Конспект урока русского языка "Суффикс как словообразовательная и формообразующая морфема"; 5 класс
Сценарий урока в соответствии с требованиями ФГОС (технологическая карта). Организация учебной деятельности учащихся в контексте темы.
Учитель: В.А.Токарская
Тема урока: Суффикс как словообразовательная и формообразующая морфема.
Класс: 5 Г
Предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить учащихся со словообразовательными и формообразующими суффиксами, научиться образовывать слова с различными суффиксами.
Технологическая карта – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. При традиционном подходе к уроку ставит цели, планирует деятельность, контролирует и корректирует учитель. Главным отличием от традиционного подхода к уроку в соответствии с требованиями ФГОС является системно- деятельностный подход в обучении: ставят цели, планируют деятельность, контролируют и корректируют учебный процесс учащиеся вместе с учителем. Вашему вниманию предлагаю методическую разработку технологической карты по русскому языку в 5 классе по теме «Суффикс как словообразовательная и формообразующая морфема» (Приложение №1).
Цель урока
1) образовательная: создать условия для формирования устойчивых представлений о роли морфемы в словах и значениях наиболее употребляемых суффиксов;
2) развивающая: развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах и группах;
3) воспитательная: воспитание культуры делового общения, воспитание любви к языку.
Планируемый результат
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока, составлять план рассказа о простых и сложных предложениях, рассказывать по плану.
Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД: формировать умение использовать знаково-символические средства для решения задач.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера.
Основные понятия Суффикс, словообразование, морфема
Ресурсы основные
-
«Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.
-
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. / Москва «Русское слово», 2012
Ресурсы дополнительные
-
ФГОС «Русский язык. Тематический контроль» Под редакцией И.П. Цыбулько, 2-е издание
-
О.Б. Адаева, Л.И. Журавлева «Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: ПК, проектор, экран, презентация.
Технологическая карта урока
Технология проведения
|
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа Содержание урока |
Принципы системно - деятельностного подхода, формируемые УУД |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу
1. 2. Отчет ответственных по рядам о готовности к уроку |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проверять готовность к уроку, докладывать, аргументируя ответ
Записать число и тему урока
Формулировать цель изучения нового материала |
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
Организовывать попутное повторение |
Добрый день, ребята! Надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество!
|
Принцип психологической комфортности
Личностные УУД |
1 ряд 2 ряд 3 ряд Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей. наличие домашнего задания. Классная работа Суффикс как словообразовательная и формообразующая морфема В записи числа осуществляют подсчет букв и звуков Нахождение подлежащего и сказуемого в предложении Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. Что нам сегодня предстоит повторить? Изучить? О чем углубим, расширим информацию? |
Личностные УУД
Коммуникативные УУД |
|||
II этап. Актуализация знаний. Цель – повторить навыки по ранее изученному материалу
|
Работать с информацией, представленной в слайд презентации.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
Организовать фронтальную работу по теме «Морфемика», вовлекать в обсуждение проблемных вопросов.
Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания |
Выбор экспертной группы в составе четырех человек: задание «четвертый лишний»: назвать слово и обосновать свой ответ 1. Приставка, корень, суффикс, окончание 2. Дело, делать, поделка, делимое 3. Берег, приехал, справа, домик 4. Идти, прийти, зайти, выйти Экспертной группе поручается оценивание работы учащихся на протяжении всего урока по таблице (см. Приложение №2) Учитывается командный и личный зачет
|
Познавательные УУД
Личностные УУД
|
II этап. Проверка домашнего задания Базовый уровень Повышенный уровень Творческий уровень |
Работать с информацией |
Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. |
Выбор капитана, просмотр им ученических тетрадей на наличие домашнего задания и ученикам, добросовестно выполнившим, на его взгляд, добавляется еще жетон.
Какими словарями вы пользовались Какие трудности были при выполнении домашнего задания? |
Регулятивные УУД
Личностные УУД Коммуникативные УУД
|
III этап. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся со словообразовательными и формообразующими суффиксами
|
Участвовать в работе при выполнении заданий
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать работу по изучению темы
Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока |
Проблемная ситуация: давайте выполним задание
гитарИСТ, рязанЕЦ, шеЛ, пирожОК
На какие две группы можно поделить суффиксы в данных словах? Трудно? Хотите научиться отличать формообразующие суффиксы от словообразовательных?
Открытие нового: Вот и попробуем в этом разобраться. Сейчас я предлагаю обратиться к теоретическому материалу нашего учебника на стр. 21- 26
Задание №1 - В каждой группе советуются и одновременно вносят суффиксы в таблицу (см. Приложение № 3)
|
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД |
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – научиться образовывать слова с различными суффиксами.
|
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.
|
1. Распределите слова по данным колонкам контролер, туляк, стаканчик, собачонка, улыбается, рисовал, веселее, листья (проверяем с экраном)
2.Добавьте по одному примеру на каждый случай (1 минута) (проверяем и раздаем жетоны)
|
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
|
Физкультминутка
|
Отдыхать |
Организовать минутку отдыха |
Теперь немного отдохнем, а потом с новыми силами возьмемся за дело. Физкультминутка |
|
V этап. Закрепление изученного.
Цель – научиться образовывать слова с различными суффиксами.
|
Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
|
Организовать фронтальную работу по учебнику. Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
|
3. Распределите слова на группы в соответствии с их составом (РТ стр. 33 №63): 2 ученика работают на обратной стороне доски -ИК- -ЧИК_ мячик блинчик калачик стульчик ключик попутчик лучик буфетчик Выпишите слово, в котором а) нет суффикса пончик б) два суффикса рукавчик 4. Выбор задания по группам (вытягивают задание на столе у экспертной группы)
|
Познавательные УУД
|
VI. Домашнее задание Цель –
|
|
|
& 4 стр.21-29 №39 Базовый уровень: задания 1- 4, Повышенный уровень: №39, 5 (рассмотреть изделия хохломских мастеров. Используя текст упражнения, описать понравившееся вам изделие, в описание включить суффиксы двух групп) |
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке |
|
|
А сейчас давайте вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её? На какие две группы делятся суффиксы? Подведем итог нашей командной работе. Слово экспертной группе. Какая из групп работа, на ваш взгляд, оперативнее, быстрее? А какая дружнее? Похвалите себя, ребята. А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким? Улыбнитесь, кому урок понравился… Заполните лист оценивания |
|
Приложение № 1
Уважаемый эксперт, сегодня на уроке тебе предстоит выполнить важную миссию: объективно оценить работу твоих одноклассников. Эта таблица позволит тебе в конце урока подвести итог и прокомментировать заполненные тобою графы. (примечание: отмечем «+» и «-», при необходимости некоторые данные можно вписать в данную таблицу)
Критерии оценивания работы в группе |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа |
Капитан команды |
|
|
|
|
|
Отчет капитана о выполнении домашнего задания (+ жетон за наиболее добросовестное выполнение задания) |
|
|
|
|
|
Слаженность, сплоченность, активность работы группы |
|
|
|
|
|
Физкультминутка |
|
|
|
|
|
Кол-во жетонов за 1 задание |
|
|
|
|
|
Кол-во жетонов за 2 задание |
|
|
|
|
|
Кол-во жетонов за 3 задание |
|
|
|
|
|
Кол-во жетонов за 4 задание |
|
|
|
|
|
Кол-во жетонов за 5 задание |
|
|
|
|
|
Кол-во жетонов за 6 задание |
|
|
|
|
|
Количество набранных жетонов
|
|
|
|
|
|
Примечания эксперта (Кто из учеников, на твой взгляд, сегодня самый активный, какая группа, по твоему мнению, наиболее слаженно работала; поощри их жетоном. Какие замечания, пожелания, коррективы ты бы хотел внести для улучшения работы в группах). Приготовься устно озвучить сделанные тобою выводы |
|
|
|
|
|
Эксперт ____________________
Приложение № 2
Уважаемый пятиклассник, заполни аккуратно и разборчиво таблицу примерами суффиксов
по ходу получения информации по теме «Суффикс как словообразовательная и формообразующая морфема»
Для чего служит суффикс? |
|
? |
? |
Профессия, род занятий (Учебник стр. 23) ^:
|
Форма глаголов прошедшего времени (Учебник стр 22) ^:
|
Место жительства и национальность (Учебник стр. 23) ^:
|
Форма сравнительной степени прилагательного (Учебник стр. 22) ^:
|
Уменьшительно- ласкательные (Учебник стр. 24) ^:
|
Форма множественного числа существительных (РТ стр. 31) ^:
|
Увеличительно - пренебрежительные (Учебник стр. 24) ^:
|
|
Глаголы, оканчивающиеся на -СЯ (-СЬ). (Учебник стр. 26)
^:
|
|
Приложение № 3
Дорогой ученик! Перед тобой таблица «Твои достижения на уроке русского языка». Твоя задача - активно работая на уроке, не забывать оценивать свои знания, умения применять их на практике, делать выводы в решении тех вопросов, которые ты еще не освоил, объективно давать себе оценку.
В таблицу вносятся баллы по принципу: освоил – 1 балл, не освоил – 0 баллов.
Ученик (-ца) _____ класса ______________________________________________________________
(фамилия, имя учащегося)
дата учебного занятия |
выполнение домашнего задания |
умение ставить цель и планировать пути ее достижения |
владение теорией (правила, схема, алгоритм) |
орфографическая и пунктуационная грамотность |
выполнение разборов |
соблюдение норм речи |
использование дополнительного материала на уроке |
работа в паре или в группе |
активность работы на уроке |
внесение дополнений и корректив |
итог (сумма баллов мах.- 10 баллов) |
О Т М Е Т К А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Токарская Валентина Александровна
→ Публикатор 02.11.2020 0 3180 266 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.