Конспект урока русского языка "Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи"; 5 класс
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.
Цели урока:
1. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о склоняемых частях речи, их морфологических признаках; б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;
2. Воспитательные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей; б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;
3. Развивающие: а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах; б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление; в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).
Урок способствует формированию следующих УУД:
личностных: освоить личностный смысл учения, желание учиться; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, учебная мотивация; развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив.
регулятивных: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы; определять цель учебной деятельности; следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки; осуществлять само- и взаимопроверку работ, взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе, в паре.
коммуникативных: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, в паре; проявлять толерантность, речевая деятельность с целью получения информации.
познавательных: преобразовывать условные модели в словесную информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.
Оборудование:
-
Учебник “Русский язык”4 класс. Л. Я. Желтовская.
-
Карточки.
-
Компьютер.
-
Презентация.
Ход урока:
-
Организационный момент
Рада видеть вас, ребята.
Наш урок пора начать.
Готовы знанья получать?
- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие по стране Грамматика!
Слайд 1.
Вспомните, пожалуйста, что изучает грамматика как раздел языкознания?
Дети: - Она изучает части речи, словосочетания и предложения.
- Верно. Итак, отправляемся в путешествие. Чтобы любой путь был легче и веселей, поможет верный друг.
Слайд 2.
У нас на доске пословица: Умный друг – половина дороги. Как вы думаете, чему она нас учит?
2. Минутка чистописания.
- Любое путешествие легче совершить, воспользовавшись транспортом. Назовите, пожалуйста, деталь, без которой не обходится ни одно транспортное средство.
- Давайте нарисуем колеса для нашего путешествия. Вы получили путевые листы. Работаем.
На доске.
-
Словарная работа.
- А на каком транспортном средстве мы отправимся, вы узнаете по ключевому слову, зашифрованному в кроссворде.
Слайд 3.
Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – …!
(пассажир)
Сделан он из толстой кожи,
Вещи он нести поможет,
Его закроем на замок,
Чтоб вещи взять чужой не мог.
Ответ: Чемодан
Без него не зайдёшь ты в вагон,
Без него не отправишься в путь.
У кассира находится он.
Купить его не забудь! (билет)
Нужно здесь купить билет -
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы. (вокзал)
Мой первый слог средь нот найдешь,
Покажет лось второй и третий.
Куда из дому не пойдешь,
Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.
(Дорога)
-
Актуализация полученных знаний.
- Верно, мы отправляемся на поезде. Но поскольку наше путешествие по стране Грамматика, поезд у нас необычный, а с грамматическим названием. Прочитайте стихотворение, понаблюдайте за выделенными словами и скажите, как будет называться наш паровозик.
Слайд 4.
Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.
Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.
Сами - чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!
Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!
- Что же происходило в стихотворении со словами «свинья» и «полынья»?
Дети: Они изменялись по падежам, склонялись.
-Наш поезд так и называется Склонение.
Поезд вывешивается на доску.
- Чему еще учит нас стихотворение?
Дети: Безопасности. По льду нужно ходить осторожно.
- На поезде Склонение могут путешествовать не все части речи. Давайте рассадим пассажиров – части речи в вагоны. Какие части речи являются склоняемыми?
Дети: Имя существительное, имя прилагательное, местоимение.
- Раз уж мы тоже отправляемся в путешествие, рассаживаемся в вагоны.
(Каждая группа получает название вагона)
- В путешествии мы будем делать остановки. Каждая станция носит название падежа. Найдите названия падежей, расставьте их по порядку.
На доске.
Именительный, родительный, дательный винительный, творительный предложный, покладистый, резвительный, ругательный, занимательный, родительский.
- Почему некоторые карточки остались нетронутыми?
-
Работа по теме урока.
- Первая станция – Именительный падеж.
-Прочитайте. В каком падеже употреблены здесь имена существительные? Имена прилагательные? Какие предложения можно составить из набора слов? Какие из них требуют изменения форм слов. Запишите. Найдите в предложениях главные члены.
1. Дошли, народные, века, из, песни, глубина, до нас, старинные. 2. Их мелодии, чувства и думы, предки, протяжные, наши, сохраняют.
1. Из глубины веков дошли до нас старинные народные песни. 2. Их протяжные мелодии сохраняют чувства и думы наших предков.
- Вторая станция – Родительный падеж.
- На этой станции мы можем размяться и немного отдохнуть .
Физминутка.
- Как только вы услышите слово в родительном падеже, присаживаетесь.
Родительный падеж
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.
- Третья станция – Дательный падеж.
Работа по карточкам.
Поставить данные словосочетания в форму дательного падежа.
1 (Вера и Коля)____________ надо много заниматься, если они хотят хорошо сдать экзамен. 2 Она рада (хорошая отметка) ___________. 3 (Моя подруга) _____________нельзя опаздывать, (она)___________ пора научиться рано вставать. 4 (Они)__________ было весело на цирковом представлении. 5 (Девочка)___________ было скучно дома, и она пошла гулять. 6. Если (вы) холодно, закройте окно.
Тестовая работа
«Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»
1.Окончания –ого, -его имеют имена прилагательные мужского рода в:
1)родительном падеже
2)именительном падеже
3)дательном падеже
2. укажите строку, в которой все имена прилагательные в дательном падеже:
1)сильному ветру, синего моря, большого счастья
2)к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому
3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю
3. Укажите строку в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания:
1)сильн… дождь, син… шар, больн… друг
2)ледян…. катку, по ярк… солнцу, к весёл… празднику
3)родн… города, летн… дня, по солнечн… утру
4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное:
1) каменный
2)сильному
3)морского
1.В каких формах дательного падежа у существительных совпадают окончания?
• Во всех формах единственного числа;
• Во всех формах множественного числа;
• В формах 1 и 2 склонений;
• В формах 2 и 3 склонений.
2. Какие окончания имеют существительные 2 склонения в дательном падеже единственного числа?
-е, -и;
-ам, -ям;
-у, -ю;
-а, -я.
3. В каком из словосочетаний употреблено существительное 1 склонения в дательном падеже?
Подойти к линии;
Мемориал героям;
Отправить посылку;
Обещать преподавателю.
4. В каком из словосочетаний употреблено существительное 2 склонения в дательном падеже?
Подарки маме;
Подъехать к крепости;
Гимн красоте;
Андрею не спится.
5. Найдите в предложении существительное в форме дательного падежа множественного числа: «В нашем живом уголке нашлось место и ежику, и белочке, и троим хомячкам».
Уголке;
Ежику;
Белочке;
Хомячкам.
Употреби личные местоимения в нужном падеже
1. Преподаватель говорил с ___?
табой
тобой
2. Мы встретили ___ в кино.
её
неё
3. Я написала ___ письмо.
нему
ниму
ему
иму
4. Ты был у ___?
их
них
5. Одноклассник рассказал о ___.
тибе
тебе
6. На ___ что-то сидит.
мине
мне
мене
- Четвертая станция – Винительный падеж.
Работа по слайду. Устно.
Слайд
Ответьте на вопросы, используя слова в скобках.
1 Кого вы видели вчера? (Мы, общие друзья). 2 Кого ты вчера встретил(а)? (я, лучшие подруги) 3 Я даже сразу не узнал(а) (Он, родственники). 4 Надо встретить в аэропорту (Они, приятели). 5 Не надо обвинять (Эти люди). 6 Я очень люблю (я, папа и я, мама). 7 Я очень рад(а) за (ты, друг). 8 Я хочу покормить (она, собака). 9 Дайте мне обнять (я, дедушка и я,бабушка). 10 Я буду всегда любить и защищать (Мой сын и моя дочь). 11 Как хорошо, что мы поддержали (мы, друг) в трудную минуту! 12 Ты должен слушаться (Мама и папа).
- Пятая станция – Творительный падеж.
Вставить пропущенные окончания. Помните о правописании окончаний. Как правильно написать безударное окончание имени существительного?
Имени прилагательного? Как не допустить ошибку в правописании местоимений?
Растёт под берёзой, шагать с песней, между яблоней и смородиной, сидит за партой, лететь над деревней, засыпаны снегом, увидеться с мамой, разговаривать с другом, гулять с собакой, махать саблей, заниматься делом, копать лопатой, пирог с повидлом, наблюдать за птичьей стаей, отделать камнем, мыть шампунем, доволен путешествием, зайти за председателем.
Колючим кустарником, рыжим котом, перед дальним путешествием, хорошим другом, с синим шаром, за ближним озером, со счастливым концом, шефствовать над сменной средней школой, с крупными кистями, довольны зимней морозной погодой, молодым человеком, хорошим уроком, воспитанным ребенком, золотым орешкам, лучшим подарком, свежим ветром.
Горжусь (они) ________, гуляю с (она) ____________, полетел над __ (я) _____________, поехал в гости с (он) _______________, любуюсь (вы) _____________, восхищаюсь (ты) _______________, висит над (оно) _______________, над (мы) __________ синее небо, зашёл за (они)__________, лежал под (он)____________, работаю над (она)________, разочарован (она)___________.
7. Итог урока
- Шестая станция – Предложный падеж.
- Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? Продолжите фразу
Мы говорили сегодня о чем? (о склонении)
При склонении имен существительных и прилагательных можно допустить ошибку в чем? Где?
Чтобы правильно написать окончание, нужно помнить о чем?
8. Рефлексия
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось.
На столах лежат плакатики со смайликами – настроением. Какое у вас сейчас настроение. Выберите соответствующий смайлик, наклейте его на вагончик.
Фамилия, имя ______________________________________________________
________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Минутка чистописания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Станция «Именительный падеж»
Прочитайте. Какие предложения можно составить из набора слов? Какие из них требуют изменения форм слов. Запишите. Подчеркните в предложениях главные члены.
-
Дошли, народные, века, из, песни, глубина, до нас, старинные. 2. Их мелодии, чувства и думы, предки, протяжные, наши, сохраняют.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Станция «Дательный падеж»
Поставить данные словосочетания в форму дательного падежа.
1. (Вера и Коля)______________________________________ надо много заниматься, если они хотят хорошо сдать экзамен. 2. Она рада (хорошая отметка) ___________________________________________________________. 3. (Моя подруга) ___________________________________________нельзя опаздывать, (она)___________ пора научиться рано вставать. 4. (Они)________________ было весело на цирковом представлении. 5. (Девочка)____________________ было скучно дома, и она пошла гулять. 6. Если (вы)__________________ холодно, закройте окно.
Станция «Творительный падеж»
Вставьте пропущенные окончания.
Растёт под берёз_____, шагать с песн______, между яблон____ и смородин____, сидит за парт___, лететь над деревн____, засыпаны снег____, увидеться с мам_____, разговаривать с друг_____, гулять с собак____, махать сабл____, заниматься дел____, копать лопат_____, пирог с повидл_____, наблюдать за птичьей ста_____, отделать камн____, мыть шампун____, доволен путешестви_____, зайти за председател______.
Вставьте пропущенные окончания.
Колюч____ кустарником, рыж_____ котом, перед дальн_____ путешествием, хорош______ другом, с син______ шаром, за ближн______ озером, со счастлив____ концом, шефствовать над сменн_____ средн______ школой, с крупн_______ кистями, довольны зимн_____ морозн_____ погодой, молод____ человеком, хорош_____ уроком, воспитанн______ ребенком, золот______ орешкам, лучш______ подарком, свеж_______ ветром.
Поставьте местоимения в форму творительного падежа.
Горжусь (они) ________, гуляю с (она) ____________, полетел над __ (я) _____________, поехал в гости с (он) _______________, любуюсь (вы) _____________, восхищаюсь (ты) _______________, висит над (оно) _______________, над (мы) __________ синее небо, зашёл за (они)__________, лежал под (он)____________, работаю над (она)________, разочарован (она)___________.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Морозовск Ростовской области
Самоанализ урока русского языка в 4 классе по теме
«Склонение имён существительных множественного числа»
УМК «Планета знаний»
Подготовила
Гордеева Лилия Валерьевна
учитель начальных классов
2018 г.
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.
Цели урока:
1. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о склоняемых частях речи, их морфологических признаках; б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;
2. Воспитательные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей; б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;
3. Развивающие: а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах; б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление; в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).
Урок способствует формированию следующих УУД:
личностных: освоить личностный смысл учения, желание учиться; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, учебная мотивация; развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив.
регулятивных: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы; определять цель учебной деятельности; следовать заданной цели, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, осуществлять самопроверку, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки; осуществлять само- и взаимопроверку работ, взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе, в паре.
коммуникативных: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, в паре; проявлять толерантность, речевая деятельность с целью получения информации.
познавательных: преобразовывать условные модели в словесную информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, умение наблюдать и делать простые выводы.
Оборудование:
-
Учебник “Русский язык”4 класс. Л. Я. Желтовская.
-
Карточки.
-
Компьютер.
-
Презентация.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и программы по русскому языку УМК И.А. Петровой «Русский язык». Вместе с тем, урок построен с учётом дидактических принципов системы обучения «Планета знаний» и психологических особенностей детей данного возраста.
Данный урок входит в большой раздел «Части речи, их формы, правописание» и является заключительным в подразделе «Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи». Структура урока полностью соответствует его типу. Урок связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
В классе 24 обучающихся, учебные возможности детей различны, но психологический настрой в начале урока, позволил всем детям активно включиться в работу. При решении задач урока были учтены все особенности класса через дифференцированную работу (в группах, индивидуально, самостоятельная работа, фронтальная работа).
Все этапы и дидактические моменты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены. Прослеживался плавный переход от одного этапа урока к другому.
Урок проводился с использованием ИКТ.
Физкультминутка позволила избежать психоэмоциональной перегрузки детей, в то же время являлась одним из приёмов первичного закрепления.
Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным.
Этапы урока |
Самоанализ этапа |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
|
На данном этапе создавались условия для возникновения внутренней потребности обучающихся включения в учебную деятельность. Создание положительного психологического настроя.
|
Актуализация знаний, подготовка к восприятию |
Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.
|
Постановка учебной задачи |
На данном этапе организовалось выявление учащимися места и причины затруднения (т.е. тех конкретных знаний, умений, способностей обучающихся, которых недостаёт для решения исходной задачи).
Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)
|
Актуализация полученных знаний |
На данном этапе осуществлялось обсуждение различных вариантов выбора окончаний, предложенных учащимися. Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
(устно, знаково);
(схемы)
|
Закрепление. |
На данном этапе учащиеся фронтально решали типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
|
Самостоятельная работа. |
При проведении данного этапа использовалась индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания и осуществляли самопроверку, сравнивая с образцом. Эмоциональная направленность этапа состояла в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
(плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)
|
Включение в систему знаний и повторение. |
На данном этапе было подобрано задание, в котором тренировалось использование изученного материала, имеющего методическую ценность для способов действий.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
На данном этапе организовалась рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносилась её цель и результаты, фиксировалась степень их соответствия и намечались дальнейшие цели деятельности.
Проговаривание причин затруднений и способов преодоления затруднений. |
Тестовая работа
«Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»
Фамилия ________________________________________________________
1.Окончания –ого, -его имеют имена прилагательные мужского рода в:
1) родительном падеже
2) именительном падеже
3) дательном падеже
2. укажите строку, в которой все имена прилагательные в дательном падеже:
-
сильному ветру, синего моря, большого счастья
-
к школьному другу, на высокое дерево, близкому дому
3) к новому году, по журчащему ручью, любимому учителю
3. Укажите строку, в которой все прилагательные имеют одинаковые окончания:
-
сильн… дождь, син… шар, больн… друг
-
ледян…. катку, по ярк… солнцу, к весёл… празднику
-
родн… города, летн… дня, по солнечн… утру
4. В дательном падеже употреблено имя прилагательное:
1) каменный
-
сильному
-
морского
Тестовая работа
«Дательный падеж имен существительных»
Фамилия __________________________________________________________
1. Какие окончания имеют существительные 2 склонения в дательном падеже единственного числа?
-
-е, -и;
-
-ам, -ям;
-
-у, -ю;
-
-а, -я.
2. В каком из словосочетаний употреблено существительное 1 склонения в дательном падеже?
-
Подойти к линии;
-
Мемориал героям;
-
Отправить посылку;
-
Обещать преподавателю.
3. В каком из словосочетаний употреблено существительное 2 склонения в дательном падеже?
-
Подарки маме;
-
Подъехать к крепости;
-
Гимн красоте;
-
Андрею не спится.
4. Найдите в предложении существительное в форме дательного падежа множественного числа: «В нашем живом уголке нашлось место и ежику, и белочке, и троим хомячкам».
-
Уголке;
-
Ежику;
-
Белочке;
-
Хомячкам.
Тестовая работа
«Употребление личных местоимений»
Фамилия__________________________________________________________
Употреби личные местоимения в нужном падеже
1. Преподаватель говорил с ___?
табой
тобой
2. Мы встретили ___ в кино.
её
неё
3. Я написала ___ письмо.
нему
ниму
ему
иму
4. Ты был у ___?
их
них
5. Одноклассник рассказал о ___.
тибе
тебе
6. На ___ что-то сидит.
мине
мне
мене
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гордеева Лилия Валерьевна
→ Публикатор 30.10.2020 0 2001 232 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.