Конспект урока литературы "Виктор Астафьев "Не отдаляйтесь от людей"


УРОК-ДИСПУТ

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

ПИСАТЕЛЯ В.П.АСТАФЬЕВА


 

«НЕ ОТДАЛЯЙТЕСЬ ОТ ЛЮДЕЙ»


 


 


 


 


 


 

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СОШ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АРКАДИЯ СЕЛЮТИНА с.МИХАЙЛОВСКОЕ ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ ТОМАЕВА ТАТЬЯНА ТЕМБОЛАТОВНА .


 


 

2020г.

Тема. «Не отдаляйтесь от людей». Урок-диспут по произведениям В.П.Астафьева.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; выявить истоки его отзывчивости на чужую боль; готовность откликнуться на беду человеческую.

  2. Побудить учащихся к размышлению над своей собственной судьбой, к поискам путей нравственного самоусовершенствования.

  3. Воспитывать гражданскую и социально активную личность.

Тип урока: урок-диспут.

Оборудование:

  1. Портрет писателя.

  2. Выставка книг В.П.Астафьева.

  3. Иллюстрации к повести «Кража».

  4. Видеозапись встречи Н.С.Михалкова с В.П.Астафьева.

  5. Л.Бетховен. Лунная соната.


 

Эпиграфы к уроку:

Вы живёте среди людей. Проверяйте свои поступки сознанием:

не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.

(В.Сухомлинский)

Если мир расколется – трещина, прежде всего,

пройдет по судьбам детей.

(В.Астафьев)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Мы собрались, чтобы поговорить о творчестве замечательного писателя Виктора Астафьева. Поговорить, может быть, поспорить, но главное – найти связь между теми проблемами, которые волнуют писателя, и сложными вопросами нашей сегодняшней жизни.

Просмотр видеозаписи встречи Н.С.Михалкова и В.П.Астафьева в селе Овсянка.

Диспут.

Ученица. Все в человеке начинается с детства. В этом смысле меня особенног взволновала автобиографическая повесть «Последний поклон». Эта повесть от начала до конца посвящена проблеме становления личности. Астафьев рассказывает о жизни мальчика, подростка, о том, что формировало его характер. С какой благодарностью вспоминает прозаик своего первого учителя. Он и нам говорит: смотрите, вот каким должен быть настоящий педагог, чтобы заслужить любовь и память народную.

Ученица. Я когда читала эту книгу, буквально видела его замечательную, чудную бабушку! «Изработанная я вся»,- говорит она о себе. А сколько в ней сохранилось тепла, доброты ко всему живому. Несмотря на все беды, она не озлобилась, не потеряла вкус к радости. Бабушка и воспитала героя повести.

Казалось бы, какой из неё педагог – сама полуграмотная! Но у неё дар воспитателя, основанный на доброте, природном нравственном чувстве и народной мудрости.

По-моему, «Последний поклон» - это просто кладезь народной педагогики.

Ученица. Нас в щколе учат физике, математике, истории, литературе. Это все очень важно, но беда в том, что нас много обучают и мало воспитьывают. И если бы не было такой бабушки, мы многое потеряли бы. У человека должна быть такая бабушка!

Ученик. Здесь говорили о том, что книга Астафьева – хранительница естественной педагогики. А на чем она основывается? Давайте разберемся. Герои – простые люди, что называется. Но они веками строили, ладили свою жизнь так, чтобы всё в ней было правильно, справедливо. Они не в книгах, а в сердце своем хранят всё лучшее, что накоплено поколениями. В их памяти – опыт предков, опыт народной жизни. Можно сказать, что в общении с бабушкой стихийно осуществилось народное воспитание.

Учитель. Истоки естественной педагогики в народной мудрости, передаваемой из поколения в поколение. И каждый учитель, по мнению писателя, должен быть не просто предметником, но в полном смысле слова воспитателем.

Ученица. Мне кажется, что Виктор Петрович Астафьев в «Последнем поклоне» как бы говорит нам: люди, помогайте друг другу. Не давайте человеку затеряться в жизни, погибнуть…

Ученица. Вопрос о добре и зле – это философский вопрос, каждый человек решает его для себя сам. В «Краже», где Астафьев рассказывает о беспризорниках, мы можем разграничить зло, которое живет в самих людях. Что касается зла социального, то тут все более-менее ясно. Действие повести происходит в 30-е годы ХХ века, страна поднимается из разрухи, и все это отражается на детях. Власть дала сиротам крышу над головой, но она не может дать им родителей, не всегда может оградить их от зла и равнодушия. Конечно, добрых людей рядом с детьми больше, чем злых: это и директор дома Репнин, и «хозяин» города Ступинский, и другие. А по-настоящему злых, умышленно злых, собственно, и нет. Но есть равнодушные,эгоистичные, холодные, а это тоже страшно. Да таких, как Ненила Романовна – помните, «дамочка», - таких к детям на пушечный выстрел подпускать нельзя. А их сейчас везде можно встретить. Социальное зло можно побороть, а вот со злом, которое идёт от невнимания, от лушевной глухоты, - сложнее, потому что его человек сам в себе преодолеть должен. А как он будет преодолевать, если не понимает, что плох? Ведь эта самая Ненила уверена в своей правоте. Она «мэтоды» педагогические изучила и давай их без разбору применять.

Зло в детях, действующих в повести, как бы вторично, У Доменкова родители были воры и его так «воспитали». Паралитик озлоблен, и есть от чего: он во время голода буханку хлеба украл, и его так избили, что она на всю жизнь калекой остался. А ведь и он под конец вроде оттаял. К нему отнеслись по-человечески, и он, хочется верить, ещё станет человеком, так что зло в детях, подростках еще можно преодолеть, а вот во взрослых да самодовольных…

Ученица. Но где проходит грань между добром и злом? Можно ли назвать добрым Репнина? Ведь он тоже причиняет боль воспитанникам?

Ученица. Боль может оказаться полезной, даже спасительной.

Ученица. И опять же, если бы не было зла, то как оценить добро? Всё, что происходит сначала, - это зло. Украли деньги, из-за этого страдает другой человек, невинный. Почему же герои приходят к добру? Можно сделать вывод, что, не будь кражи, всё осталось бы по-старому: Деменков с Паралитиком заправляли бы в доме, как в воровской «малине», а Толя Мазов без раскаяния, угрызений совести и бунта против сложившегося порядка не стал бы тем, кем он стал, - настоящим человеком.

Ученица. Это зло всколыхнуло весь детдом, по-новому высветило всё то, с чем уже смирились, и дало толчок к движению. Добро приходит трудными путями.

Ученица. А по-моему, граница между добром и злом проходит именно через детей. Помните кассиршу, которую посадили за кражу, совершённую детдомовцами? Когда её детей отдали в детдом, Толя Мазов понял всю чудовищность их поступка и решил вергнуть деньги – понял именно потому, что увидел: эта кража лишила детей матери. И вот освобожденная кассирша приходит за своими детьми. Это, по-моему, один из самых потрясающих эпизодов. Все собрались, ждут, что мать поблагодарит за заботу о её малышах, а она кричит: «Шакалы! Воры! Сволочи!» Конечно, она пострадала незаслуженно, но ведь не все же в этом виноваты! Для того, чтобы её освободить, Толя с друзьями многое сделали. И тут их – как плетью…

Ученица. Конечно, эту женщину можно понять: она обижена. Но её вина в том, что она не хочет, не считает нужным вникнуть в ситуацию, разобраться. Это зло идёт от нежелания понять другого, от преувеличенного отношения к личному горю. Человек может стать добрым, если он не эгоистичен, не самоуспокоен,хочет понять, в чём его слабости, и имеет волю, чтобы эти слабости преодолеть. Положим, Репнин не без слабостей, но он же первый от этого страдает, он нашел в себе силы понять, осмыслить свою жизнь и признать ошибки. Он много страдал, но через страдания пришёл к возрождению. И потому смог понять Толины муки – «подтолкнуть» мальчика к раскаянию.

Ученик. Я думаю, что в этой истории с кассиршей есть еще один урок. Репнин, видя, как переживает Толя, думает: «Он ждал немедленной награды за свой благородный поступок. Нет, ты Анатолий – свет, проживи жизнь так, чтобы в конце люди сказали тебе спасибо». А добро – оно ведь не вознаграждения ради делается.

Учитель. Вернее, награда в нём самом. Толя это понял и сумел преодолеть наивное свое ожидание, обиду.

Ученик. Героев «Кражи» жизнь много ломала. Беспризорники вынуждены были воровать, чтобы выжить. И, попав в детдом, они продолжают жить, как привыкли. А Мазов восстал против этого и других за собой повёл. И в этом его победа. А что касается различения зла социального, исторического и того, что в самом человеке… По-моему, всё это одно зло, только разные обличья. Вот фильм «Чучело». Дети, современные, обеспеченные, преследуют одноклассницу. Им не приходилось голодать, скитаться, им не с чего было озлобиться. А они – жестокие. Почему? Потому что их не научили быть добрыми. О них заботились только в плане материальном – кормили, одевали, баловали. А духовно они запущены, заброшены.

Ученик. А ещё – они слишком благополучны. Может быть, не зря всё-таки считают, что страдание облагораживает. Потому что если у человека душа никогда не болела, то как же он сможет понять боль другого? Репнин оттого и стал таким чутким воспитателем, что сам много страдал. Это позволяет ему чувствовать страдания детей. Мы можем стать хорошими людьми, только если будем ощущать чужую боль как свою. Боль одного человека и боль всей страны. Знание истории, без которого нет и не может быть настоящего гражданина, - это ведь, помимо всего прочего, ещё и понимание всех тех тягот, невзгод и лишений, которые вынесли на своих плечах наши отцы и матери , деды и прадеды. И охватить глазом, понять умом нам помогает искусство.

Учитель. Как заканчивается повесть В.П.Астафьева?

Ученик. Повесть заканчивается описанием северного сияния.

Учитель. Почему?

Ученица. Потому что это очищение, надежда на лучшее.

Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена.

Учитель. Не последнее место в понимании нами добра и зла занимают книги Виктора Петровича Астафьева, замечательного писателя, человека, который в своей повести «Кража» сказал, что сам плакал, когда писал эту повесть.


 

Подведение итогов (рефлексия).

Чему научили и о чем заставили вас задуматься повести В.П.Астафьева?


 

Домашнее задание.

Сочинение-эссе на тему: «Уроки добра и справедливости» (по произведениям В.П.Астафьева).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература.

  1. Астафьев В.П. Кража. Последний поклон. М.Просвещение.1990.

  2. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. М. Просвещение. 1992.

  3. 15 встреч в Останкине. Сост.Т.Земскова. М.Политиздат. 1989.

  4. Л.Бетховен. Лунная соната.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Виктор Астафьев "Не отдаляйтесь от людей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томаева Татьяна Темболатовна  Публикатор
12.12.2020 0 1890 219

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК