Конспект урока русского языка "Виды придаточных предложений"; 9 класс


Урок-путешествие в 9 классе по теме: «Виды придаточных предложений»

 

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Виды придаточных предложений», закрепить пунктуационные навыки, развивать речевые навыки при редактировании текста, учить бесконфликтному общению с другими людьми, взаимопомощи, самостоятельности, рефлексии.

 

Оборудование: карта, ромашка с заданиями, фишки, На столе у каждой пары в группе – текст для редактирования, упражнение для определения видов придаточных, материал для самопроверки : нормы оценок цифрового диктанта, учебники с орфографическим словариком.

 

Ход урока.

1.Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Синтаксис)

-Что изучает синтаксис?

-Какие предложения мы изучаем? (СПП)

Мы изучили все виды придаточных предложений в СПП, сегодня приведем знания в систему, повторим все, что знаем об СПП, закрепим умения в расстановке знаков препинания в СПП и продолжим работу по употреблению СПП в речи. Запишем тему урока.

Чтобы интересней нам было работать, поиграем.

Перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по стране Синтаксис.

У нас две группы – два ряда – готовы к путешествию.

-Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами.

Начало маршрута – штат Пунктуация, в конце путешествия окажемся в штате Хорошее Настроение.

Кто дойдет до финиша быстрее? За правильное выполнение заданий получаем зеленый сфетофорик - путь свободен, если будут затруднения, желтый, за невыполненное задание – красный (стоп!) Я надеюсь, что красные нам сегодня не понадобятся.

2 мин.

 

 

1. Итак, путешествие начинается со штата Пунктуация : на доске записано предложение

К берегу причаливал катер, на борту которого суетились люди и моторная лодка.

-Почему смысл предложения абсурден? (Нужно придаточное определительное отделить второй запятой перед союзом и)

Первое препятствие преодолено, и мы еще раз убедились, как важно правильно расставлять знаки препинания (Правильно ответившая команда получает зеленую фишку).

2 мин.

 

3. Мы в районе Больших Синтаксических гор. На нашем пути расцвела большая ромашка, погадаем на ней. По два человека от каждой команды подходят, берут по лепестку, на каждом задание .Цель: повторить теоретические знания по теме, развитие монологической речи на лингвистическую тему.

1) Какие предложения называются СПП? Расскажите об их строении, пунктуации и связи в нем.

2) Расскажите о СПП с придаточными определительными

3) Расскажите об СПП с придаточными изъяснительными.

4) Расскажите об СПП с придаточными обстоятельственными.

( Рецензирование ответов. В зависимости от качества ответа получают фишки зеленого цвета – отлично, путь свободен, открыт, желтый – хорошо, но: внимание, красный – путь закрыт, плохо; цвета соответствуют светофору. 8 мин

 

4. Итак, мы в океане Знаний. Задания у вас на столе: определите вид придаточного.

 

Задание. Сравните предложения, определите вид придаточных (устно)

Я был там, где он родился. (обст. места - где?)

Я был в том городе, где он родился. (определит. – каком?).

Я не знаю, где он родился. (изъяснительное – чего?)

(Проверка задания, раздача фишек)

2 мин

 

2. Впереди у нас море Грамотеев. Чтобы преодолеть его, нужно выполнить задание - Словарный диктант с последующей самопроверкой. По лексическому значению определите слово и запишите его.У доски работают сам-но по одному человеку от каждой команды.

1) То, что переходит от одного поколения к другому. (традиция).

2) Воздавать почести кому-нибудь. (чествовать)ю

3) Продолжительная частая стрельба из многих орудий (канонада).

4) Искусство театрального танца (балет).

5) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре (опера).

6) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде (экология).

7) Запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы (резерв).

8) Запасы, источники чего-то (ресурсы).

9. Внедрение электрической энергии в хозяйственную жизнь (электрификация).

10. Публичное сообщение на какую-нибудь тему (доклад).

11. Предстоящий (будущий).

(Самопроверка по словарю, выставление оценок. Нормы оценок даются детям: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки. Оценки фиксируются в маршрутном листе).

6 мин

 

 

6. Итак, река Чернильная. Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя , отредактировать отрывок из сочинения ученика.

 

1 вариант. Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.

 

Возможный вариант редакции. Летом я с большим интересом прочитал книгу, которая учит нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

 

2 вариант.Наша малая родина –Урал. Уральские горы невысоки, которые красиво называют каменным поясом. Каменный пояс суров, так как кругом скалы, которые покрыты лесами, среди гор – глубокие озера, глубокие реки. Край наш богат полезными ископаемыми , красивыми самоцветами невиданной красы.

 

(Проверка всех вариантов редактирования, найдите СПП, назовите виды придаточных, объясните знаки препинания , раздача фишек в зависимости от качества выполнения работы).

 

 

 

5. Станция Компьютерная. Расставить знаки препинания в программе «Фраза». (Тема №2 СПП, варианты с 515 по 518 на выбор) Полученные оценки поставьте в тетрадь на полях. (7 и 8 задания выполняются по очереди: 1 ряд у компьютера, 2 – редактирование текста, потом 2 ряд у компьютера, 1 – редактирует текст.

 

 

4. Океан знаний

Цифровой диктант. Слушая афоризмы, определить вид придаточного, оформляя его цифрой. 1 – определительное

2 - изъяснительное

3 - обстоятельственное, рядом указать его вид.

 

  1. Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.

  2. Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново.

  3. Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле.

  4. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

  5. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.

  6. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

(Взаимопроверка по шифру 1-1, 2-1, 3-2, 4-3 времени, 5-3 цели, 6-3 времени. Нормы оценок: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ош., «3» - 3 ош. Фиксирование оценок в маршрутном листе. Работа над ошибками: дети, допустившие ошибку, называют номер предложения, учитель вновь его зачитывает, называется придаточное, определяется его вид).

4 мин.

 

 

10. Впереди – штат Хорошее Настроение. Мы войдем в него, если справимся с последним заданием.

Составить памятку из четырех СПП, используя советы Карнеги:

Если вы хотите понравиться людям,

-чаще улыбайтесь;

-искренне интересуйтесь жизнью других людей;

-умейте выслушать до конца говорящего с вами;

-говорите об интересующем вашего собеседника.

(Памятка. Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь. Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди. Умейте выслушать до конца того, с кем говорите. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.) (Устно)

Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поделитесь им со своими близкими, поздравив их с Новым годом этими открытками.

 

Итоги урока.

Путешествие подходит к концу, подсчитаем кол-во зеленых светофориков, проанализируйте свою работу на уроке, учитывая тестовую работу и работу на компьютере, поставьте оценку на полях.

 

Литература

1. Белошапкова В.А. и др. Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолог. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др. Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Виды придаточных предложений"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дюкарева Анна Михайловна  Публикатор
16.12.2020 0 3914 302

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК