомним что такое паронимы? (Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении).
- Я уверена, ребята, что вы справитесь с работой, которую хочу вам предложить. В данных предложениях выделено слово, если оно употреблено неверно, замените его. (Работа проводится в парах, после чего по цепочке проверяем)
1. СОПРОТИВЛЕНИЕ организма болезням крайне важно в период эпидемии гриппа. 2. Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы. 3. Уверяли, что она помогала отцу в его шулерских ПОДЕЛКАХ. 4. Ознакомься с новым ШТАТСКИМ расписанием. 5. Как? С НЕВЕЖДОЮ? Чтобы я примирился с этим грубияном? 6. Необходимо вовремя завизировать ВХОДНЫЕ документы. 7. В музыкальном салоне был представлен огромный ВЫБОР дисков. 8. Студенты должны своевременно ОПЛАТИТЬ счета за проживание в общежитии. 9. ЗАЧИНАТЕЛИ бунта были наказаны в первую очередь. 10. БЫВАЛЫЙ страх вернулся к нему с удвоенной силой. 11. После СЫТНОГО обеда Париж кажется веселее и приветливее. 12. Акулы необычайно ЖИВИТЕЛЬНЫ. 13. При лечении больного были использованы самые ЭФФЕКТИВНЫЕ способы лечения. 14. Это относится ко всем, без ОТЛИЧИЯ званий. 15. Никакой мысли нельзя было прочесть на этих КАМЕНИСТЫХ лицах. 16. Кто он, ПРОБЛЕМНЫЙ ребёнок? 17. Вопрос о власти есть КОРНЕВОЙ вопрос всякой революции. 18. Ему очень нравились эти старинные ПЕСОЧНЫЕ часы. 19. Я причесалась, ОДЕЛА чёрное платье и черный шарф. 20. Могу ли я не любить тебя, такое прекрасное НЕВИНОВНОЕ создание. 21. После ГОДОВАЛОГО перерыва Эйнштейн стал учеником швейцарской Кантональной Школы. 22. Часто УДАЧЛИВЫМИ называют людей, которые много раз попадали в опасные для жизни ситуации и благополучно из них выходили. 23. Нам ПРЕДОСТАВИЛИ этого человека с очень невыгодной стороны. 24. Его ПРОСТУПКИ были чисты и благородны. 25. Избегай НЕВЕЖДЫ, считающего себя учеником. 26. На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.
27. Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице.
28. Если судить по дате первого УПОМИНАНИЯ о Ярославле в летописи, это древнейший из существующих на Волге городов.
29. Покупая АБОНЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по цене одного входного билета.
30. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид пушистого и на первый взгляд умиротворённого персидского кота.
31. Ослепительный снег ОДЕЛ все горы в белые пушистые шубы, преобразив тем самым всю местность до неузнаваемости.
32. Эта местность издавна известна своей КАМЕННОЙ почвой, совсем непригодной для земледелия и вообще для выращивания какой-либо культуры.
33. На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта. 34. ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса. |
Учитель: молодцы, ребята. Сделайте отметку в свой лист самооценки.
Повторение. Задание 3
Повторяем самое трудное орфографическое правило «О-Ё после шипящих»
Теория (сначала учащиеся вспоминают самостоятельно, потом рассматривают таблицу и дополняют тот материал, который не могли вспомнить)
В корне слова |
В суффиксе |
В окончаниях |
В корнях слов пишется Ё, если есть проверочное слово с буквой Е: Например: расчёска – чешет, жёлоб – желобок, жёны – жена, щёголь – щеголять, пчёлы – пчела, печёнка – печень, чёрт – черти
Но.. есть слова- исключения, которые нужно запомнить Артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а) , трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а) , чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное) , шоры;
|
1. В суффиксах существительных ПОД ударением пишется О девчОнка, речОнка, зайчОнок, бельчОнок, дружОк, бережОк, лужОк, воротничОк 2. В суффиксах прилагательных ПОД ударением пишется О смешОн (кр. прил.), кумачОвый флаг, парчОвый халат, холщОвый мешок, камышОвый шалаш 3. В суффиксах наречий ПОД ударением пишется О жить хорошО, на улице свежО, говорить общО
Нооо……… 1. В суффиксах отглагольных существительных -ЁР-, -ЁВК- пишется только Ё стажЁР, дирижЁР, ухажЁр корчЁВКа пней, ночЁВКа в лагере, размежЁВКа ВНИМАНИЕ: поле буквы Ц буква Ё никогда НЕ пишется! Только О (под ударением): облицОвка, танцОр 2. В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных ПОД ударением: вооружЁнный до зубов, испечЁнный хлеб, сгущЁнное молоко, толчЁные орехи, увлечЁнный рассказом, тушЁное мясо |
1. В окончаниях существительных ПОД ударением пишется О карандашОм, кирпичОм, грачОм, багажОм, свечОй, пращОй, алычОй ВНИМАНИЕ: в трёх существительных после Ц пишется окончание О, хотя ударение НЕ падает: скерцО (музыкальная пьеса), палаццО (дворец в Италии), меццО-сопрано (голос). 2. В окончаниях прилагательных ПОД ударением пишется О большОго урожая, меньшОго брата
Ноооо ….. В окончаниях глаголов ПОД ударением пишетсяЁ течЁшь, бережЁт, испечЁм, увлечЁшь
|
Примечание:
Ожёг, поджёг пишется Ё, если это глагол
ожЁг руку, поджЁг дом, пережЁг верёвку
Ожог, поджог пишется О, если это существительное
Ожог руки, поджлг дома
Практическая работа. Списать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания. (Текст можно распечатать каждому учащемуся, он вставляет буквы и расставляет знаки препинания)
Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и несмотря на изж..гу и больную печ..нку объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем ч..рт весело встряхнув ч..лкой пустился танцевать чеч..тку так что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и совершив один неудачный скач..к врезался в самовар и обж..г свой пятачок покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятач..к. Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.
После работы проходит самопроверка, учащийся сравнивает свой текст с правильным написанием. Совместно подводим итог, делаем выводы, над чем ещё нужно поработать, после этого учащийся ставит отметку в лист самооценки)
Физкульминутка
Упражнения для шейного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
-
Скольжение подбородком по грудине вниз.
-
«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
-
Наклоны головы вправо-влево.
-
«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
-
«Сова»: поворот головы вправо-влево.
-
«Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
-
«Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
-
«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
-
Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
-
Круговые движения плечами вперёд и назад.
-
«Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
-
Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
Повторение. Задание 4. Пунктуационный анализ текста
1 группа: составляют схемы предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом
2 группа: составляет схемы предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3 группа: сложные предложения
4 группа: другое
Подведение итогов, выступление каждый группы. 4 группа отмечает, что в последнем предложении прямая речь, чертят схему, объясняют постановку знаков препинания. Запись в лист самооценки.
Закрепление:
Тест
1 вариант |
2 вариант |
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. свеклА дозвонИмся мозаИчный лососЕвый в тУфлях 2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Джорджи НАДЕЛ свой дождевик жёлтого цвета, выхватил бумажный кораблик из руки брата и побежал на улицу. Витя чувствовал на себе ВРАЖДЕБНЫЙ взгляд неприятеля. Среди предметов, найденных детьми на чердаке, был старинный ГЛИНИСТЫЙ кувшин с отбитой ручкой. На ДЕЛОВОЙ встрече сторонами был подписан взаимовыгодной контракт. СОСЕДСКИЙ кот тайком пробирался к нам через окно и спал весь день на бабушкином кресле.
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ё?
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Оба они (1) едва взглянув друг на друга при первой встрече (2) состоявшейся спустя неделю после знакомства (3) сразу прониклись взаимной симпатией и едва сдерживали улыбку (4) выдавая свои чувства лишь мимикой и словами.
|
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. избаловАть прозорлИва отозвалА клалА плодоносИть 2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В планетарии Лину поразила ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ музыка Чайковского. Двадцатого числа каждого месяца необходимо ОПЛАТИТЬ за электроэнергию. В саванне неожиданно раздался громкий ЗВЕРИНЫЙ крик. Мы долго шли по КАМЕНИСТОМУ руслу высохшей за многие годы реки. Некоторые люди относятся НЕТЕРПИМО к чужому успеху и стремятся обесценить заслуги людей. 3. В каком ряду слов следующий порядок букв: е,ё,о,о?
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Галя носила платок (1) повязав его вокруг головы (2) и (3) соорудив из свободных концов (4) что-то наподобие цветка (5) распустившегося у нее на плече. |
Самопроверка. Учащийся делает отметку в лист самооценки
Иванов Сергей |
|
Задание1 Ударение |
+ |
Задание 2 Паронимы |
- |
Задание 3 «О – Ё после шипящих» |
+ |
Задание 4 Пунктуационный анализ |
_ |
Задание 5 Итоговый тест |
+ |
|
|
Над чем ещё нужно поработать |
|
На что обратить внимание |
|
|
|
|
|
Домашнее задание:
Цель: подведение итогов урока.
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия):
-
Сегодня я узнал…
-
Было трудно…
-
Я понял, что…
-
Теперь я могу…
-
Я научился…
-
У меня получилось…
-
Я смог…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Московкина Лариса Владимировна
→ Публикатор 30.06.2020 0 20621 1471 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.