Доклад "Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы малокомплектной сельской школы в условиях реализации ФГОС"
ДОКЛАД
для выступления на КПК учителей русского языка и литературы
на тему
«Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы малокомплектной сельской школы в условиях ФГОС».
Уважаемые коллеги!
Готовясь к финальному нашему занятию на курсах, посвящённых Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), испытывала противоречивые чувства…
Нечасто доводится слышать практически из первых уст о теоретической составляющей закона 3-го поколения (требованиях, предполагаемых результатах, проблемах реализации федерального государственного образовательного стандарта). Искренне благодарна за чувство сопричастности к переменам в сфере образования.
Каждое новое занятие курсов обогатило мой педагогический опыт, научило чему-то новому, необходимому в дальнейшей работе (безусловно полезны занятия, организованные в кабинете информатики, где мы постигали премудрости создания электронных презентаций; взяла на вооружение многие рекомендованные преподавателями ВИВТ (Воронежского института высоких технологий) приёмы работы с клавиатурой на ПК, повышающие КПД и экономящие моё время). Чувство новизны всегда приятно испытать, на мой взгляд, современному педагогу.
К финальному занятию в моём сознании информация о реформе образования в нашей стране приняла определённую систему, где всё чётко разложено по полочкам. Казалось бы, живи и радуйся, а чувства, коль я характеризую именно с этой стороны прослушанные мною курсы, чувства удовлетворения нет. «Отчего?» - спросите вы. Постараюсь ответить…
Не в теории, а на практике наблюдаю те проблемы современного образовательного процесса в школе, озвученные на первом занятии Козубенко Ириной Ивановной:
№1
Контингент обучающихся в школе
( В нашей школе 20 обучающихся, из них 9 человек воспитывается в неполных семьях, опекунами, приёмными семьями; из них 5 человек поставлены на профилактический учёт в ИДН…).
А необходимо на выходе из общеобразовательного учреждения получить не только образованного выпускника, способного «планировать свою деятельность и выполнять свой жизненный план», но и разносторонне сформированную и духовно-воспитанную Личность.
№2
Инертность, стереотип и традиция
(Тем не менее ни один преподаватель в нашем коллективе не даёт себе поблажек (подготовиться к уроку не в полную силу, не заинтересовать своих учеников преподаваемым предметом или просто прийти в детский коллектив в плохом настроении…). Помощи от родителей ждать не приходится. Среди них единомышленник – редкое явление. Какие только родительские собрания тематические не организуем! Начинаем их с концерта детской самодеятельности, выступлений обучающихся с эл.презентациями, получившими первые места на научно-практических конференциях в Воронеже…).
№3
Исторический отказ от документирования образовательного процесса на всех уровнях.
(Прямо утопически звучит…Столько писанины, не имеющей отношения непосредственно к урокам, в школе, на мой взгляд, не было никогда. Что ни день, то отписка, причём СРОЧНО!!!)
№4
Качество подготовки выпускников напрямую зависит от ВЫСОКОЙ квалификации учительских кадров
( И это не только своевременная курсовая переподготовка педагогов, но и достойная оплата их труда. Сегодняшний день не радует и этим, зарплату гипотетически повысили, но повысили ли???)
И вот, уважаемые коллеги, появляется чувство горечи оттого, как «страшно далеки они (эти замечательные преобразования) от народа…
А теперь позвольте перейти к своей презентации…
Не смотря ни на какие трудности, жизнь продолжается: начинается очередной учебный год, наши ребятки спешат в школу, заливается звонок на урок и я, как и вы, вновь вхожу в класс…Потому что не могу иначе.
Суть подхода к преподаванию русского языка и литературы можно выразить словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка…».
Именно поэтому русский язык и литература по праву являются теми учебными предметами, ценность которых чрезвычайно высока. На этих уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, на примерах из произведений мастеров слова осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, посредством изучения языка происходит интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Чтобы рождалось и утверждалось в школьниках чувство языковой самобытности, ощущение себя носителем родного языка, ответственности за его сохранение, предстоит сделать немало.
В законе Российской Федерации «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Принцип активности и самостоятельности в обучении – один из основных в современной дидактике. Проблема развития творческих способностей учащихся очень актуальна и важна.
Педагогический коллектив нашей школы всегда стремился идти в ногу со временем, а с ноября 2008 года возможности для инновационной деятельности расширились. На базе муниципального образовательного учреждения «Нороворотаевская ООШ» была организована опытно-экспериментальная площадка (слайд 2). Проблема эксперимента: «Формирование модели обеспечения доступности качественного образования в школьных округах базовых сельских школ через организацию образовательного пространства ресурсного центра». Основная идея эксперимента: «Мы строим дом, в котором всем комфортно, уютно, защищённо».
Изучением приёмов стимулирования познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время занимаюсь на протяжении семнадцати лет. Особое внимание уделяю в своей работе вопросам дифференциации обучения, организации научно-исследовательской деятельности учащихся, формирования ценностно-смысловой компетенции обучающихся при создании школьной газеты, активного использования на учебных и внеклассных занятиях современных информационно-коммуникационных технологий.
За методологическую основу я взяла две модели «Внутриклассная дифференциация» (Николай Петрович Гузик) и «Технология индивидуализации обучения» (Антонина Сергеевна Границкая, Инге Эриховна Унт, Владимир Дмитриевич Шадриков).
Селевко Герман Константинович – рук. Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования, академик. (Ярославль).
Индивидуальную опытно-экспериментальную работу на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время с учащимися 5 класса спланировала в соответствии с этапами эксперимента, развернувшегося в образовательном учреждении: (слайд 3)
Год |
Тема |
Планируемая педагогическая продукция по каждой теме |
Предполагаемые формы апробации материалов |
2018-2019 гг. |
Связные высказывания учащихся в устной и письменной форме как средство формирования и развития общеучебных навыков семиклассников на уроках и во внеурочное время. |
Тематические разноуровневые планы; индивидуальные карточки-задания; конспекты уроков, коллективно-творческие презентации. |
Публикация обобщающей статьи по результатам педагогических чтений на школьном сайте. |
2019-2020 гг. |
Использование разноуровневых заданий по русскому языку и литературе в восьмом классе при организации и проведении рабочих уроков, самостоятельных работ как средства развития способности к адекватной самооценке. |
Конспекты уроков; методические рекомендации по использованию разноуровневых заданий. |
Заседание методического объединения учителей-предметников и педагогического совета школы. |
2020-2021 гг. |
Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся при создании школьной газеты«Teremok.ru». |
Создание электронного варианта школьной газеты «Teremok.ru». |
Презентация учебного проекта на районном методическом объединении учителей-словесников и на районной лингвистической конференции. |
На начальном этапе передо мной стояла задача разработать методику дифференциации обучения русскому языку и литературе на различных этапах урока, провести мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся по русскому языку (ОУУН).
Дифференцированный подход в обучении предполагает вариативные формы работы: коллективную (совместное выполнение одного задания), групповую (каждая из трёх групп получает своё задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональные задания). Распределение ребят по группам с учётом уровня развития учеников происходит безболезненно, по их желанию, ежеурочно, так как они сами осознают, кто есть кто и реально оценивают свои возможности по отдельно взятой теме. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их способностями, создать оптимальные условия для обучения и дальнейшего роста школьника, переходу его из одной группы в другую. В первую группу «Восклицательный знак» (я знаю многое) входят подростки с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения, обладающие высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, которым доступны обобщения и абстрагирования. У этих учащихся ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас. Во вторую группу «Точка» (я согласен сотрудничать) входят подростки с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного. Третью группу «Вопросительный знак» (мне нужна помощь) образовывают подростки с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедным словарным запасом. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
На начало эксперимента в 2018-2019 учебном году деление обучающихся на группы выглядело следующим образом:
Уже в 2019-2020 учебном году благодаря систематически организованному дифференцированному обучению (тематические разноуровневые планы, индивидуальные карточки-задания, индивидуальные консультации по предмету с учащимися), вовлечению ребят в активную внеурочную деятельность по русскому языку и литературе, с помощью исследовательской деятельности на занятиях детского объединения юных корреспондентов «Теремок», создания электронного варианта школьной газеты «Teremok.ru», деление учащихся на группы выглядело иначе:
Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.
Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно подойти в обучении к новому образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей, как стремление к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Всё это в дальнейшем поможет школьникам легко войти во «взрослую» жизнь.
Наряду с основными вопросами образования у учащихся важно сформировать и такие качества, как:
-
потребность узнавать новое (участие в эксперименте, проведение предметных недель и внеклассных мероприятий, позволяющих учащимся расширить сферу учебной деятельности);
-
умение применять те или иные навыки.
-
восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах (этому способствуют такие типы уроков, как деловые игры, написание эссе, исследовательская деятельность учащихся).
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности школьника: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребёнку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. (слайд 4).
Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный проект. Так, в качестве очередного приёма стимулирования познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении русскому языку и литературе, успешно в своей практике организую работу детского объединения юных корреспондентов «Теремок». Создание учащимися школьной газеты «Teremok.ru» способствует формированию ценностно-смысловой компетенции детей и подростков.
В современных условиях дефицита патриотического воспитания детей особенно актуально встает вопрос о привитии любви к родному слову. Занятия детского объединения «Теремок» призваны оживить детский интерес к слову и словесности (слайд 5).Они предоставляют возможность, не страшась ошибок и очередной двойки, в духе творческого состязания задуматься, блеснуть эрудицией и умением красиво и грамотно излагать свои мысли при решении трудных задач, которые подбрасывает нам родной язык. Занятия предполагают проведение исследовательской работы с краеведческим материалом, о сборе и обработке информации по истории родного села, района; возрождение народных обычаев, приобщение детей к национальной сельской культуре; а также ознакомление общественности с продуктами своего труда через выпуск школьной газеты. (слайд 6).
Свободное владение русским языком – надёжная опора в жизни каждого гражданина России. Именно для реализации этой цели считаю необходимым усилить практическую направленность обучения предмету, повысить интерес учащихся к учению, поднять статус русского языка.
И всё это для наших ребяток и родной школы! (слайд 7).
Резюмирую: любовь к жизни, своей работе и оптимизм живы в моём сердце.
Вам, дорогие коллеги, желаю здоровья, благополучия, удовлетворения от своего труда, уважительного отношения ко всему, что вы делаете, долголетия вам и вашим коллективам!
Спасибо за внимание!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хаустова Ирина Николаевна
→ Публикатор 08.01.2021 0 1880 188 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.