Статья "Методы профилактики клипового мышления на уроках литературы"


«Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду успешно жить и развиваться в нем. Такое мышление называют клиповым. Оно характеризуется поверхностностью, образностью, интуитивностью», - утверждает педагог Е.Ю. Ривкин.

Термин «клиповое мышление» произошел от английского слова «clip», что означает «делать вырезки», «обрезать», «зажимать». Феномен клипового мышления легко понять, если представить современные музыкальные клипы или трейлеры к художественным фильмам: быстро сменяющаяся череда картинок, события, связь между которыми сложно установить, зрелищные кадры, использованные с целью вызвать у зрителя сильные эмоции. Этот тип мышления противоположен традиционному понятийному, для которого характерны последовательность, логичность, выявление причинно-следственных связей.

Человек не рождается с клиповым мышлением, оно вырабатывается и приобретается в силу следующих обстоятельств: компьютеризация, подключение школ к Интернету, зависимость от компьютерных игр и массовая культура, к которой относится телевидение, музыкальные клипы, кинофильмы, специальная литература.

Следует отметить некоторые особенности учащихся – обладателей клипового мышления:

  1. не умеют анализировать, отсутствует четкая логика, они не умеют выделять главное и устанавливать логические связи;
  2. обладают кратковременной памятью, в то время как долговременная память отсутствует. Они полностью забывают материал 2–3–4 недельной давности. Причина заключается в том, что при клиповом мышлении развита кратковременная «механическая» память, из которой полученная информация быстро стирается за 1–3 дня.  А запоминание должно быть на основании анализа и установления логических связей, при этом запоминание осуществляется непроизвольно. Мозг усваивает логические связи и на их основе осуществляется запоминание. Такое запоминание основано на продолжительном мышлении, которое закрепляется на годы или на всю жизнь. При использовании, таким образом, полученных знаний в профессиональной деятельности происходит быстрое восстановление в случае их востребованности;
  3. могут оперировать смыслами только малой длины. Возрастание сложности изучаемых объектов приводит к абсолютному непониманию изучаемого материала;
  4. отсутствует интерес в изучении предмета, так как они не понимают, о чем идет речь;
  5. выражена быстрая утомляемость при изучении обязательных дисциплин;
  6. подростки не могут осилить что-либо из классической литературы, они могут читать только иллюстрированные комиксы и специальные газеты и журналы. Ученики не могут самостоятельно подготовить реферат по гуманитарной или специальной дисциплине;
  7. не умеют работать самостоятельно;
  8. резко снижается коэффициент усвоения знаний;
  9. быстрая забываемость;
  10. наблюдается низкая дисциплина, обусловленная отсутствием интереса;
  11. человек с клиповым мышлением не может успешно учиться и делать успешную карьеру. Такие люди являются аутсайдерами в учебе и карьере;
  12. уровень критического сознания людей с клиповым мышлением низкий. Эти люди программируемы. Они восприимчивы к чудесам, тайнам, мистике;
  13. у учащихся с клиповым мышлением формируются своеобразные морально-этические ценности, а именно: ослабление чувства ответственности; понятия совести и чести исключены; отсутствует чувство сопереживания (смерть не вызывает сопереживания); люди становятся циничными; все, что связано с уровнем «ниже пояса», вызывает положительную эмоциональную реакцию[1].

Вывод — надо что-то менять.
Цель — научить детей мыслить. Это главное.

Средства достижения:

  • необходимо изучить, чем они отличаются от обычных детей. Что им нужно, их модели поведения, модели восприятия;
  • изменить учебный процесс таким образом, чтобы он соответствовал восприятию учеников:
  • научить их мыслить своим способом. Глядишь, и вместо серой посредственности в результате имеем творческих людей;
  • больше уделять внимания развитию не логического мышления, а правополушарного (интуиция). Больше творческих задач, задач на чувства, эмоции, движения. Увидеть, потрогать, ощутить, сделать что-то руками.

Нужно понимать, что клиповое мышление — не диагноз, а вынужденное явление в эпоху информационных технологий.

Что можно сделать? Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем[2]. Прежде всего таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений.

Урок литературы – это прежде всего работа с текстом. Необходимо сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную словесную формулу. Главная задача учителя – помочь ребятам.
Уместно здесь вспомнить о том, кто такой идеальный читатель? Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не пройти мимо трудностей и в какой-то степени избежать иллюзии понимания. Идеальный читатель выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения. Делать выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Эмоциональная реакция от такой работы тоже важна: школьники начинают чувствовать слово, а работа над выписками углубляет состояние удивления, продлевает его. Не менее важным является выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования авторского текста.

Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода. Что даёт такая работа? Прежде всего, она способствует осознанному восприятию текста и развитию монологической речи, так как формула, записанная учениками, содержит план высказывания, по которому можно судить о целостном восприятии текста, школьники учатся аргументировать свои доводы. Исследование текста и привлечение внимания к чтению художественной литературы помогает развивать память ребят, помогает ощутить радость от интересных находок и желание поделиться ими. Выстраивая работу, можно повторить пройденное, можно провести параллели между произведениями других авторов, уловить общие проблемы и своеобразие подхода к ним.

Главный акцент учитель должен сделать на постижение школьниками основного замысла автора, а не только на характеристику героев, как это часто бывает. Тогда произойдет открытие истин, необходимых каждому человеку. Преимущество подобной работы ещё и в том, что упрощается задача опроса, любые выписки ребят легко проверить, на это требуется меньше времени, зато увеличивается время на исследование текста. Кроме того, выписки, которые делают школьники, не могут не способствовать улучшению общей грамотности. Исследование текста – работа, требующая от учителя целостного представления обо всей системе уроков по теме, умения применять различные варианты исследования.

Большую помощь при осмыслении художественного текста оказывают не только выписки, о которых было сказано выше, но и подчёркивания. Кто-то скажет, что это совсем нереально. Реально и даже очень. Подчёркивание существенного, важного в тексте помогает его усвоению и пониманию сюжета.

При воспитании интереса к чтению играют заметную роль закладки. Хороший читатель (ученик) всегда подмечает подобное у учителя и невольно заставляет себя делать то же самое. Кстати, именно закладки были присущи стилю работы А. С. Пушкина. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, современные учёные нашли в книгах и подчёркивания, и закладки, и разные значки на полях. Свой стиль чтения Пушкин приписал Евгению Онегину.

После того как диалог с текстом любого произведения закончен, можно организовать работу по составлению плана. Возможно, кто-то проигнорирует этот вид работы, но и он, если вдуматься, стимулирует школьников к углублённому исследованию текста, к желанию прочитать его внимательно. Устный или письменный план должен отражать в сжатом виде смысловую структуру изучаемого произведения. Особенно удачный план обосновывает и доказывает основную мысль автора. План становится дорожкой через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план поможет школьникам понять основное содержание текста, сделает его легко обозримым и компактным, удобным для хранения в памяти.

Продолжая говорить о воспитании интереса к чтению через исследование текста и разных видах работы при этом, нельзя не упомянуть работу с таблицами, схемами, отражающими содержание того или иного произведения. В виде схем, как правило, отражаются события, ход рассуждения, разного рода понятия. Очень полезно записывать и обдумывать те схемы, которые даны в учебной литературе или предлагаются учителем. Но гораздо важнее научиться составлять схемы, рисунки к тексту, таблицы самостоятельно. Что это даёт? Они помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов.

«Читается трояким образом, ‒ писал в своё время драматург XVIII века Я. Б. Княжнин, ‒ первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано». Для этого к обдумыванию нового материала привлекаются все ранее изученные сведения. Это может быть материал не только по литературе, но и из других учебных курсов. «Притягивание» прежних материалов может происходить на всех этапах работы исследования текста и привлечения внимания к нему школьников: и при обдумывании заголовка, и по ходу чтения, и по окончании чтения, и при подведении итогов прочитанного. Сопоставляя давно известное с новыми сведениями, школьник получает большой прирост к пониманию того материала, который проработан.
Стать настоящим, а самое главное, хорошим читателем, помогают и памятки, предлагаемые учителем. Например:
1. До чтения текста. Начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя на работу с текстом.
2. По ходу чтения. Ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. По ходу диалога старайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчёркивайте важные мысли. Составляйте схемы, таблицы. Разбирайте конкретные примеры.
3. После прочтения текста. Попытайтесь выразить главную мысль текста. Прочтите повторно трудные для вас эпизоды. Попробуйте составить план. Задайте вопросы по всему произведению. Проверьте себя.
2. Чтобы глубоко и последовательно мыслить, нужно анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Видеть только единственную точку зрения — всегда опасно. В любом вопросе нужно искать противоположный взгляд. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах делает человека трезвомыслящим. Причём лучше всего участвовать именно в дискуссиях, а не в полемике. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, участники же дискуссии защищают свои точки зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. Важны и полемика, и дискуссия, но именно второе развивает умение и желание думать.


Полный текст материала Статья "Методы профилактики клипового мышления на уроках литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Билалова Чинара Халисовна  Публикатор
27.08.2020 0 1065 206

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК