Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Язык родной, дружи со мной"; 6 класс


Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку «Язык родной, дружи со мной»

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности бережного отношения к родному русскому языку.

Задачи:

  • Образовательная – закрепить, обобщить и систематизировать знания, проверить теоретические знания учащихся и  их практические навыки. формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.

  • Развивающая – формирование интеллектуальных умений: развивать умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом   ситуации общения; развивать умения работать в команде, а также умений осуществлять рефлексивную деятельность.

  • Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к изучению родного языка, воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей, развить умение учащихся работать в группах.

 

Ход мероприятия.

Мотивация учебного процесса

- Здравствуйте, ребята, гости нашей сегодняшней игры. Начать наше мероприятие хотелось бы с видеоролика, давайте его внимательно посмотрим. (Видеоролик «Ксанф и Эзоп», 2мин.)

Как вы думаете, прав ли был Эзоп? На самом ли деле язык – это самое худшее на свете и в то же время самое лучшее?

Чему же наша игра посвящена? (Дети предполагают). Правильно, великому и могучему, правдивому и свободному русскому языку. Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства. Но ведь русский язык – это наш с вами мир, наша жизнь, На русском языке мы говорим свое первое слово, учимся читать, общаемся, спорим. Мы знаем и любим свой язык, просто редко об этом задумываемся. Сегодня мы проведем соревнования между 5 и 6 классами и узнаем, умеют ли команды обращаться с языком правильно и бережно?

- При входе каждый из вас вытянул фигуру с названием команды и занял свое место. Сегодня вы будет оценивать себя самостоятельно и после каждого задания записывать свои баллы на доске.

1. Разминка.

Учитель: Ребята, у вас в конверте лежит лист с шарадами. Вы должны в течение двух минут собрать слова и написать ответ в пустую строчку.

Шарады 
Первый слог – предлог.
Второе– летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)

В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
А целое – все ждут ответа. (Вопрос)

2. Расставить ударение в словах . «Орфоэпическая минутка».

Учитель: Ребята, вы знаете, что уровень культуры каждого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать, как он произносит слова. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
Послушаем «Рассказ школьного портфеля» о мальчике Пете, который 
не ставит ударений в словах. Читает Евсеенко Вадим

Знакомьтесь: Петя - мой сосед.
Ему уже 12 лет,
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет..»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу… Пекёт блины…»
И до меня дошел черед
Портфель он «портфелем » зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя...
- Петя! – несется со двора -
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, «Петя»,
Ведь ты большой, а не дитя!
«Петя» обижен на ребят,
Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ребята! Кто из вас не прочь
Несчастному «Пете» помочь,
Чтобы мальчишка смог опять
Обыкновенным Петей стать? (Ю.Тимянский)
Учитель: Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения.
Как же помочь Пете, ребята?
Дети: Да, во всех словах нужно правильно ставить ударения. 

Учитель: Итак, задание: в течение одной минуты правильно расставить ударение в словах. Задание находится у вас в конверте.


Каталог, договор, ходатайство, творог, украинский, торты, красивее, 
звонишь, кухонный, щавель, газопровод, балованный, хозяева, форзац, обеспечение, свекла.

Хорошо, а теперь давайте проверим, у всех ли правильно поставлено ударение, за каждое правильно поставленное ударение 1 балл.

 

3. Конкурс «Срочно нужен переводчик». Иногда, слушая речь молодых людей, взрослые подчас оказываются в положении иностранцев, над которыми можно иронизировать – всё равно ничего не поймут.

Сценка «Три желания»

Мальчик идет прогулочным шагом, находит кувшин (лампу, вазу). С удивлением поднимает, сметает пыль...(Звучит музыка)

Появляется Джинн.

Мальчик: - Вы откуда? Кто вы???

Джинн: - Я вот из этого трижды проклятого кувшина. О, юный мой повелитель, я Джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб. Так знай же, о превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Слава, ибн... Я выполню три твоих желания, ибо ты спас меня из этого страшного заточения.

Мальчик: - Хочу трубу самой последней модели, самую крутую навороченную тачку и много - много бабок.

Джинн вырывает волосок из бороды, приговаривая: -

Джинн: - Вот тебе труба, самой последней модели, пластиковая, из 15 школы. А вот тебе тачка, самая крутая, самая навороченная, из Китая.

А вот тебе много - много бабок. (Выход бабок под песню «Бабушки-старушки»)

Мальчик: - Но это не то, что я хотел...

Джинн: - Что ты просил, то я и исполнил: вот труба, тачка, бабки.

Мальчик в недоумении..., разводит руками.

Появление гения

Пушкин

Ну, здравствуй, племя молодое, незнакомое!

Я помню чудные мгновенья,

Когда учился в школе я:

К наукам, книгам, просвещенью

Тянулись все мои друзья!

Что ж вы, потомки, натворили?

Во что язык наш превратили?

Куда исчез высокий слог?

Кругом попса, тусовки, рок.

Уж не нужна литература

В век SMS - ок и гламура.

И хоть я самых честных правил,

Как взял бы розги и вот их

Учить бы заново заставил

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ НАШ ЯЗЫК!

 

Учитель :  Ребята, почему ученик был недоволен волшебством Джинна? Предлагаем вам побыть в роли переводчиков: необходимо сделать литературный перевод монологов своих сверстников.

«Прикинь, шнурки сегодня нарисуются на тусовку в Место Знаний, а когда будут лясы точить, то преподы про наши оценки разбухтятся. Черепа с катушек, а то и вовсе с дуба рухнут. Капец на хате нам настанет. Больше в чате не помочалимся».

Проверка монологов на экране.

 

4. Конкурс «Художники».

Учитель: Следующий конкурс «Художники». Найдите нужный конверт, итак, задание: изобразить на бумаге фразеологизм так, чтобы команда соперников догадалась, какой фразеологизм записан в карточке и сумели правильно объяснить его значение.

(Балл получает команда, подготовившая рисунок, чем точнее и полнее ответ соперников, тем выше балл у команды)

Подливать масла в огонь.

Глаза разбегаются.

Зарубить на носу.

Одним выстрелом убить двух зайцев.

Язык до Киева доведёт

5. Конкурс «Знатоков поговорок и пословиц».

Учитель: Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь! Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Итак, конкурс «Знатоки пословиц и поговорок». На листке после вопроса прописываете ответ: пословицу, поговорку. Время выполнения 2 мин.

1. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет)

2. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что человек, который рано встает, успевает больше сделать за день?   (кто рано встает, тому бог дает)

3. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (после дождичка в четверг)

4. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?  (положить зубы на полку)

5. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?   (не плюй в колодец - пригодится воды напиться)

Проверка задания.

6. Конкурс « Собери высказывание»

Чтение стихотворения о русском языке Кравцова Алиса

На листе написаны высказывания о русском языке. Нужно прочитать его.


К     А     Г
Ы     Н     Е 
З     Е     Р 
Я     Т     Е 
Ш     И     Б 
(Берегите наш язык)

К     И     Р     Ч
Ы     К    Е     У
З     С     Т     З
Я     С     Й     И
Й     У     А
(Изучайте русский язык)

Е И Н Я О Т

С О Д Е Ш А

Н К Ы З Я

(Язык – наше достояние)

А Д О Р А

Н Я И Р О

Т С И О Т

Э К Ы З Я

(Язык – это история народа)

К Ы З Я Й

И К С С У

Р Ч У Г О

М И К И Л

Е В

( Велик и могуч русский язык)

7 . Пунктуационная задачка.

Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

(Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего

двадцать).

8. Конкурс «Заповеди Речи»

Учитель: Я думаю, вы согласитесь, что русский язык богат, выразителен, красив. А всегда ли правильно мы относимся к языку? Не засоряем ли мы его, не искажаем, употребляя фразы в речи, интернете, которые очень отдалённо напоминают русский язык?

Перед вами пустой лист. Попробуйте написать правила, заповеди речевого поведения, которые помогут именно вам, молодым людям, будущему страны, не растерять нашу кладовую души, русский язык… Время 2 мин.

А вот мои заповеди речевого поведения:

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2.Избегай речевого однообразия.

3.Говори четко, точно, понятно.

4.Избегай слов-паразитов.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5. Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Каждая команда зачитывает свои заповеди и вывешивает на доску.

Теперь подсчитаем количество заработанных баллов. (Подсчет и награждение команд).

Наше мероприятие подошло к концу. Нам хочется поблагодарить всех вас за работу. Любите родной язык, изучайте его. Обогащайте словарный запас, свою память, ведь только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Новых вам открытий, знатоки и любители русского языка!  А перед уходом из кабинета возьмите магнит и разместите на мишени от 5 до 10 в зависимости от вашего эмоционального состояния, настроения, насколько понравилась вам игра!

 


 


Полный текст материала Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Язык родной, дружи со мной"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Завадская Юлия Анатольевна  Публикатор
29.10.2020 0 7467 570

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК