Статья "Возможности реализации методов холистического обучения в предметах русский язык и литература"


Цель данной образовательной концепции - формирование личности, способной к успешной социализации, подготовленной к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора.

Достижение данной цели видится в решении следующих педагогических задач:

  • создание эффективных условий для реализации и развития индивидуальности ученика;
  • формирование различных компетенций (организационной, информационной, коммуникативной, учебной).

Ключевые слова:
холистического обучение,правополушарного обучение, интерпретация,левополушарное обучение, физико-сенсорное обучение, эмоциональное обучение

В последние годы всё чаще мы слышим высказывания о том, что в процессе обучения ребенок должен получать всестороннее развитие.  Мы также поддерживаем принцип целенаправленной и систематической работы «над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых».

Но как это сделать, ведь все дети разные. Как найти нужный подход к ребенку, чтобы донести до каждого то, что мы хотим? Какие методы необходимо использовать для этого?

Мы проанализировали различные теории обучения, и наиболее эффективными нам представляются методы холистического обучения.

Рассмотрим их применительно к нашим предметам-русскому языку и литературе.

В современной западной науке термин «холизм» применяется как обозначение принципа целостности. Холистическое обучение — это попытка гармонизировать развитие ребенка на основе учета функциональной асимметрии полушарий мозга путем объединения различных способов обучения.

Холистическое обучение-гармоничная система, обращенная к ученику в целом; использованные при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга-левого (доминирует рациональность, функциональное мышление, аналитические подходы) и правого (доминируют эмоциональные подходы, образное, целостное видение).

Холистическое обучение входит физико- сенсорное обучение (основанное на познании окружающего мира с помощью различных органов чувств) и эмоциональное обучение.

Необходимо отметить, что методы холистического обучения исходят из одновременного использования разных видов обучения; фактичекски применяется широкий спектр видов обучения. Именно поэтому разные ученики могут одинаково преуспевать при таком обучении.

Все сказанное хорошо сочетается с главными идеями модели «Экология и диалектика»,основным принципом, который является интегративно-гуманитарный подход.

Интеграция в обучении – необходимое условие гуманитаризации; поэтому интеграция и гуманитаризации должны рассматриваться в едином комплексе.

Итак, остановимся на видах холистического обучения.
Физико-сенсорное обучение.

Одной из первостепенных задач развивающего бучения является формирование восприятия, способности взаимодействовать с окружающим миром. Для этого необходимо развитие всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Нам, филологам, это необходимо ещё и потому,что при анализе художественного произведения это понятие стоит на первом месте: «восприятие», а потом уже «истолкование» и «оценка». Необходимо учить детей при знакомстве с произведением настраивать такие органы чувств, как зрение и слух, а также некое внутреннее чутьё, умение эмоционально понять и пережить те чувства.Которые автор вложил в своё произведение.

- Мы учим воспринимать звукопись стиха   

Пример: употребление звука.Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе
Люблю грозу в начале мая,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые (Ф. Тютчев)

Повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод … (А. Фет)
- учим обращать внимание на правописание при чтении произведения 

Пример:
Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
[Однородные сказуемые =]

2) Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
[однородные определения ~]
- учим словесному описанию зрительных образов, которые возникают при чтении произведения.
Пример: Главный образ стихотворения Есенина "Поёт зима-аукает..."-образ зимы.

С одной стороны, зима — это добрая и заботливая матушка, укутывает деревья, баюкает лес. С другой стороны, зима-суровая мачеха, морозит нерадивых детей, от её гнева нельзя спрятаться. Образ зимы двуликий, красота противостоит безжалостности зимней поры.

Образ зимы противопоставлен образу весны, времени перемен, суровую мачеху сменит красавица весна, ясная, в улыбках солнца.

Используя органы чувств, ребенок оказывается открытой системой. Он развивает в себе способность воспринимать окружающий мир не со стороны, а изнутри, исследовать его через собственное взаимодействие с ним.

Правополушарное обучение корректирует распространенный крен в современных системах образования, нацеленных на развитие нормально-логического мышления. Человек приучается мыслить жёсткими однозначными категориями. Холистическое обучение, как целостный подход. Предполагает применение широкого спектра видов обучения.

Психологи указывают на то, что благодаря правому полушарию, как бы сам по себе складывается целостный образ мира. Исследования показывают, что у детей левое полушарие активизируется с -10-летнего возраста, а до этого было преимущественно активизировано правое полушарие.


Полный текст материала Статья "Возможности реализации методов холистического обучения в предметах русский язык и литература" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горлова Ольга Витальевна  Публикатор
24.10.2020 0 729 218

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК