Статья "Смысловое чтение на уроках литературы"


Смысловое чтение – это осмысление информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Одной из проблем современной школы является отсутствие у учащихся навыков смыслового чтения. Причины этого явления известны: развитие и популяризация электронных средств массовой информации, яркий видеоряд привлекательнее печатного текста, интерес к компьютерной и игровой технике, клиповое сознание современных детей. Всё это привело к тому, что дети разучились понимать текст художественных произведений. 

В этой статье хочется коснуться практических приёмов развития навыков смыслового чтения на уроках литературы.

Прежде всего, хочется определить круг проблем, возникающих при работе с текстом на уроках литературы. Особенно много их при изучении литературы прошлых столетий. Учащиеся не понимают иногда до 40% лексического значения слов. Да и сложно от них этого требовать - лексика устаревшая. Так же обстоит дело и с пониманием реалий прошедших времён. Изменился социальный строй, быт, образ жизни и многое другое.

Но это самые простые, если так можно сказать, из проблем. Дети не умеют видеть в героях живых людей, а не персонажей, потеряли способность воображать, представлять себя на месте литературных героев, жить их интересами. А как иначе понять Наташу Ростову, Родиона Раскольникова?

Особое внимание хочется уделить художественным средствам. Зачастую дети плохо усваивают этот материал, в лучшем случае просто заучивают определения. Практически применять эти знания дети не умеют. А без знания художественных средств русская литература становится плоской и примитивной. Представьте, что встречу со старым дубом в «Войне и мире» Л.Н. Толстого дети воспримут с точки зрения смен времён года.

Система анализа художественного произведения с точки зрения смыслового чтения.

Прежде всего, читаем. Стихотворение или отрывок из произведения – текст не должен быть очень объёмным. Лучше тщательно проработать абзац, так, чтобы учащиеся его поняли, а главное – освоили алгоритм работы с текстом, ведь в классе можно успеть далеко не всё. После чтения задаём вопрос, всё ли было понятно? Если нет, то почему, что именно не поняли? Самое простое – это значения устаревших слов, но не только. Практика подтверждает, что у многих учащихся словарный запас небогат, они не понимают и современную лексику. Рациональнее будет словарную работу задавать на дом для экономии времени, но не сразу, а когда они поймут необходимость и технологию этой работы.

Далее – знакомство с эпохой, например, при изучении «Евгения Онегина»  этому можно посвятить целый урок на тему «Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни». Материал находится в самом тексте. Обязательно нужно пояснить социальное устройство общества, дети как правило, не понимают, чем отличалась жизнь дворян, крестьян, мещан. Да и сами эти слова ни о чём им не говорят. Вообще, очень важно пояснить, как общались люди между собой. Современным детям не понять, что значило для Татьяны первой признаться в любви. Они не видят особой трагедии в том, что Наташа Ростова хотела тайно бежать с Анатолем.

При объяснении роли художественных средств нужно идти от практики к теории, а не наоборот. Например « …прозрачный лес один чернеет…» - попросите пояснить учеников, почему «прозрачный», почему «чернеет», пусть дети расскажут своими словами, что они видят внутренним взором при чтении тих строк, а уже потом пояснить, какое средство было использовано, и какой эффект этим достигнут.

Это только предварительная работа. После этого необходимо, чтобы ученики прониклись жизнью героев, их радостями, страданиями, поисками.

Здесь уместны и диспуты, и инсценировки, выразительное чтение, чтение по ролям. Пусть дети сами попробуют дать обоснования поступкам героев.

Только после такого чтения можно приступать к написанию сочинений. Они могут быть различных видов. Сейчас популярны сочинения в жанре «фанфик». Ученики могут написать продолжение произведения, развить какую –то сюжетную линию, написать историю отдельного героя.

В заключение хочется подвести итог. Не всё так просто. Чтобы ребёнок начал не просто читать, а понимать литературу, прежде всего его необходимо заинтересовать. Именно в этой ситуации для каждого учителя открываются огромные возможности для творчества.


Полный текст материала Статья "Смысловое чтение на уроках литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Изергина Лилия Геннадьевна  Публикатор
30.08.2020 0 879 224

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК